Гузов Александр Анатольевич
учитель физической культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №18 г.Нерюнгри
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ
Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о важности и необходимости развития координационных способностей в таком виде спорта как волейбол. Разработан и апробирован комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей у юношей 10-11 лет.
Ключевые слова: подвижные игры, координационные способности, волейбол.
В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых, одним из важнейших качеством являются координационные способности, которые необходимы для точности движений, быстрых перемещений, прыжков, для ударов по мячу и приема мяча. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.
Координация движений тренируема, и дети легко поддаются педагогическому воздействию, специально направленному на развитие этого физического качества. Было определено, что высокий уровень развития координационных способностей положительно влияет на овладение детьми новыми двигательными формами. Способность быстро и целесообразно делать перестройку двигательной деятельности в условиях внезапно меняющейся обстановки, хорошо развивается за счет участия спортсменов в подвижных играх.
С юными спортсменами для развития координационных способностей и любого другого физического качества чаще всего используют игровой метод, в том числе применяя подвижные игры, которые способны значительно повысить уровень данной характеристики. Заранее смоделированные, усложненные условия выполнения первичных задач на тренировочное занятие отличный способ для развития координационных возможностей у спортсменов, занимающихся волейболом.
Подвижные игры существуют разными по виду сложности. Повышение сложности данного вида физических упражнений происходит путем изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий через изменение порядка расположения спортивного оборудования и инвентаря: меняя их вес, высоту, размер площади опор, увеличивая подвижность опор, комбинируя тренируемые двигательные навыки и т.д. Подвижные игры в определенной степени различаются по направлениям: развитие ориентации в пространстве, способности к равновесию, реагирующие и ритмические способности. Лишь применяя различные виды подвижных игр, можно достичь более высокого развития координационных способностей, без которых сложно представить подачу и прием мяча в волейболе, нападающего удара и конечно же четкое взаимодействие на площадке с партнерами по команде.
Цель исследования – изучить особенности применения подвижных игр как средства развития координационных качеств у волейболистов 10-11 лет.
Проведя анализ научно-методической литературы; на основании теоретического и практического опыта был разработан комплекс подвижных игр координационной направленности, который поможет добиться положительной динамики в развитие координационных способностей у юношей 10-11 лет занимающихся волейболом. Предполагается, что при включении в учебно-тренировочный процесс разработанного комплекса подвижных игр координационной направленности можно повлиять на развитие координационных способностей. В исследовании принимали участие 26 мальчиков в возрасте 10 – 11 лет, которые занимаются в секции волейбол. Был разработан комплекс подвижных игр координационной направленности, который состоит из 12 разнообразных игр и эстафет: «Пушбол», «Рывок за мячом», «Попади в мяч», «Пятнашки», «Два мороза», «Гусеницы», «Не попадись», «Вызов номеров», «Верни мяч», «День и ночь», «Охотники и утки». Представленные игры проводились в начале основной части учебно-тренировочного занятия. Также были выбраны тесты для определения динамики координационных способностей.
За время эксперимента было проведено три контрольных тестирования: первое на начальном этапе эксперимента в сентябре 2019 года, второе промежуточное тестирование было проведено через три месяца после начала эксперимента с целью определения динамики и для принятия решения о продолжении педагогического эксперимента, третье тестирование проводилось на заключительном этапе эксперимента в мае 2020 года.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что должного внимания к развитию координационных способностей у волейболистов недостаточно внимания.
2. В ходе исследования, экспериментальная группа юношей 10-11 лет, занимающихся в секции волейбол на заключительном этапе, показала значительный прирост в развитии координационных качеств. Так по тесту Ромберга у экспериментальной группы прирост показателей на заключительном этапе по сравнению с начальным тестированием составил 20, 9%, в то время как у контрольной группы он был равен всего лишь 5.9%. При проведении теста «упор присев-упор лежа» показатели у экспериментальной группы также выше относительно контрольной группы - 26.5% и 6.2% соответственно. В третьем тесте «восьмерка» разница в процентах составила 22.4%, у экспериментальной группы 29.1%, у контрольной группы 6.7%. В «челночном беге» мы также видим более высокий прирост у экспериментальной группы – 26.2%, в то время как у контрольной группы он составил 6.2%. И наконец в пятом тесте «три кувырка» мы можем констатировать более высокий прирост у экспериментальной группы, который составил 28,6%, у контрольной группы показатели на конечном этапе составили 7%.
Таким образом, было доказано, что разработанный комплекс подвижных игр координационной направленности положительно повлиял на динамику развития координационных способностей у спортсменов 10-11 лет, занимающихся волейболом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Лях В.И. Двигательные особенности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2011. - 192 с.
Макеева В. С. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. Пособие. Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). – Орел.: МАБИВ, 2014. - 132 с.
Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников. Физическая культура в школе. - Воронеж.: ГАСУ, 2013. - 177 с.