СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью проведения семинара для педагогов ДОУ является формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»

МДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка»

г. Ртищево Саратовской области
































2021 – 2022 г.г.



Семинар для педагогов


«Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»



Цель проведения: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям; формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника семинара.


Участники семинара:

музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели ДОУ.

Оборудование: музыкальный центр, диск с записями: Игра с дедом Морозом  «Едет, едет паровоз», «Тетя-весельчак» муз. Гладкова,  Иван Купала «Ай, Заинька», «Вальс-шутка» Шостакович,       «У меня, у тебя» музыка Е.Попляновой, любая ритмичная полька.

Методы и приемы: практический, словесный, наглядно-двигательный.


План проведения семинара-практикума:


  1. Теоретическая часть.

  • Сообщение музыкального руководителя Жуковой Татьяны Владимировны о влиянии музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников.

  • Выступление воспитателя Антоновой Светланы Геннадьевны на тему: «Роль воспитателя в развитии музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»


  1. Практическая часть.


  • Викторина для педагогов по обучению дошкольников музыкально-ритмическим движениям.

  • совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе семинара проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками семинара;

  1. Заключительная часть.


Подведение итогов семинара-практикума.




Ход проведения семинара-практикума:


  1. Теоретическая часть.

Выступление музыкального руководителя Жуковой Т.В.

«Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

 Музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Необходимо поэтому возможно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.

В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям 

решается целый ряд задач:

  • обогащать детей музыкальными впечатлениями, содействовать накоплению слушательского опыта;

  • совершенствовать естественные движения (ходьбу, бег, прыжки);

  • обучать танцевальным движениям;

  • совершенствовать психомоторные способности дошкольников, (развивать музыкально-ритмическое чувствомузыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой),

  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);

  • развивать творческие и созидательные способности детей (мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, трудолюбие, лидерство, инициативу);

  • развивать коммуникативные качества (чувство партнёрства, товарищества, взаимопомощи).

В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям решается и такая важная задача, как укрепление здоровья детей. Этот вид музыкальной деятельности является одним из значимых средств оздоровления детей в нашем детском саду Занятия музыкально-ритмической деятельности способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. А это очень актуально, так как к нам поступают часто болеющие дети, ослабленные физически.

Музыкально-ритмические движения помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности, активизируют мышление.

Музыкально-подвижные игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Также следует отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей. По мнению В. М. Бехтерева, организация движений с помощью музыкального ритма устанавливает равновесие в деятельности нервной системы ребенка, помогает умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. С помощью музыкально-подвижных игр возможно снятие психо - эмоционального напряжения.

Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и  развитию  опорно–двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: музыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.


Выступление воспитателя Антоновой С.Г.

«Роль воспитателя в развитии музыкально-ритмических движений с детей старшего дошкольного возраста».


Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. У детей старшего дошкольного возраста достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; расширять и уменьшать круг; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами. Старшие дошкольники могут исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.

Воспитатель совместно с музыкальным руководителем, личным примером показывает детям, как нужно, правильно выполнять упражнения. Необходимо добиваться естественности, непринужденности, выразительности в выполнении ритмических движений. У ребёнка необходимо выработать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере танца.

Среди любимых детьми и очень полезных упражнений - «Круг дружбы». Ребята встают в круг и один за другим на определённый музыкальный счёт, подают друг другу руки. Эту игру можно проводить на прогулке. Так в игре вы помогаете им усвоить счет, что в дальнейшем даст ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта.

Ребенок отлично усваивает дирижерское упражнение, в котором:

- на «раз» - руки опускаются вниз;

- на «два» - скрещиваются перед собой;

- на «три» - раскрываются в стороны;

на «четыре» - поднимаются над головой для продолжения упражнения.

Это упражнение очень полезно для развития координации движений. Для развития у ребёнка выразительности, артистичности, фантазии рекомендуется проводить совместные музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления это может быть «Детский альбом» П. Чайковского.

Например, используя музыкальный этюд «Художник», воспитатель вначале предлагает детям послушать музыку всю целиком, а потом на любую музыкальную фразу этюда дети по очереди выбегают на середину зала и показывают придуманную позу. Затем все вместе решают, кто нашёл самую, интересную, красивую позу, кто «художник». Дошкольники относятся к этому этюду как к занимательной игре. Умейте увидеть то, что показывает ребёнок, и понять его. Ведь поза в таком этюде - это уже творчество маленького человека. А нет ничего важнее, чем развивать в детях творческое, созидательное начало.

