СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние Музыкальных игр на развитие хореографических навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли.

Просмотр содержимого документа
«Влияние Музыкальных игр на развитие хореографических навыков»

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Значение музыкальной игры для дошкольника

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

  1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.

  2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.

  3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.

  4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.

  5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).

В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.

Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.

Виды музыкальных игр

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

Спокойное музицирование

Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке. При этом инструменты многократно звучат в различной последовательности, а в конце педагог отмечает подгруппу, которая наиболее быстро и точно реагировала. К такой игре можно продумать интересную награду, к примеру, по желанию ребят включить песню из мультфильма.

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:

  1. «Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).

  2. «Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).

  3. «Какой инструмент исчез?». Перед дошкольниками выставляется несколько музыкальных инструментов либо их изображений. Воспитатель просит закрыть глаза, а потом убирает один предмет. Задача ребят — определить, что именно исчезло. Как вариант игры — инструменты можно менять местами.

  4. «Сыграй мелодию на ксилофоне». Педагог размещает на доске в определённом порядке цветные карточки (на ксилофоне есть клавиши такого же цвета). Дошкольники должны расшифровать мелодию — сыграть её с помощью музыкального инструмента.

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. В качестве материала хорошо подойдут песенки Е. Железновой либо народные потешки и прибаутки. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент. Наградой будет не символический приз, а сам процесс соревнования (в ловкости или скорости). Например, всем, даже людям, далёким от дошкольной педагогики, известна игра «Займи стульчик» (она часто практикуется на корпоративах, свадьбах и пр.). Под весёлую музыку участники бегают по кругу вокруг стульев, при этом стульев на один меньше, чем детей. Когда мелодия умолкает, все, кроме одного человека, садятся. После этого движение возобновляется, но выбывает один участник и убирается один стул. В итоге остаётся одно место на двух человек, и выявляется победитель. Эту игру можно немного видоизменить — вместо стульев взять какие-либо предметы, например, кегли или мягкие игрушки (в зависимости от возраста дошкольников).

Ещё один популярный пример подвижной музыкальной игры – «Море волнуется раз». Дети произвольно двигаются под мелодию, а когда она замолкает, все должны «замереть», изображая заранее оговоренного персонажа (в классическом варианте — морского обитателя).

  • Море волнуется раз,

  • море волнуется два,

  • Море волнуется три,

  • Морская фигура на месте замри.

Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

Хороводная игра тоже может содержать соревновательный элемент. Например, организуются два либо три круга дошкольников. На высокие звуки движутся ребята первого круга, на звуки среднего регистра — второго, ну а на низкие звуки — третий круг. Победителем становится тот круг, что более оперативно и точно реагировал на изменение звучания.

Сюжетно-ролевые игры

Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств».

Иногда дети используют известную песню вместо считалки для распределения ролей в игре.

В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, воспитатель должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.

Вариации одной темы в разных видах музыкальных игр

Интересно, что одну и ту же тему можно задействовать в разных видах музыкальной игры. Рассмотрим это на конкретных примерах.

«Снеговики и снежинки». Цель игры: учить дошкольников различать бодрую и спокойную мелодию.

  1. Спокойное музицирование. Педагог исполняет на пианино мелодию польки и вальса. В первом случае дошкольники должны хлопать в ладоши, во втором — делать плавные вращательные движения кистями рук. Музыка чередуется в разной последовательности.

  2. Подвижная игра. На одной стороне зала сидят «снеговики», на другой – «снежинки». Под звуки польки первые движутся подскоками, под мелодию вальса вторые медленно кружатся.

  3. Хороводная игра. аналогичное задание выполняется в двух кругах.

«Три медведя». Цель игры: закреплять различение звуков по высоте.

  1. Дошкольники сидят за столами. У каждого три картонных медведя разного размера. Когда звучит мелодия в высоком регистре, выходит гулять самый маленький мишка, в среднем — среднего размера, при низких звуках — самый большой медведь.

  2. Ребята делятся на команды Мишутки, Настасьи Петровны и Михаила Потапыча. При звучании музыки определённого регистра команда выходит и начинает танцевать.

  3. Аналогичное задание выполняется в хороводе из трёх кругов.

«Погода». Цель игры: учить определять общий характер музыки.

  1. У каждого ребёнка три карточки с изображением дождика, града, снежинок. Звучат вариации русской народной песни «Во саду ли…» — дошкольники поднимают картинку с соответствующим природным явлением (например, отрывистая музыка — это град, более плавная — дождь, тихая и медленная — снегопад).

  2. В комнате располагаются три тучки: белая, синяя и чёрная. Возле каждой находится команда детей. В соответствии с мелодией определённая подгруппа выполняет движения: дети кружатся, бегают, подпрыгивают.

  3. То же самое происходит в ходе хороводной игры — только участники движутся по кругу вокруг своей тучки.

Общие особенности организации игр музыкального характера
  1. Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура), а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.

  2. Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками.

  3. Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.

  4. Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.

  5. Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.

  6. Интересно, что музыкальные игры можно дифференцировать для мальчиков и девочек. Например, девочки могут манипулировать с куклами — под быструю мелодию танцевать с ними, а под медленную — укачивать. Мальчишкам же можно превратиться в «роботов»: они перемещаются под быструю музыку, а под медленную – «выключаются».

  7. В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.


Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!