СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние осанки на здоровье человека и возможность её коррекции в школьном возрасте»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Влияние осанки на здоровье человека и возможность её коррекции в школьном возрасте»»

МОУ СОШ №4 г. Ростова Ярославской области









ПРОЕКТ

«Влияние осанки на здоровье человека

и возможность её коррекции

в школьном возрасте».







Автор: Воронина Екатерина,

ученица 8В класса

Руководитель: Топунова Елена Николаевна,

учитель биологии















Ростов, 2017

Содержание

1. Введение

3

2. Литературный обзор

5

2.1. Что такое осанка?

5

2.2. Типы осанки по Ф. Штаффелю

5

2.3. Биомеханика осанки

6

2.4. Возрастные изменения осанки

8

2.5. Значение осанки

9

2.6. Осанка – продукт эволюции человека

11

2.7. Возможность и условия коррекции осанки средствами физической культуры

13

2.8. Осанка школьников – статистические данные

16

3. Практическая часть

17

4. Результаты проекта

18

5. Заключение

19

Информационные источники

20

Приложения

22

Приложение 1. «Количество учащихся 8-х кл. с нарушениями осанки»

23

Приложение 2. Фотографии «Осанка восьмиклассников во время уроков»

24

Приложение 3. Таблица «Результаты анкетирования учащихся 8-х кл.»

25

Приложение 4. Итоговые диаграммы по анкетированию

26

Приложение 5. Результаты проекта

30

Приложение 6. Отзывы одноклассников

31









1. Введение

Стройная фигура, летящая походка, гордая стать – это то, к чему стремится каждый. Прямая спина, красивый разворот плеч, свободные движения, открытый взгляд - это не только неотъемлемая часть внешнего вида успешного человека, но и залог нашего здоровья.

В настоящее время проблема профилактики нарушений осанки у школьников приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья. В наше время многие дети и подростки имеют неправильную осанку, а некоторые и серьёзные заболевания по этой причине. По данным диспансеризации 2008 года, заболеваниями костно-мышечного аппарата страдают 61,4% школьников Ярославской области. Только 9% ярославских школьников отнесены к первой группе по состоянию здоровья. (По материалам доклада Груздева М.В. на межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье детей – здоровье страны», 19 мая 2011 года «О развитии практики сохранения и укрепления здоровья обучающихся в региональной системе образования»)

Заболевание опорно-двигательного аппарата не только внешний дефект, не только ухудшение состояния здоровья сегодня. Это заболевание, которое не позволит школьнику в дальнейшем стать спортсменом, военным, полицейским; получить образование по другим профессиям, где предусмотрены тесты на физическое здоровье.[27]

Для меня эта тема актуальна потому, что у меня самой есть нарушения осанки, и я хотела бы узнать, как неправильная осанка влияет на состояние здоровья, и как я могу улучшить свою осанку в домашних условиях. При общении с одноклассниками, я поняла, что многим из них эта тема тоже интересна. Проект является значимым для всех детей и подростков, а также их родителей, ведь осанка — это очень важный показатель здоровья человека.

Целью проекта является выявление факторов, влияющих на осанку человека, привлечение внимания детей и подростков к сохранению красивой осанки.

Задачи:

1. Проанализировать научно-популярную литературу по данной теме;

2. Рассмотреть причины и последствия неправильной осанки;

3. Выявить факторы, влияющие на формирование осанки у детей и подростков;

4. Сформулировать практические рекомендации для исправления неправильной осанки;

5. Создать видеоролик и буклеты по этой теме;

6. Познакомить с видеороликом и буклетами своих одноклассников.

Основополагающий вопрос: В чем смысл слов Петра первого: “В скрюченном теле - скрюченный дух”?

Проблемные вопросы:

  • Что такое осанка и почему важно чтобы она была красивой?

  • Какую осанку называют правильной, а какую – неправильной?

  • Как здоровье зависит от осанки?

  • Почему появляются искривления позвоночника?

  • Какие меры необходимо принимать, чтобы избежать искривления позвоночника?

  • Можно ли исправить осанку?

