СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций младших школьников»

Доклад на тему: «Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций младших школьников» (из опыта работы)

Подготовила учитель начальных классов Бережная Ю. В.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.

Компетентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Известно, что успех обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от культуры, интеллекта и профессионального уровня педагогов. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования.

Начатая в 2000 году реформа чётко определила векторы необходимых изменений. Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования, т.е. достижение обучающимися таких образовательных результатов , которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой. К числу таких образовательных результатов относятся формирование ключевых компетенций.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

Одним из факторов, который существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.

Так, показателем качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего, характеризует умение школьника мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. 

Для младшего школьника только входящего в образовательную среду развитие ключевых компетентностей, имеет не меньшее, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой.

Социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе.

Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:

  • Оказание поддержки ребенку со стороны учителя;

  • Демонстрация ему любви и принятия;

  • Отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;

  • Создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;

  • Оказание помощи в преодолении трудностей;

  • Поддержку веры ребенка в себя;

  • Использование оценки с четкими критериями, понятными ребенку, сочетание оценки и самооценки при ведущей роли последней;

  • Развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.

Сердцем учебного процесса в жизни младшего школьника признается его общение (коммуникативная компетентность). В образовательном поле учитель создает, а ученик «добровольно» находит «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь.

В настоящее время изменился характер педагогической деятельности учителя, это обусловлено расширением информационного пространства, появлением инновационных подходов. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные УМК требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Речь идет о компетентностном подходе учителя к процессу преподавания.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя «владеть». Это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться - в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности.

Иными словами, ключевые компетенции - это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Что это за особый ресурс и как его сформировать - это и есть главная проблема «компетентностного подхода».



Моя задача состоит в том, чтобы формировать ключевые компетенции у детей, привить интересе к предметам, ввести ученика в мир знаний, используя различные формы и методы работы.

Приведу примеры упражнений, используемых на разных уроках.

Для формирования ценностно-смысловых компетенций использовались

- система заданий, ориентирующая младшего школьника на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?» «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься:…», «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить

Для формирования общекультурных компетенций использовались упражнения:

- организация участия детей в действиях ориентирующих младшего школьника помогать героям с целью решить интеллектуальные задачи. Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?»

- вопросы: «Как правильно (начать и закончить) письмо»; «Как правильно написать письмо, «Как написать поздравление с Днём 8 Марта».

Для формирования учебно-познавательных компетенций использовались задания типа:

- «Миша нашёл такие словосочетания: … Маша определила словосочетания по-другому: … Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»; «Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»; «В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»; «Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»

Для формирования информационных компетенций использовались следующие упражнения:

- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

- задания: «Проверь по словарю «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»;

- задание: «Найди в Словаре происхождения слов слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать»;

Для формирования коммуникативных компетенций использовались

- задания, требующие распределения работы с соседом по парте; учёт позиции собеседника: задания типа: «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?».

Сравнительная диаграмма качества знаний по учебным предметам в 4 классе

Из данной диаграммы видно, что успеваемость учащихся в первом и втором полугодии стабильная. Это достигнуто благодаря умелой организации учебно- воспитательного процесса .

В настоящее время всё более очевидным становится, что изменение приоритетных целей школьного образования в сторону общего развития школьников влечёт за собой изменение в подходе к определению результативности в обучении. Становится яснее и психологическая аксиома о неравномерном развитии каждого, отдельно взятого человека.

Материалы исследования формирования ключевых компетенций предусматривают получение учителем информации как относящейся к каждому отдельному ученику, так и к результативности всего класса.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов не только научить детей, но и уметь применить свои знания в современной жизни.