СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на сохранение здоровья человека .

Просмотр содержимого документа
«Влияние окружающей среды на здоровье человека»

6 класс


Внеклассное мероприятие


Тема : ,,ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ ,,


Форма проведения:
 тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога и сюжетно-ролевых игр

Цель:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни ;

-формирование убеждения о пользе здорового питания;

 - пропагандировать здоровый образ жизни;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

-развивать творческие способности;


Задачи:

  • 1. Воспитательные:

  • 1.1. Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

  • 1.2. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания

  • 1.3. Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения

  • 2. Развивающие:

  • 2.1. Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания

  • 2.2. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона

  • 3. Образовательные:

  • 3.1. Познакомить детей с принципами здорового питания на материалах современных исследований

  • 3.2. Повышать активность учащихся на уроке

  • 3.3. Работать над сознательным усвоением материала.



Продолжительность- до 60мин













План:


  • 1. Организационный момент

  • 1. 1. Приветствие


  • 2. Введение в тему классного часа.

  • 2.1. От чего зависит наше здоровье

  • 2. 2. Сообщение темы

  • 2. 3. Беседа о здоровье и здоровом питании

  • 3. Раскрытие темы классного часа

  • 3. 1. Проведение теста "Как вы питаетесь?"

  • 3. 2. Обсуждение результатов

3.3.Питание ученика в школе

4. . Физкультминутка

«Вершки и корешки».


5. Беседа с элементами ролевого диалога

5. 1. Беседа о витаминах

5. 2. Разговор о вреде фаст фуда

  • 5.3. Игра « Выбери полезное».

  • 5.4. Разработка меню правильного питания

  • 6.Заключительная часть

  • 6. 1. Подведение итогов

  • 6.2 Рефлексия

  • Игра ,,Миф или реальность ,,

  • 7.Использованная литература


















Ход мероприятия


  • 1. Организационный момент

  • -Здравствуйте, ребята!

  • 2.1. От чего зависит наше здоровье

Прежде чем объявить тему нашего мероприятия, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку.

- Почему болеть - плохо?

Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще?

-Зачем нам нужно здоровье?

-А кто из вас считает себя здоровым на 100 %? На 90 %? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Какие мы можем назвать показатели здоровья? ( Хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма , кожи, волос, ногтей.)

-Какое у вас зрение?

- Как часто вы болеете в течение одного года?

- Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие?

-В какой группе по физкультуре вы состоите?

Мы определили, что среди нас нет абсолютно здоровых людей. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье? Давайте с вами определим факторы, влияющие на наше здоровье.

Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание.

  • 2. 2. Сообщение темы

- И сегодняшнее мероприятие мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания.

2. 3. Беседа о здоровье и здоровом питании

Еда, пища, питание…. Эти слова мы произносим довольно часто. Что же такое питание?

Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности.

Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая?

Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию.

Правила здорового питания:

1) Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

2) Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

3) Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4) Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5) Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.


  • 3. Раскрытие темы мероприятия

  • 3. 1. Проведение теста "Как вы питаетесь?"

Сейчас мы с вами проведем небольшой опрос. Я раздам вам листы бумаги и попрошу вас ответить на вопросы следующего теста. Он будет содержать 12 вопросов и по нескольку вариантов ответа на них. Вам следует выбрать из каждой группы ответов тот, который наиболее близок вам. Итак, приступаем.

  • 1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?

  • а) три раза;

  • б) два раза;

  • в) один раз.

  • 2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:

  • а) каждое утро;

  • б) один-два раза в неделю;

  • в) очень редко, почти никогда.

  • 3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?

  • а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;

  • б) из жареной пищи;

  • в) из одного только напитка.

  • 4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?

  • а) никогда;

  • б) один-два раза;

  • в) три раза и больше.

  • 5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?

  • а) три раза в день;

  • б) три-четыре раза в неделю;

  • в) один раз.

  • 6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?

  • а) раз в неделю;

  • б) от 1 до 4-х раз в неделю;

  • в) почти каждый день.

  • 7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?

  • а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;

  • б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;

  • в) очень люблю и балую себя почти каждый день.

