Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Ростова
Влияние осанки на здоровье человека и возможность её коррекции в школьном возрасте
Автор: Воронина Екатерина,
ученица 8В класса
Руководитель: Топунова Елена Николаевна,
учитель биологии
Ростов Ярославский, 2017
По данным диспансеризации 2008 года, заболеваниями костно-мышечного аппарата страдают 61,4% школьников Ярославской области. Только 9% ярославских школьников отнесены к первой группе по состоянию здоровья.
Цель проекта: выявить факторы, влияющие на осанку человека, и привлечь внимание детей и подростков к сохранению красивой осанки.
Задачи проекта:
- 1. Проанализировать научно-популярную литературу по данной теме;
- 2. Рассмотреть причины и последствия неправильной осанки;
- 3. Выявить факторы, влияющие на формирование осанки у детей и подростков;
- 4. Сформулировать практические рекомендации для исправления неправильной осанки;
- 5. Создать видеоролик и буклеты по этой теме;
- 6. Познакомить с видеороликом и буклетами своих одноклассников.
Основополагающий вопрос
В чем смысл слов Петра Первого: “В скрюченном теле - скрюченный дух”?
проблемные вопросы
Что такое осанка и почему важно, чтобы она была красивой?
Какую осанку называют правильной, а какую – неправильной?
Как здоровье зависит от осанки?
Почему появляются искривления позвоночника?
Какие меры необходимо принимать, чтобы избежать искривления позвоночника?
Какие виды деятельности помогают сохранить и исправить осанку?
Можно ли исправить осанку?
Методы исследования
анализ научно-популярной литературы и статистических данных ;
беседа с одноклассниками и врачом нашей школы об осанке;
наблюдение за осанкой учащихся во время уроков;
анкетирование;
обобщение собранных данных;
создание видеоролика в программе Movie Maker;
создание буклетов в программе Microsoft Excel 2010.
Что такое осанка?
Осанка — это привычная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.
По определению С. И. Ожегова осанка — внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).
В. И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты»
Типы осанки по штаффелю
Биомеханика осанки
Осанка — это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении.
Сегменты тела и скелетный баланс
Возрастные изменения осанки
Значение осанки
Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека.
Осанка является мерилом состояния всего тела
Осанка - показатель психических особенностей человека
Человек с хорошей осанкой более уверен в себе
Осанка — это язык тела , поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим,
Хорошая осанка связана с хорошим моральным духом
Признаки правильной осанки
«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением»
Джесси Банкрофт
Осанка подростков
Возможность и условия коррекции осанки средствами физической культуры
Выявление повреждающих факторов
Подбор физических упражнений, воздействующих на глубокие и поверхностные мышцы туловища, целью которых является восстановление симметрии мышц
Равномерное развитие мышц всего тела, прежде всего мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижность позвоночника
Регулярность и систематичность занятий физической культурой
Формирование навыка правильной осанки через выполнение упражнений на ее ощущение.
КОЛИЧЕСТВО УЧ-СЯ 8-х кл МОУ СОШ №4 С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ»
ВОСЬМИКЛАССНИКИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Результаты анкетирования
восьмиклассников
Основные причины нарушения осанки у учащихся 8-х классов
малоподвижный образ жизни, снижение двигательной активности -малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве;
школьники не контролируют свою осанку во время уроков - при длительных учебных занятиях в неправильных условиях осанка школьника значительно ухудшается, и со временем этот статический стереотип закрепляется;
неправильно подобранные портфели и сумки для учебников , нарушающие симметрию тела;
неудобная и неправильно подобранная повседневная обувь .
Результаты проекта
1
2
3
4
Отзывы одноклассников
Мария Т.: «Сегодня я узнала, что многие люди имеют проблемы с осанкой. Я поняла, что хорошая осанка – это очень важно! Из-за неправильной осанки могут возникать различные заболевания. Меня удивило, что существует много причин, которые ведут к плохой осанке, а также и то, что есть множество упражнений для её исправления. Мне захотелось больше следить за моей осанкой. Спасибо, Кате за интересный видеоролик!»
Ксения М.: «Сегодня я узнала, как нужно правильно сидеть за столом и какие выполнять упражнения для спины (У меня проблемы с позвоночником). Я поняла, что очень важно следить за своей осанкой, так как неправильная осанка может привести к отклонениям в состоянии здоровья».
Дарья Л.: «Сегодня я узнала, что не соблюдаю правил сохранения осанки и у меня есть риск и предрасположенность к искривлению позвоночника. Я поняла, что нужно срочно исправлять мою осанку. Мне очень понравилось, как Катя смонтировала фильм и вставила очень интересные и убедительные отрывки. Постараюсь поработать над собой и больше внимания уделять своей спине. Спасибо за поднятую проблему!»
Андрей М.: «Сегодня я узнал, что такое осанка и как её держать. Я понял, что осанка, это язык тела. Меня удивило, что есть такие страшные заболевания позвоночника, и какой неприглядной может быть осанка в старости. Мне захотелось начать выправлять свою осанку. Было интересно узнать, что осанка нужна для здоровья и красоты».
Иван Б.: «Из видеоролика я узнал, что правильная осанка – это очень важно. Я понял, что нельзя пренебрегать своей осанкой. Меня удивило, что осанка портится от обыденных вещей, которые мы совершаем, даже не задумываясь об этом. Мне захотелось поработать над своей осанкой».
Информационные ресурсы
- Бальсевич В. К. Что нужно знать о движениях человека (лекция про-фессора В. К. Бальсевича) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - N 2. — с. 46-50. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N2/p46-50.htm
2. Берштейн, Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии актив-ности/ Н.А.Бернштейн. - М. 1996. - 351с.
3. Грачев О.К. Физическая культура: учеб. Пособие. Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 464 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1988 - Т. 1-4
5. Дарвин Ч. Собрание сочинений. Т. 5. Выражение эмоций у человека и животных. - М., 1953.
6. Донской, Д.Д. Биомеханика/ Д.Д.Донской, В.М.Зациорский. - М. Физкультура и спорт, 1979. – 264 с.
7. Зацепин Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста. — М.: Медгиз, 1956. - с. 146.
8. Земсков Е. А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - N 1. - с. 52-57. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N1/p52-57.htm