  • Какие виды деятельности помогают сохранить и исправить осанку?

  • Как долго надо работать над осанкой?

Методы исследования:

  • анализ научно-популярной литературы и статистических данных по данной теме;

  • беседа с одноклассниками и врачом нашей школы об осанке;

  • наблюдение за осанкой учащихся во время уроков;

  • анкетирование;

  • обобщение собранных данных;

  • создание видеоролика в программе Movie Maker;

  • создание буклетов в программе Microsoft Excel 2010.

Новизна проекта заключается в подходе к решению проблемы формирования правильной осанки в школьном возрасте. Восьмиклассники на уроках биологии изучали тему «Осанка» и знают о её влиянии на здоровье. Но в реальной жизни и на уроках в школе совершенно не обращают внимания на свою осанку. Поэтому мы решили привлечь внимание одноклассников к этой теме, но уже в другой, более современной и интересной для них форме – в форме видеоролика.

Практическая значимость проекта связана с созданием видеоролика и буклетов, в которые помимо теоретического материала включены конкретные рекомендации и несложные упражнения по исправлению осанки в домашних условиях.


2. Литературный обзор

2.1.Что такое осанка?

Осанка — это привычная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении [12]. «Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

По определению С. И. Ожегова осанка — внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры) [14].

В. И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки — конь — корова»[4] .

Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное [16].

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.[1]

2.2.Типы осанки

Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю (1898) [7]:

I II III IV V

Рис.1. Типы осанки по Ф. Штаффелю

Типы осанки:

1) нормальная осанка — I;

2) круглая спина — II (круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой);

3) плоская спина — III (Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба — сколиозами);

4) плоско-вогнутая спина — IV (При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз);

5) вогнуто-круглая спина — V (При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз).

2.3. Биомеханика осанки

Осанка определяется конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека.

Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.

В строгом научном понимании осанка — это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов — двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета, образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

Рис.2. Сегменты тела и скелетный баланс

Мышцы перемещают сегменты тела относительно друг друга. Но мышцы не должны и не могут находиться в состоянии длительного напряжения, поэтому тело стремится принять такое положение, при котором не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Такое состояние называется мышечным балансом вертикальной позы [6]. При удачном выравнивании не должно быть также нагрузки и на связочный аппарат, так как связки не способны к длительному сопротивлению. Не только мышцы и связки, но и кости должны нагружаться в соответствии с их формой, нагрузка должна быть направлена строго вдоль «оси прочности». Иначе кость под влиянием длительной и привычной нагрузки будет вынуждена изменить свою форму в соответствии с условиями нагружения.

Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета.

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.








2.4. Возрастные изменения осанки

От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

Возраст 8-17 лет — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки.

С возрастом связки становятся более жесткими, мышцы теряют эластичность, уменьшается подвижность суставов. К старости ухудшается и механизм управления осанкой (двигательный стереотип), по причине деградации нервной системы. В связи с этим способность сегментов тела к выравниванию ограничивается, осанка ухудшается, а возможность коррекции осанки снижается. В пожилом и старческом возрасте нарушается структура кости — возникает проблема, именуемая остеопороз и связанная с этим процессом деформация скелета (прежде всего позвоночника). Самые неприятные проявления остеопороза — почти ничем не спровоцированные, «случайные» переломы позвоночника, из-за чего нередко образуется так называемый «вдовий горб», чудовищно искривляющий осанку[13]. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, а плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.

2.5. Значение осанки

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие — крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе человека или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму».

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика.

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Её можно рассматривать как прямое отражение здоровья и физического развития. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор карьеры.

Указывая на важность исследования осанки в ортопедической диагностике, известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела»[11].

Оценка осанки — важная составная часть исследования больного.[11] С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжелые деформации скелета у пожилых людей и стариков. С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов.

Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.

Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в руководстве по начальной военной физической подготовке США 1946 г. [12] сказано: «Хорошая осанка очень важна для солдата. Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности — мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт — хорошая осанка связана с хорошим моральным духом — человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза. В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно».