  • 8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?

  • а) два-три раза и больше;

  • б) один раз;

  • в) один раз и реже.

  • 9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?

  • а) раз в день;

  • б) два раза в день;

  • в) три раза и более.

  • 10. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?

  • а) одну-две;

  • б) от трех до пяти;

  • в) шесть и больше.

  • 3. 2. Обсуждение результатов

-Подведем итоги ! Отложите ручки, подсчитайте количество баллов.

Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.

 от 19 до 22 очка. У вас отличное питание. Причин для беспокойства нет.

  • 14-18 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.

  • 10-13 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.

  • 0-9 очков.  Существует серьезная опасность для вашего здоровья.

-Спасибо. А теперь мы вместе с вами посмотрим, что у нас получилось.

-Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь?

- По какому принципу вы выбираете, что вам есть?

- Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны?

  • -Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или кашу и чай?

3.3.Питание ученика в школе

Как легко приготовить обед! 

Ничего в этом трудного нет.  

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно готовить обед!


-Как вы думаете с чего лучше начинать обед?


Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета. Ученые установили, что овощи: картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие – содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Рациональное питание школьников должно состоять из плотного завтрака, полезного обеда и легкого ужина. Только если с пищей ребенок будет получать все необходимые ему витамины, микро- и макроэлементы, он сможет полноценно расти и развиваться. 

В школьном возрасте дети активно растут, с каждым годом прибавляя по несколько сантиметров в росте и несколько килограмм в весе, важно, чтобы вы получали правильное питание  в школе. Ведь если вы будет питаться не правильно, это не только отразиться на вашей успеваемости, но и может нарушить обмен веществ в организме, что, в свою очередь, приводит к появлению лишнего веса.

Питание ученика  начинается с домашнего завтрака, он обязательно должен быть плотным и полезным, чтобы запустить работу желудка. На завтрак можно скушать молочную кашу (манную, гречневую, овсяную, рисовую) или же подойдет творожная запеканка с манкой, дополнить завтрак можно также бутербродом с маслом и сыром, чаем или компотом. 

Важно отметить, что вас в школе кормят обедами и предлагают горячее в виде супа или борща, мясные или рыбные блюда с гарниром (каши, пюре), салат из свежих овощей, и, конечно же, чай или компот. Получать горячие обеды очень важно!

4. . Физкультминутка

«Вершки и корешки».

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх (картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква, горох).


5. Беседа с элементами ролевого диалога

5. 1. Беседа о Витаминах

- А что такое витамины? (Ответы детей)

-У вас на партах лежат словарики, которые я вам раздала. Давайте найдем в нашем словаре, что же такое витамины.

Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания.

Без витаминов человек болеет. И сегодня они у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.  

( Ученики рассказывают)

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.  

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.  

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С!   Вы его найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.

- Да ребята, сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней.

Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт? (Молоко.) 

-Правильно, это молоко! Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из него отличные сыры. Позже приручили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток – кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений.

Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко – удивительная и «изумительная пища», как считал И. П. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, – белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.

- Теперь вы знаете многие секреты правильного, а значит здорового питания.

Давайте поиграем в игру «Кто больше?». Будем называть с вами полезные продукты, выигрывает тот ряд, кто назовет больше продуктов.

 Викторина «Витамины»

1) Назовите продукты питания, которые содержат витамины (все фрукты и овощи, мясо, молочные продукты, яйца…)

2) Какие витамины вы знаете? ( витамин А, В, С, Д…- они обычно называются буквой алфавита)

3) Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться, быть здоровым)

4) Из чего же делают на заводах витамины? (из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)

5) Ребята, а что значит разнообразие пищи?

6) Какие из продуктов вы больше всего любите?

7) Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?

3. 5. Разговор о вреде фаст фуда

-А какую же пищу нельзя есть?

– Ребята, каждый из вас наверняка не раз ел гамбургеры, чизбургеры, хот-доги, шаурму, картофель фри, чипсы, сухарики и пил кока-колу. И кому-то подобная пища очень даже нравится. Все это, конечно, вкусно. Но, к сожалению, далеко не полезно. О том, почему не стоит есть такие продукты, мы и поговорим сейчас.

