МДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка»
г. Ртищево Саратовской области
2021 – 2022 г.г.
Семинар для педагогов
«Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»
Цель проведения: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям; формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника семинара.
Участники семинара:
музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели ДОУ.
Оборудование: музыкальный центр, диск с записями: Игра с дедом Морозом «Едет, едет паровоз», «Тетя-весельчак» муз. Гладкова, Иван Купала «Ай, Заинька», «Вальс-шутка» Шостакович, «У меня, у тебя» музыка Е.Попляновой, любая ритмичная полька.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядно-двигательный.
План проведения семинара-практикума:
Теоретическая часть.
Сообщение музыкального руководителя Жуковой Татьяны Владимировны о влиянии музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников.
Выступление воспитателя Антоновой Светланы Геннадьевны на тему: «Роль воспитателя в развитии музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»
Практическая часть.
совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе семинара проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками семинара;
Заключительная часть.
Подведение итогов семинара-практикума.
Ход проведения семинара-практикума:
Теоретическая часть.
Выступление музыкального руководителя Жуковой Т.В.
«Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
Музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Необходимо поэтому возможно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.
В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям
решается целый ряд задач:
обогащать детей музыкальными впечатлениями, содействовать накоплению слушательского опыта;
совершенствовать естественные движения (ходьбу, бег, прыжки);
обучать танцевальным движениям;
совершенствовать психомоторные способности дошкольников, (развивать музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой),
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);
развивать творческие и созидательные способности детей (мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, трудолюбие, лидерство, инициативу);
развивать коммуникативные качества (чувство партнёрства, товарищества, взаимопомощи).
В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям решается и такая важная задача, как укрепление здоровья детей. Этот вид музыкальной деятельности является одним из значимых средств оздоровления детей в нашем детском саду Занятия музыкально-ритмической деятельности способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. А это очень актуально, так как к нам поступают часто болеющие дети, ослабленные физически.
Музыкально-ритмические движения помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности, активизируют мышление.
Музыкально-подвижные игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Также следует отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей. По мнению В. М. Бехтерева, организация движений с помощью музыкального ритма устанавливает равновесие в деятельности нервной системы ребенка, помогает умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. С помощью музыкально-подвижных игр возможно снятие психо - эмоционального напряжения.
Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развитию опорно–двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой: музыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.
Выступление воспитателя Антоновой С.Г.
«Роль воспитателя в развитии музыкально-ритмических движений с детей старшего дошкольного возраста».
Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. У детей старшего дошкольного возраста достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; расширять и уменьшать круг; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами. Старшие дошкольники могут исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.
Воспитатель совместно с музыкальным руководителем, личным примером показывает детям, как нужно, правильно выполнять упражнения. Необходимо добиваться естественности, непринужденности, выразительности в выполнении ритмических движений. У ребёнка необходимо выработать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере танца.
Среди любимых детьми и очень полезных упражнений - «Круг дружбы». Ребята встают в круг и один за другим на определённый музыкальный счёт, подают друг другу руки. Эту игру можно проводить на прогулке. Так в игре вы помогаете им усвоить счет, что в дальнейшем даст ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта.
Ребенок отлично усваивает дирижерское упражнение, в котором:
- на «раз» - руки опускаются вниз;
- на «два» - скрещиваются перед собой;
- на «три» - раскрываются в стороны;
на «четыре» - поднимаются над головой для продолжения упражнения.
Это упражнение очень полезно для развития координации движений. Для развития у ребёнка выразительности, артистичности, фантазии рекомендуется проводить совместные музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления это может быть «Детский альбом» П. Чайковского.
Например, используя музыкальный этюд «Художник», воспитатель вначале предлагает детям послушать музыку всю целиком, а потом на любую музыкальную фразу этюда дети по очереди выбегают на середину зала и показывают придуманную позу. Затем все вместе решают, кто нашёл самую, интересную, красивую позу, кто «художник». Дошкольники относятся к этому этюду как к занимательной игре. Умейте увидеть то, что показывает ребёнок, и понять его. Ведь поза в таком этюде - это уже творчество маленького человека. А нет ничего важнее, чем развивать в детях творческое, созидательное начало.