Осанка — показатель психического здоровья. С одной стороны, осанка оказывает влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние психики отражается на осанке. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных»[5] первый сформулировал «рефлекс осанки»: «Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить… Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции»

«Осанка выражает состояние души», — любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм [24]. Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу[10]. Пассивно-оборонительная поза характеризуется приподнятыми и сведенными вперед плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закрепленной в стереотипе осанки.

Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связаны с состоянием опорно-двигательной системы, в частности, с нарушением осанки. Синдром хронической усталости — наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении — ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка.

Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана известная методика психосоматической коррекции Фредерика Александера (1869—1955) (см. статью "Alexander Technique" в английской Википедии). Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Мысли и тело человека неразрывно связаны, и изменения одного, влечёт за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменение положение тела способно привести к изменению эмоционального состояния.

Особо следует отметить первичные нарушения осанки в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь, способствует закреплению психо-эмоциональных нарушений и формированию неврозов.

2.6. Осанка — продукт эволюции человека

Осанка – свойство, присущее только человеку, результат эволюционного процесса – прямохождения. Основными историческими вехами эволюции осанки являются:

1) прямохождение (2 млн. лет т. н.);

2) изобретение стула (XV век);

3) массовое школьное обучение (XIX век);

4) появление новой массовой профессии — офисный работник (XXI век).

Выдающийся канадский физиолог Басмаджан так охарактеризовал значение этого процесса: «Среди млекопитающих человек, приобретя когда-то вертикальную осанку, обладает наиболее экономичными антигравитационными механизмами. Затрата мышечной энергии при этой, казалось бы, наименее удобной позе, предельно экономична».[18]

В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения:

  • сбалансированная посадка головы,

  • S-образный позвоночник,

  • сводчатая стопа,

  • широкий таз,

  • широкая и плоская грудная клетка,

  • массивные кости нижних конечностей,

  • ориентация лопаток во фронтальной плоскости.

S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках. Как известно, выделяют изгиб вперед в шейном отделе — шейный лордоз, изгиб назад в грудном отделе — грудной кифоз, изгиб вперед в поясничном отделе — поясничный лордоз. За счет естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина.

Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходится на носок. Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200 % веса тела.

Естественная, сбалансированная посадка головы позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, — мышцы — верхней трапеции.

В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе. Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10 % населения выполняли сидячую работу. В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90 %.

В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке. Изобретение скамьи, стула (это вероятно XV век) существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема — «осанка сидящего на стуле».

Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине и причиной различных заболеваний.

XVIII век — век массового школьного обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону — у 40-80 % детей выявляются нарушения осанки, а у 3-10 % из них — различные искривления позвоночника, главным образом, так называемые школьные сколиозы[9].

С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники — новая массовая профессия, численность которых составляет более 60 % всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем.

2.7. Возможность и условия коррекции осанки

средствами физической культуры

В исправлении нарушений осанки большое значение имеет выявление повреждающих факторов, которые по возможности устраняются. Исправление нарушений осуществляется с помощью физических упражнений, воздействующих на глубокие и поверхностные мышцы туловища, целью которых является восстановление симметрии (тонуса, силы, растяжимости) мышц, формирующих осанку [3].

При этом добиваются физиологической нормализации изгибов позвоночника, формы грудной клетки, симметричного положения плечевого и тазового поясов. Для формирования правильной осанки необходимо равномерно развивать мышцы всего тела. Прежде всего статическую силу мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижность позвоночника.

Правильное положение частей тела во время движения закрепляется созданием естественного мышечного корсета. Также необходимо формировать навык правильной осанки на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

В качестве средств исправления нарушений осанки используются гимнастические упражнения на расслабление, корригирующие, на координацию, в равновесии, на растягивание, для увеличения подвижности позвоночника, направленные на развитие ощущения навыка правильной осанки. Для восстановления нормального симметричного мышечного тонуса необходимо научиться расслабляться и управлять мышечным напряжением; особенно это актуально при асимметричной осанке. При дефектах осанки в сагиттальной плоскости с целью увеличения угла наклона таза используют упражнения, укрепляющие мышцы задней поверхности бедра, поперечные мышцы поясницы и мышцы брюшного пресса.