Фастфуд в переводе с английского означает «быстрое питание». Это понятие включает в себя употребление блюд скорого приготовления. Такую еду обычно предлагают в специализированных заведениях.

– Делать выбор в пользу такой еды людей побуждают заманчивые рекламные картинки. Но имеются и другие причины, заставляющие нас есть подобную пищу. Давайте их вместе рассмотрим.

1. Вы замечали, что через полчаса после употребления фастфуда снова просыпается чувство голода. И мы опять принимаемся за трапезу. (Отчего бы не съесть еще один гамбургер – ведь он такой вкусный!) Почему так происходит? Во-первых, потому, что эта еда «мертвая». Она просто заполняет желудок, не принося организму ожидаемых им полезных веществ. А организм «разочарован» и требует свое.

Во-вторых, такая пища нарушает баланс гормонов, отвечающих за чувство насыщения, заставляя свою «жертву» поглощать чрезмерное количество калорий. Организм начинает функционировать в режиме перегрузки, направляя свои силы на переваривание пищи и переработку отходов, вместо того, чтобы заниматься строительством новых клеток.

2. Полакомившись фастфудом один раз, нам хочется еще. Иными словами, у нас формируется своеобразная зависимость. Несмотря на то, что в этой еде нет наркотиков, в ней переизбыток жиров и сахара, вызывающих химический сдвиг в головном мозге, в результате организм требует новую «дозу».

3. Окрашенная химическими добавками пища на вид более яркая и привлекательная, чем «правильная» еда.

Теперь вы поняли, почему нельзя есть такую пищу !


  • 5.3. Игра « Выбери полезное».


-Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

Организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.

-А теперь, ребята, давайте выберем полезные и вредные продукты.


  • 5.4. Разработка меню правильного питания

Меню – это перечень кушаний и напитков к завтраку, обеду и ужину

Но для правильного составления меню недостаточно знать только калорийность блюд, но еще необходимо учитывать какие блюда лучше подходят в разное время рабочего дня.

НА ЗАВТРАК хорошо подать молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или какао.

НА ОБЕД обязательно включение холодной закуски, первого и второго блюд, киселя, компота, сока. К обеду должны быть поданы два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий.

УЖИН должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.

Очень важны условия приема пищи. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи. Вот почему так важна обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, посуда, психологическая атмосфера.

Таким образом, правильно сбалансированное питание должно содержать все вышеперечисленные компоненты, что является одним из важнейших условий здорового образа жизни.

  • 6.Заключительная часть

  • 6. 1. Подведение итогов мероприятия.

Ребята, вы должны запомнить - все продукты питания необходимы для здоровья человека, и если некоторые люди исключают из своего рациона продукты питания, они наносят вред своему здоровью.

Верно, или неверно для закрепления полученных знаний.

1.Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (да)

2.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

3.Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)

4.Правда ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

5.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)


Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять!

  • 6.2 Рефлексия

  • Игра ,,Миф или реальность ,,

1) Шоколад приводит к появлению лишнего веса (миф)

2) Самый полезный для организма – горький шоколад (реальность)

3) Белый шоколад полезнее молочного и черного (миф)

4) Шоколад положительно влияет на нервную систему и психику (правда)

5) Жевательная резинка без сахара полезнее для зубов (миф)

6) Жевательная резинка защищает зубы от кариеса (миф)

7) Жвачка раздражает слизистую желудка (правда)





Хочу закончить цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом”

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы !













Использованная литература

  1. «Последний звонок» № 10 2007 г.: эрудит-аукцион «Берегите здоровье!» (авт. Г.А. Капецкая)

  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

  3. Здоровый образ жизни. – М.: ЗАО «АиФ», 2004. №1.

  4. Здоровая семья. – М.: Крон-Пресс, 1994.

  5. Куликов В.М. Основные понятия и термины ЗОЖ.

  6. Якуш С.И. Идеальный вес и всё о нашем питании.