Министерство образования и науки Самарской области
Родительское собрание «Влияние мультфильмов на духовно- нравственное развитие» в старшей группе, с использованием интерактивных технологий, как средство повышения воспитательного потенциала родителей.
.
Выполнила:
Володина Анна Александровна
воспитатель
МБУ детский сад № 16 «Машенька»
Тольятти, 2018 г.
Тема: «Влияние мультфильмов на духовно - нравственное развитие»
Форма проведения: родительское собрание
Аудитория: родители средней возрастной группы
Количество участников: воспитатель группы, родители
Задачи:
1. Познакомить родителей с темой «Влияние мультфильмов на духовно – нравственное развитие».
2. Стимулировать интерес к воспитательно-образовательному процессу.
3. Восполнить пробелы в педагогических знаниях.
4. Привлечь родителей к обмену опытом в воспитательно-образовательном процессе детей.
5. Содействовать сплочению родительского коллектива через совместное интерактивное взаимодействие.
Ожидаемые результаты:
1. Повышена педагогическая компетентность родителей.
2. Родители ознакомлены с темой «Влияние мультфильмов на духовно – нравственное развитие»
3. Родители заинтересованы в воспитательно-образовательном процессе, который обеспечивает улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащает воспитательный опыт родителей.
4. Родители осознаннее подходят к выбору мультфильмов для просмотра детьми.
5. Родители чаще просматривают мультфильмы вместе с ребенком.
6. Родительский коллектив стал более сплочённым.
Информационно-техническое обеспечение: анкеты, информация на стендах, буклеты (Приложение № 1), приглашение через приложение «Viber».
Материалы и оборудование: стулья для участников, столы, интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, презентация «Влияние мультфильмов на духовно – нравственное развитие ребенка» (Приложение № 2), отрывки из мультфильмов, итоги анкетирования.
Логика проведения:
Влияние мультфильмов на духовно-нравственное развитие ребенка
Слайд 1.
Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.
Василий Александрович Сухомлинский
1. Родители заходят в комнату, увешанную сюжетами из современных мультфильмов. Встают в круг спиной друг к другу. Закрывают глаза.
Воспитатель: Что вы чувствуете? Эти неосознанные ощущения чувствует ребенок. Т. к. он не опытен в жизни. Теперь повернитесь в круг, подойдите ближе, ближе, так чтобы плечи ваши касались соседа (встали в плотный круг). Как ощущение? Легче, улыбаетесь, тепло и приятно, комфортно и надежно. Вот так тот же неопытный ребенок чувствует себя в семье. В любви, поддержке и заботе….
2. Проходят за круглый стол. Встают по кругу.
Конечно же не все ребенок берет из семьи. Семья старается вложить в ребенка только самое лучшее, то что наши родители вложили в нас.
3. На столе стоит банка. По кучкам разложены крупы с табличками: доброта, смелость, вульгарность, критика, зависть и т. д.
4. Что же мы вкладываем в своего ребенка?
Повторение упражнения «Сосуд». (крупа, банка, бисер).
Что формирует ребенка? Ответы выписываются на доску.
Родители присаживаются за стол.
(К родителям) Духовное воспитание- что это такое? Из чего оно складывается? Что воспитывает сердце и душу ребенка?
(Ответы родителей)…. ..
Подвести к тому, что телевизор играет важную роль в духовном развитии детей
Действительно, сегодня телевидение стало чем-то вроде игрушки, поэтому проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Внутренний мир ребенка только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают, что их окружает: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о мультфильмах.
Какие мультфильмы вы смотрели в своем детстве?
Родители: Ответы.
Воспитатель: Какие мультфильмы смотрят сейчас ваши дети?
Родители: Ответы
Воспитатель: Мультфильмы – это прелесть телевидения. И дети, и взрослые их очень любят. Но почти никто не «углубляется» в то, что, на самом деле, скрывается в поведении их персонажей и сюжетов.
Слайд 2.
Многие из нас не так часто задумываются все ли мультфильмы несут в себе положительный воспитательный момент, что может воспитать просматриваемый мультфильм. Однако, наверняка у всех возникало чувство, при просмотре некоторых мультфильмов, что что-то в них не так, вроде бы добро победило зло, главный герой совершает героические поступки, но что-то нас все же настораживает в них. *(мы не останавливаемся на таких мультфильмах как Симпсоны, Гриффины, Футурама и т.п., т.к. здесь всем понятно, что это мультфильмы не для детей, а скорее для взрослых, находящихся в определенном эмоциональном состоянии).
(К родителям) Знаете ли вы какие мультфильмы любят ваши дети?
(Ответы родителей)………………
(К родителям.) Мы опросили детей и выяснили какие мультфильмы являются самыми популярными среди воспитанников нашей группы.
Слайд 3.
Самые популярные мультфильмы среди воспитанников нашей группы.
Затем результаты на Слайд 4.
(К родителям) Давайте попробуем узнать героев мультфильмов. Кто-то знает примерное содержание этих мультфильмов?
Предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Сорвиголова Кик Бутовски» и «Финес и Ферб».
Слайд 5.
(К родителям) Что-то понравилось в этих мультфильмах?
А что насторожило?
Ответы……………… .
Сформулированы следующие признаки вредного мультфильма
Слайд 6,7,8
* Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».
* Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается.
* Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно.
* Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам.
* Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям.
* Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои.
Большинство западных, в частности американских мультфильмов, отвечают всем выше перечисленным критериям «вредного мультфильма». Более того, в них можно выделить еще ряд отрицательных особенностей. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. И как правило в конце наших сказок отрицательный персонаж легко перевоспитывается, сам понимает, что был не прав; оказывается, что он был злым, вредным только потому, что с ним никто не дружил.
Воспитатель: Какие еще вредные аспекты можно выделить в мультфильмах:
Слайд 9
*садизм в мультфильмах
А теперь поговорим о садизме на примере все того же мультфильма "Шрек". Если Вы смотрели эти мультфильмы, то возможно Вы помните, как принцесса начинает петь и рядом из гнезда на ветке, взлетает птица (в гнезде несколько яиц) и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время принцесса повышает голос и птицу разрывает. Принцесса смущена, но ненадолго и начинают жарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Если Вы обратите внимание на вашего ребенка в этот момент, то увидите, как ребенок хохочет над данным эпизодом, да и Вы возможно тоже смеялись. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире. Главная героиня наших сказок не может быть вероломной, жестокой она не может убить животное, а наоборот показывают любовь к животным. И почему наши героини из лягушек превращаются в красивых принцесс, а в Шреке из принцессы в трольшу.
Слайд 10,11
*эротика в мультипликации
Вспомните главных героинь в русских мультфильмах, их женственность выражена лишь через духовные качества. В американских мультфильмах женщины реалистичны, физиологичны, преобладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин.
В наших мультиках самая большая эротика, это сомкнутые руки героев, а поцелуй скрыт от глаз, он лишь обозначен. В иностранных мультиках все на показ, как у взрослых. Губы открыты и похотливы. Шрек, например, волочет принцессу на плече, а потом заигрывая с ней толкает ее так, что она улетает в кусты, и все это ей нравится. В наших же мультиках героиню не толкают и не волокут, потому что с женщиной так не положено обращаться. Психологи предупреждают, что взрослые стереотипы поведения в частности эротику в детских мультиках показывать нельзя, это раньше времени растормаживает у ребенка сферу влечения к чему функционально и морально ребенок еще не готов. Эти переживания искалечат психику ребенка и в будущем, это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжения рода. У детей формируется «романтический голод».
(К родителям) Есть ли полезные мультфильмы? Конечно! Примеры? все они отвечают следующим критериям
Слайд 12.
Однако оградить детей совсем от просмотра «вредных» мультфильмов мы не можем. Наша с вами задача научить детей «что такое хорошо и что такое плохо», рассказать и показать им, что девочки должны быть нежными, ласковыми, целомудренными, а мальчики – смелыми, храбрыми. Как этого достичь? Смотрите хотя бы иногда вместе с ребенком то, что сморит он, если вы видите какое-то из ряда вон выходящее событие – прокомментируйте его, но не в виде нравоучений или приказов выключить немедленно, а в виде удивления, недоумения. Например, «ой, как он плохо поступил. Разве он не видит, что ему больно?» и т.п. Не ждите, что после одного такого совместного просмотра ребенок тут же откажется от любимого мультфильма. Эффект может проявиться не сразу, однако он будет. Ничто не проходит бесследно для души ребенка, и как бы он не любил мультфильмы, живое общение со взрослым для него гораздо важнее.
Слайд 13.
Закончить мне хотелось бы притчей:
Сосуд души (Христианская притча)
Авва — древнее наименование настоятеля православного монастыря — игумена, архимандрита
Некоторый брат сказал старцу:
— Авва! Вот я часто вопрошаю святых отцов, чтобы они сказали мне наставление для спасения души моей, но что бы они ни сказали мне, я ничего не помню.
У старца были два пустых кувшина. Он повелел брату:
— Поди, возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей, а сосуд к верху дном поставь на своё место.
Брат выполнил это поручение. Ещё дважды старец просил его сделать то же самое. Когда сосуд был вымыт в третий раз, старец сказал ему:
— Принеси оба сосуда сюда.
Когда брат принёс, старец спросил:
— Который из двух сосудов чище?
Брат ответил:
— Тот, в который я наливал воду и который мыл.
На это старец сказал:
—Так и та душа, сын мой, которая часто слышит слово Божие — хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, нежели та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.
Слайд 14. Спасибо за внимание!
Приложения:
1. Буклет.
2. Презентация.
3. Список литературы:
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001
Исследования отечественных ученых И. Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.
Интернет ресурсы:
http://pedportal.net/
http://www.maam.ru/
http://mults.info/
http://baby-i-mama.ru/
http://www.sibmedport.ru/
http://nsportal.ru/