Для уменьшения угла наклона таза — упражнения, укрепляющие мышцы поясничного отдела спины и передней поверхности бедер. Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта. Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены упражнениями с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы и упражнениями на растягивание грудных мышц. Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса. Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки на базе мышечно-суставного чувства при нужном положении определенных частей тела. Для этого используют упражнения перед зеркалом, у стены, ходьбу с предметом на голове и др.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит также во время выполнения общеразвивающих упражнений, упражнений в равновесии и на координацию, при которых обязательно обращается внимание на сохранение правильного положения тела.

Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют строго регламентированного подхода к организации занятий физкультурой, их систематичности не реже трех раз в неделю и обязательного выполнения домашних заданий.

Формирование у обучающихся навыка правильной осанки достигается применением ряда упражнений на ее ощущение.

1. Встаньте спиной к стене и выполняйте основное упражнение для формирования правильной осанки: ноги слегка расставьте, руки свободно опустите. Затылок, плечи, икры и пятки касаются стены. Подберите живот, вытяните немного шею вверх и поднимите плечи. В этом положении постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Запомните это положение частей тела, особенно мышц спины и живота.

Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, идите вперед, сохраняя ту же осанку.

2. Выполнить основное упражнение. Запомнить положение тела. Сделать шаг вперед и выполнить повороты, вращения головой, проверить правильность положения.

3. Приседать и вставать, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.

4. Запомнить правильное положение у стены. Отойти, сделать несколько произвольных движений головой, руками, ногами, туловищем. Проверить правильность осанки.

5. Принять правильную осанку перед зеркалом. Запомнить ее. Сделать несколько произвольных движений головой, руками, ногами, туловищем. Проверить правильность осанки.

6. Проверить осанку друг у друга.

7. Выполнить стойку с гимнастической палкой, расположенной вертикально за спиной вдоль позвоночника. Палка должна касаться затылка и позвоночника.

8. Выполнять упражнения в положении лежа на спине с сохранением правильной осанки [19].







2.8. Осанка школьников - статистические данные

Школьное образование неразрывно связано с воспитанием и гигиеной осанки. Ещё в начале прошлого столетия, в книге известного американского педагога Джесси Банкрофта «Осанка школьника» отмечена необходимость воспитания осанки для правильного формирования позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также формирования их правильного отношения друг к другу.

«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением» [15].

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки и сводов стоп.

Болезни костно-мышечный системы у детей относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья среда школьников. Частота встречаемости этой патологии колеблется в пределах 7,4%о - 54%о, причем в процессе обучения в школе распространенность сколиозов среди учащихся возрастает в 3,5-4 раза (Доклад Минздрава РФ о состоянии здоровья по данным Всероссийской диспансеризации 2002 г., М. 2003). Сравнительный анализ данных профилактических осмотров в течение 10 лет показывает увеличение распространенности сколиозов среди учащихся первых классов втрое (с 7,4% до 22,7%), среди школьников 4-5 классов в 2,4 раза (с 14,1% до 34,6%); среди 15-летних учащихся в 1,7 раза (с 32% до 54,4%); среди старшеклассников 11 классов - в 1,4 раза (с 32,3% до 45,45%).

Нарушения осанки у школьников имеют еще большую распространенность и встречаются в 3-6 раз чаще, чем сколиозы.










3. Практическая часть

3.1. Изучив информационные источники по данной теме, и проанализировав статистическую информацию, мы решили выяснить, как обстоят дела в нашей школе. Для этого мы обратились в медицинский кабинет школы №4 и попросили предоставить данные о нарушениях осанки среди учащихся 8-х классов. Оказалось, что в результате медицинского осмотра в 2016-17 учебном году среди 109 восьмиклассников нарушения осанки были выявлены у 59 учащихся. Это составляет 54,13%.

