СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние музыки на здоровье человека»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Влияние музыки на здоровье человека»»

«Влияние музыки на здоровье человека»


Музыка – не только фактор

облагораживающий, воспитывающий, но и целитель

здоровья.

В.М. Бехтерев


Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на состояние

человека.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки . Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения

души человека в процессе восприятия искусства.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким.

В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки)

образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент .

Во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. В США музыкотерапия получила признание после второй мировой войны, когда она успешно применялась при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии отмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

В Германии в 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен Хердеке был создан Институт музыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины.

История оставила немало фактов, свидетельствующих о терапевтических

возможностях музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский

центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей.

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую

бодрость.

С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б. В. Асафьев рассматривал колокольный

звон и его типы как особую сферу народной музыки.

Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она

облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самое большое воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу

кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах .

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о

воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ и активизации восстановительных процессов. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной

медицине все большее распространение получает, наряду с фитотерапией и арт-терапией, музыкотерапия – восстановление здоровья при помощи занятий музыкой.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 г.

Музыкотерапия становится признанной наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт.

При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.


В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства

воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития .

И. И. Мечников в «Этюдах оптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красоту окружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старости нужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиеся поэты

пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давало дополнительную мощь их таланту. Интересно

по этому поводу сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить

активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».


Музыка, помогающая создать гармонию тела и души:

Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»;


Вольфганг Амадей Моцарт – можно сказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии;


Людвиг ван Бетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека;


Фридерик Шопен – его романтические по стилю произведения действуют на человека умиротворенно, заставляя верить в долгую безмятежную жизнь;


Клод Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтические названия: «Девушка с волосами как лен», «Что видел

восточный ветер», «Лунный свет», «Арабески», «Маски».


Музыка коммуникативного характера,создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции:

Бетховен – Романс для скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки с оркестром ми- минор, 2-я и 3-я части; Сметана – симфоническая поэма «Влтава»; Моцарт – симфония «Юпитер»

до-мажор, 2-я часть, симфония ля-мажор, 1-я часть, «Маленькая ночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятью вариациями.


Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется

двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония, 1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченная симфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятая симфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро».


Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется

слушать «Утро» Грига; «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; романс «Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»; «Времена года» Чайковского; «Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана:

они улучшают внимание, помогают сосредоточиться .


Размеренная речь, пение, шум природы могут замедлять сердцебиение, регулироватьпульсацию. Избавлению от гипертонии может способствовать музыка Баха, Бартока, Чайковского, Шопена, Сибелиуса.

Стимулируют работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум

прибоя, звук водопада, шелест листьев, шуршание колосьев.

Стабилизирует давление музыка Шопена, Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского. Нормализуют кровяное давление и сердечную

деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок.

Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского.

Нормализуют сон и работу мозга сюита Грига «Пер Гюнт», Концерт Моцарта для кларнета.

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей .

Для уменьшения раздражительности, чувства разочарования и для повышения чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься - Бах «Кантата № 2», Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната “Ре”», Франк «Симфония ре-минор».

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце

происходящего - Шопен «Мазурка и прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия».

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть: Бетховен «Шестая симфония» (2-я часть), Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве, Мария», Шуберт «Анданте из квартета», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей - Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Сибелиус «Финляндия».

Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - Бах «Концерт ре-минор для скрипки», Барток «Соната для фортепиано», Бруквер «Месса ми-минор», Бах «Кантата № 21», Барток «Квартет № 5».

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением: Бетховен «Фиделио», Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия № 1», Хачатурян «Сюита “Маскарад”», Гершвин «Американец в Париже».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия: повышения активности;

Для улучшения настроения: Бах «Прелюдия» и «Фуга ми-минор», Бетховен «Увертюра “Эгмонт”», Чайковский «Шестая симфония» (3-я часть), Шопен «Прелюдия», оратории № 28 и № 1,

Лист «Венгерская рапсодия № 2».

Ритмические инструменты особенно пригодны для воздействия на двигательные расстройства. Ритм бубна повышает уровень природного этанола (природный алкоголь), что может способствовать лечению от алкоголизма.

Струнные инструменты действуют своим проникновенным длительным и ясным звуком, способствующим душевной гармонии, психическому успокоению.

Ксилофон и другие так называемые металлофоны побуждают к общению и контакту.


Итак, музыку используют в лечебных и оздоровительных целях. Музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может способствовать укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню.


Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.Музыка может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!