В возрасте 5-7 лет у детей значительно расширяется объем упражнений. Наиболее сложными из них являются движения рук. Воспитателю следует тщательно работать с детьми над мягкостью, плавностью и выразительностью движений. С этой целью надо чаще давать упражнения, способствующие расслаблению, мышц рук.
Так игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и к кистям рук. Для занятий с детьми воспитателям предлагается игра: «Деревянные и тряпичные, куклы». При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при наклонах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова покачивается, ноги тоже поворачиваются, хотя ступни и остаются на месте.
К сложным движениям, требующим длительного времени разучивания, относятся боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, многие элементы национальных народных плясок. Воспитатель должен оказать посильную помощь детям в освоении этих движений.
Главная задача воспитателя - создать эмоциональный настрой у детей до занятия и во время занятий поддерживать интерес и инициативу. Индивидуально подходить к каждому ребенку и следить за качественным исполнением танцевальных движений.
Практическая часть.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрим конкретно методику проведения игр, хороводов, плясок, упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приемы обучения.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.
В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием и текстом. Например, музыкальная игра «Ходит Ваня». Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, самостоятельно, по-своему изобразить «Ваню».
Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определенные движения («Плетень»). В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приемы. Прежде всего, дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложениями, фразами).
В игровой форме разучиваются различные, хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей.
Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.
Некоторые упражнения носят вспомогательный характер — направлены на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.
Делим всех присутствующих воспитателей на 3 возрастные группы:
- Младший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат кубики);
- Средний дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат погремушки);
- Старший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат ложки).
Танец - игра для малышей «У меня, у тебя» музыка Е.Попляновой.
1. У меня, у тебя
Красивые ручки, (ладошки вверх-вниз)
У меня, у тебя
Красивые ножки. (выставление ног на каблучок)
ПРИПЕВ:
Мы стобой ручками
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы с тобой ножками
Топ, топ, топ, топ.
2. У меня, у тебя
Носик, словно, пуговка, (движение "биб")
У меня, у тебя
Ротик, словно, клюковка. (поцелуйчик)
ПРИПЕВ.
3.У меня, у тебя (пальчиком по бровям)
Красивые бровки.
У меня, у тебя (погладить себя или дружка по голове)
Умная головка.
ПРИПЕВ.
4.У меня, у тебя
Щечки, словно, яблочки,
У меня, у тебя,
На щеках по ямочке.
ПРИПЕВ.
5. У меня, у тебя
Звонкие ладошки,
У меня, у тебя
Как пружинки ножки
ПРИПЕВ:
Мы с тобой ручками
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп. (по коленочкам)
Мы с тобой ножками
прыг-скок, прыг-скок!
Игровое упражнение «Гномики» для детей среднего дошкольного возраста (музыка полька)
Дети-гномики идут в лес с пустыми корзинками, возвращаются из леса с ягодами и с грибами (шаг 1/8, легкий шаг и легкий бег на носочках) (шаг ¼, тяжелый шаг).
Релакс -упражнение "Куклы-марионетки» для детей старшего дошкольного возраста (музыка «Вальс-шутка» Д. Шостакович)
Муз.рук.: Представьте, что к каждому суставчику кукол-марионеток привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.
Игровое упражнение «Тетя-весельчак» муз. Гладкова для всех участников семинара
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, руки мои руки, мои руки хороши
Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши
Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, боки мои боки, мои боки хороши
Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Прыжочки мои, вы прыжочки хороши
Прыжочки мои, вместе пляшем для души!
В первой части каждого куплета можно тренировать детей в выполнении различных танцевальных движений. Идем по кругу хороводным шагом, дробным шагом, поскоками, мелким шагом на полупальцах, боковым галопом, шагом с высоким подъемом ног.
На проигрыш после каждого куплета педагог выполняет движения, соответствующие выбранному возрасту.
Муз. руководитель: Ну, а теперь настало время ответить на вопросы викторины, касающиеся музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
Каждый участник семинара отвечает на вопросы викторины, выбирая правильный ответ из трёх предлагаемых.
Подведение итогов викторины.
Заключительная часть.
Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами много говорили о влиянии музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников. Из всего сказанного, учитывая опыт работы наших педагогов по развитию музыкально-ритмических движений, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности, способствует оздоровлению и всестороннему развитию дошкольников, развивает воображение детей, их творческую активность. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.