(Приложение 1. Диаграмма «Количество учащихся 8 классов с нарушениями осанки»)

3.2. Затем мы пронаблюдали за одноклассниками и выяснили, что многие из них совершенно не обращают внимания на свою осанку.

(Приложение 2. Фотографии «Осанка учащихся 8-х классов во время уроков)

3.3. Мы составили вопросы анкеты и предложили ответить на них восьмиклассникам (8а, 8б, 8в и 8г классы).

Вопросы анкеты:

1. Занимаешься ли ты каким-либо видом спорта?

А) да Б) нет

2. Делаешь ли ты ежедневную гимнастику?

А) да, ежедневно Б) 3 раза в неделю В) не делаю

3. Можно ли назвать твой образ жизни активным?

А) да, можно Б) нет, нельзя В) когда как

4. Как ты носишь учебники в школу

А) в ранце на спине Б) на плече В) в одной руке

5. Есть ли у тебя нарушения осанки?

А) да Б) нет

6. Всегда ли помнишь о том, что надо следить за своей осанкой?

А) да Б) нет В) когда как

7. Есть ли у тебя плоскостопие?

А) да Б) нет В) было в детстве

8. Какую обувь ты предпочитаешь носить повседневно?

А) кроссовки или кеды

Б) туфли на невысоком каблуке

В) балетки без каблука

Г) другое _______

(Приложение 3. Результаты анкетирования учащихся 8-х классов).

(Приложение 4. Итоговые диаграммы по анкетированию)

3.4. После подведения итогов анкетирования были выявлены следующие причины нарушения осанки у восьмиклассников нашей школы. Ими оказались:

- малоподвижный образ жизни, снижение двигательной активности -малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве;

- школьники не контролируют свою осанку во время уроков - при длительных учебных занятиях в неправильных условиях осанка школьника значительно ухудшается, и со временем этот статический стереотип закрепляется;

- неправильно подобранные портфели и сумки для учебников, нарушающие симметрию тела;

- неудобная и неправильно подобранная повседневная обувь.

3.5. Для того чтобы показать одноклассникам важность контроля за своей осанкой, мы подобрали соответствующий материал и создали 15 минутный видеоролик «Красивая осанка – залог здоровья». Кроме того в этот видеоролик мы включили несложные физические упражнения, способствующие коррекции осанки.

3.6. Данный видеоролик разместили в сети интернет, создав в контакте группу «Красивая осанка – залог здоровья», а также продемонстрировали его в 8-х классах.

3.7. Также нами были разработаны и созданы 2 буклета об осанке.


4. Результаты проекта

1) Видеоролик «Красивая осанка – залог здоровья»

2) Буклет «Гордая прелесть осанки» (Как выработать у себя правильную осанку?)

3) Буклет «Рекомендуемые упражнения для исправления неправильной осанки»

(Приложение 5. «Результаты проекта»)

4) Отзывы одноклассников

(Приложение 6. «Отзывы одноклассников о видеоролике»)







5. Заключение

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:

1) Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности.

2) В настоящее время многие дети и подростки имеют неправильную осанку, а некоторые и серьёзные заболевания по этой причине.

3) В МОУ СОШ №4 среди учащихся 8-х классов нарушения осанки обнаружены у 54,13%.

4) Основными причинами нарушения осанки у восьмиклассников нашей школы являются:

- малоподвижный образ жизни,

- отсутствие контроля за своей осанкой,

- неправильно подобранные портфели и сумки для учебников,

- неудобная и неправильно подобранная повседневная обувь.

5) Осанка определяется конституцией человека и его генотипом, но она способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека.

6) Школьный возраст (с 8 до 17 лет) — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки может привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

7) В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки.

8) Неправильную осанку можно скорректировать в школьном возрасте при помощи регулярных специально подобранных упражнений.

При работе над проектом были созданы видеоролик «Красивая осанка – залог здоровья», буклеты «Гордая прелесть осанки» и «Рекомендуемые упражнения для исправления неправильной осанки». Видеоролик и буклеты были размещены в сети интернет, а также продемонстрированы учащимся 8-х классов для привлечения их внимания к сохранению красивой осанки.






