Консультации для родителей: Тема «Влияние пальчиковой гимнастики
на умственное развитие ребенка»
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока- белобока», «Коза рогатая».
Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения:
Флажок. Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
Очки. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в бинокль.
Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.
Коза. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи!(Сжимание и разжимание пальцев рук)
Водичка, водичка, умой моё личико… (Выполнение действий в соответствии с текстом)
Полетели птички, птички-невелички. (Пальцы переплетены, ладони сжаты)
Сели птички, посидели, опять полетели! (Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)
Массаж пальцев
Мышка мыла мышам лапку-
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой, сполоснув потом водой.
Не забыла и указку-
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой-
Кожа стразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла-
Очень он боялся мыла…
Кольцо
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону)
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким сопровождением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.