В возрасте 5-7 лет у детей значительно расширяется объем упражнений. Наиболее сложными из них являются движения рук. Воспитателю следует тщательно работать с детьми над мягкостью, плавностью и выразительностью движений. С этой целью надо чаще давать упражнения, способствующие расслаблению, мышц рук.

Так игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и к кистям рук. Для занятий с детьми воспитателям предлагается игра: «Деревянные и тряпичные, куклы». При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при наклонах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова покачивается, ноги тоже поворачиваются, хотя ступни и остаются на месте.

К сложным движениям, требующим длительного времени разучивания, относятся боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, многие элементы национальных народных плясок. Воспитатель должен оказать посильную помощь детям в освоении этих движений.

Главная задача воспитателя - создать эмоциональный настрой у детей до занятия и во время занятий поддерживать интерес и инициативу. Индивидуально подходить к каждому ребенку и следить за качественным исполнением танцевальных движений.



  1. Практическая часть.


А сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрим конкретно методику проведения игр, хороводов, плясок, упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приемы обучения.


Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.
В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием и текстом. Например, музыкальная игра «Ходит Ваня».  Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, самостоятельно, по-своему изобразить «Ваню».


Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определенные движения («Плетень»). В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приемы. Прежде всего, дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложениями, фразами).

В игровой форме разучиваются различные, хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей.
Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.

Некоторые упражнения носят вспомогательный характер — направлены на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.

Делим всех присутствующих воспитателей  на 3 возрастные группы:
- Младший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат кубики);
- Средний дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат погремушки);
- Старший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат ложки).

Танец - игра для малышей «У меня, у тебя» музыка Е.Попляновой.

1. У меня, у тебя
Красивые ручки, (ладошки вверх-вниз)
У меня, у тебя
Красивые ножки. (выставление ног на каблучок)

ПРИПЕВ:
Мы стобой ручками
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы с тобой ножками
Топ, топ, топ, топ.

2. У меня, у тебя
Носик, словно, пуговка, (движение "биб")
У меня, у тебя
Ротик, словно, клюковка. (поцелуйчик)
ПРИПЕВ.

3.У меня, у тебя (пальчиком по бровям)
Красивые бровки.
У меня, у тебя (погладить себя или дружка по голове)
Умная головка.
ПРИПЕВ.

4.У меня, у тебя
Щечки, словно, яблочки,
У меня, у тебя,
На щеках по ямочке.
ПРИПЕВ.

5. У меня, у тебя
Звонкие ладошки,
У меня, у тебя
Как пружинки ножки
ПРИПЕВ:
Мы с тобой ручками
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп. (по коленочкам)
Мы с тобой ножками
прыг-скок, прыг-скок!

Игровое упражнение «Гномики» для детей среднего дошкольного возраста (музыка полька)

Дети-гномики идут в лес с пустыми корзинками, возвращаются из леса с ягодами и с грибами (шаг 1/8, легкий шаг и легкий бег на носочках) (шаг ¼, тяжелый шаг).



Релакс -упражнение "Куклы-марионетки»  для детей старшего дошкольного возраста (музыка «Вальс-шутка» Д. Шостакович)

Муз.рук.: Представьте, что к каждому суставчику кукол-марионеток привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.

Игровое упражнение «Тетя-весельчак» муз. Гладкова для всех участников семинара

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, руки мои руки, мои руки хороши
Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши
Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, боки мои боки, мои боки хороши
Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Прыжочки мои, вы прыжочки хороши
Прыжочки мои, вместе пляшем для души!


В первой части каждого куплета можно тренировать детей в выполнении различных танцевальных движений. Идем по кругу хороводным шагом, дробным шагом, поскоками, мелким шагом на полупальцах, боковым галопом, шагом с высоким подъемом ног.
На проигрыш после каждого куплета педагог выполняет движения, соответствующие выбранному возрасту.

Муз. руководитель: Ну, а теперь настало время ответить на вопросы викторины, касающиеся музыкально-ритмической деятельности дошкольников.

Каждый участник семинара отвечает на вопросы викторины, выбирая правильный ответ из трёх предлагаемых.

Подведение итогов викторины.

  1. Заключительная часть.


Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами много говорили о влиянии музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников. Из всего сказанного, учитывая опыт работы наших педагогов по развитию музыкально-ритмических движений, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности, способствует оздоровлению и всестороннему развитию дошкольников, развивает воображение детей, их творческую активность. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.