Информационные источники:

1. Бальсевич В. К. Что нужно знать о движениях человека (лекция профессора В. К. Бальсевича) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - N 2. — с. 46-50. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N2/p46-50.htm

2. Берштейн, Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности/ Н.А.Бернштейн. - М. 1996. - 351с.

3. Грачев О.К. Физическая культура: учеб. Пособие. Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 464 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1988 - Т. 1-4

5. Дарвин Ч. Собрание сочинений. Т. 5. Выражение эмоций у человека и животных. - М., 1953.

6. Донской, Д.Д. Биомеханика/ Д.Д.Донской, В.М.Зациорский. - М. Физкультура и спорт, 1979. – 264 с.

7. Зацепин Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста. — М.: Медгиз, 1956. - с. 146.

8. Земсков Е. А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - N 1. - с. 52-57. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N1/p52-57.htm

9. Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. - М.: Медицина, 1981. - С. 272 .

10. Кокоулин Е. Карл Маннергейм - кавалергард, перескочивший через облака. // Информационно-аналитический еженедельник «Первая крымская». - 2005. - N 103.

11. Маркс О. В. Ортопедическая диагностика. - М.: Наука и техника, 1978.

12. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - 4-е изд., стер. - СПб., М., Краснодар: Лань: Омега. - 2004. - 159 с.

13. Насонов Е. Л. Ревматизм: Враг неизвестен // Наука и жизнь. — 2000. — № 6. http://www.nkj.ru/archive/articles/7547/

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М, Просвещение, 2005

15. «Первоклассные родители» сайт http://1roditeli.ru/doctor/649/

16. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. - 1916. - 250 с..

17. Протасов Б.И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru

18. «Психологос: энциклопедия практической психологии» сайт http://www.psychologos.ru/articles/view/evolyuciya_osanki

19. Рубцова И.В, Кубышкина Т.В., Лукшина Н.В. Осанка. Средства и методы оценки и коррекции. Учебно-методическое пособие для вузов. http://window.edu.ru/resource/566/65566/files/m08-200.pdf

20. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964-1973. – 470 с.

21. Хиетала В., Пономарев Н. Рациональная осанка — основополагающий фактор физического развития // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. Конгр. — М.: 1998. — Т. 2. — С. 537—539. http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=590

22. Энциклопедия для детей: Т.18.Ч.1:Человек / глав. ред. В.А. Володин.- М.:Аванта+, 2001.- с.116-121.

23. Якимина Е.П. Влияние осанки на здоровье человека. Возможность и условия ее коррекции средствами физической культуры // Научное сообщество студентов 21 столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. 32-й междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). Url:http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf

24. http://www.kulina.ru/articles/57561/

25. Медицинские Диссертации http://medical-diss.com/medicina/diagnostika-i-korrektsiya-narusheniy-osanki-u-shkolnikov#ixzz4ePvwEOEm

26. http://www.tiensmed.ru/news/postureviolation-s2x.html

27. http://www.manual-pro.kiev.ua/aktualnost-zabolevanij-pozvonochnika.htm



























ПРИЛОЖЕНИЯ






Приложение 1. «Количество учащихся 8-х кл.

МОУ СОШ №4 г. Ростова с нарушениями осанки»












Приложение 2. Фотографии «Осанка восьмиклассников во время уроков»



















Приложение 3. Таблица «Результаты анкетирования учащихся 8-х кл.»


Вопросы/варианты ответов

(%)

(%)

(%)

(%)

Всего

(%)

1

Занимаешься ли ты каким-либо видом спорта?






А) да

40

64

60

76

60

Б) нет

60

36

40

24

40

2

Делаешь ли ты ежедневную гимнастику?






А) да, ежедневно

12

24

30

36

26

Б) 3 раза в неделю

52

56

45

32

46

В) не делаю

36

20

25

32

28

3

Можно ли назвать твой образ жизни активным?






А) да, можно

40

60

15

68

46

Б) нет, нельзя

8

0

30

4

10

В) когда как

52

40

55

28

44

4

Как ты носишь учебники в школу






А) в ранце на спине

84

88

70

84

82

Б) на плече

12

4

15

8

8

В) в одной руке

4

8

15

8

10

5

Есть ли у тебя нарушения осанки?






А) да

52

24

35

44

39

Б) нет

48

76

65

56

61

6

Всегда ли помнишь о том, что надо следить за своей осанкой?






А) да

32

24

35

40

33

Б) нет

20

12

35

20

22

В) когда как

48

64

30

40

45

7

Есть ли у тебя плоскостопие?






А) да

0

12

10

4

6

Б) нет

92

88

70

92

86

В) было в детстве

8

0

20

4

8

8

Какую обувь ты предпочитаешь носить ежедневно?






А) кроссовки или кеды

88

80

80

68

79

Б) туфли на невысоком каблуке

0

15

4

15

9

В) балетки без каблука

8

3

10

10

8

Г) другое _______

4

2

4

7

4



Приложение 4. «Итоговые диаграммы по анкетированию»


Диаграмма 2 «Занятия восьмиклассников спортом»


Диаграмма 3 «Ежедневная гимнастика»


Диаграмма 4 «Образ жизни восьмиклассников»


Диаграмма 5. «Как ты носишь учебники в школу?»




Диаграмма 6. «Есть ли у тебя нарушения осанки?»


Диаграмма 7 «Всегда ли ты помнишь о том, что надо следить за своей осанкой»


Диаграмма 8. «Есть ли у тебя плоскостопие?



Диаграмма 9. Какую обувь ты предпочитаешь носить ежедневно?

Приложение 5. «Результаты проекта»









Видеоролик «Красивая осанка – залог здоровья»




Буклет

«Гордая прелесть осанки»

(Как выработать у себя правильную осанку)





Буклет «Рекомендуемые упражнения для исправления неправильной осанки»


Приложение 6. «Отзывы одноклассников о видеоролике «Красивая осанка – залог здоровья»


Ксения М.: «Сегодня я узнала, как нужно правильно сидеть за столом и какие выполнять упражнения для спины (У меня проблемы с позвоночником). Я поняла, что очень важно следить за своей осанкой, так как неправильная осанка может привести к отклонениям в состоянии здоровья».


Мария Т.: «Сегодня я узнала, что многие люди имеют проблемы с осанкой. Я поняла, что хорошая осанка – это очень важно! Из-за неправильной осанки могут возникать различные заболевания. Меня удивило, что существует много причин, которые ведут к плохой осанке, а также и то, что есть множество упражнений для её исправления. Мне захотелось больше следить за моей осанкой. Спасибо, Кате за интересный видеоролик!»


Иван Б.: «Из видеоролика я узнал, что правильная осанка – это очень важно. Я понял, что нельзя пренебрегать своей осанкой. Меня удивило, что осанка портится от обыденных вещей, которые мы совершаем, даже не задумываясь об этом. Мне захотелось поработать над своей осанкой».


Андрей М.: «Сегодня я узнал, что такое осанка и как её держать. Я понял, что осанка, это язык тела. Меня удивило, что есть такие страшные заболевания позвоночника, и какой неприглядной может быть осанка в старости. Мне захотелось начать выправлять свою осанку. Было интересно узнать, что осанка нужна для здоровья и красоты».


Дарья Л.: «Сегодня я узнала, что не соблюдаю правил сохранения осанки и у меня есть риск и предрасположенность к искривлению позвоночника. Я поняла, что нужно срочно исправлять мою осанку. Мне очень понравилось, как Катя смонтировала фильм и вставила очень интересные и убедительные отрывки. Постараюсь поработать над собой и больше внимания уделять своей спине. Спасибо за поднятую проблему!»


Анастасия П.: «Сегодня я узнала, что правильная осанка – это здорово и красиво. Меня удивило, что правильная осанка привлекает внимание окружающих. Мне захотелось не сутулиться и делать упражнения для исправления осанки. Было интересно узнать, почему нельзя пренебрегать зарядкой и уроками физкультуры».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!