СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние самооценки на мотивацию изучения иностранного языка студентов средних профессиональных образовательных учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен обладать различными компетенциями, в том числе целеустремленностью и настойчивостью.  Чтобы решать сложные профессиональные задачи,  он должен быть мотивирован на достижение успеха. Опыт показывает, что мотивация к достижению успеха на уроках иностранного языка прослеживается не у всех студентов колледжа. Причиной этого служит то, что некоторые студенты изучали другой иностранный язык в школе или имеют негативный опыт изучения иностранного языка, что сказывается на самооценке обучающихся. Неадекватная самооценка может быть одной из  причин снижения интереса к изучению иностранного языка. Педагог должен в данной ситуации помочь студентам выработать адекватную самооценку.

Просмотр содержимого документа
«Влияние самооценки на мотивацию изучения иностранного языка студентов средних профессиональных образовательных учреждений»

УДК 372.881.1

И.В. Бондарева

г.Белгород

E-mail: [email protected]


ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА МОТИВАЦИЮ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Аннотация

Выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен обладать различными компетенциями, в том числе целеустремленностью и настойчивостью. Чтобы решать сложные профессиональные задачи, он должен быть мотивирован на достижение успеха. Опыт показывает, что мотивация к достижению успеха на уроках иностранного языка прослеживается не у всех студентов колледжа. Причиной этого служит то, что некоторые студенты изучали другой иностранный язык в школе или имеют негативный опыт изучения иностранного языка, что сказывается на самооценке обучающихся. Неадекватная самооценка может быть одной из причин снижения интереса к изучению иностранного языка. Педагог должен в данной ситуации помочь студентам выработать адекватную самооценку.

Ключевые слова

Завышенная или заниженная самооценка, мотивация к достижению успеха, адекватная самооценка, изучение иностранного языка


Выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен обладать различными компетенциями, в том числе целеустремленностью и настойчивостью. Чтобы решать сложные профессиональные задачи, он должен быть мотивирован на достижение успеха.

По Д.Макклелланду «мотив достижения» - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. [2]

Опыт показывает, что мотивация к достижению успеха на уроках иностранного языка прослеживается не у всех студентов колледжа. Они зачастую имеют мотивацию избегания неудач. Причиной этого служит то, что некоторые студенты изучали другой иностранный язык в школе или имеют негативный опыт изучения иностранного языка, что сказывается на самооценке обучающихся.

Самооценка является основоой стрремления к достижению цели на том уровне сложности, который студент считает для себя приемлимым. Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, поведения. [1]

Образовательная самооценка – отражение студентами своей собственной истории, создание образа себя в будущем. [3]

Самооценка является центральным новообразованием в юношеском возрасте. [3] Студент учится анализировать свое поведение, планы и достижения, адекватно, что означает объективно, оценивать себя.

Если существует расхождение между уровнем притязаний и реальными достижениями, то мы говорим о неадекватной самооценке. Неадекватная самооценка может служить одной из причин снижения интереса к изучению иностранного языка.

Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.

Студент с заниженной самооценкой не реализует свой потенциал, не раскрывает свои способности. Он уже в начале пути достижения цели опускает руки, выбирает самые легкие задачи. Переоценивает возможности других, преувеличивает свои недостатки.

На уроках иностранного языка педагог должен в данной ситуации помочь студентам с низкой самооценкой и низким уровнем знаний: давать задания по силам, в большем объеме предоставлять упражнения репродуктивного характера. В процессе аудирования студенты должны иметь возможность дополнительно прослушать текст. Педагог должен предоставлять больше времени для перевода текста, выполнения претекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений. Необходимо использовать игровые методы для того, чтобы за ними скрыть многократное повторение пройденного материала. Преподаватель должен постепенно повышать уровень знаний по грамматике, тщательно отрабатывать произношение при изучении новых слов, постоянно использовать образцы для выполнения грамматических упражнений и речевые опоры для говорения. Эффективным является использование различных мер поощрений, нужно хвалить не только за результат, но и за попытку достигнуть результата. Педагог должен проявлять такт, терпение к студентам, спокойно реагировать на неудачи детей, заряжать оптимизмом, предвосхищать их будущий успех, таким образом поддерживая веру обучающихся в собственные силы.

Для студентов с низкой самооценкой и высоким уровнем знаний характерен страх перед общением на иностранном языке. При этом у них есть для этого все возможности. Чтобы преодолеть языковой барьер, можно использовать следующие игры:

1. «Кто хочет стать переводчиком?» На начальном этапе студент переводит с английского иностранного языка на русский язык. После того, как студент приобретет уверенность в собственных силах, он переводит с русского на иностранный.английский. Эта игра имеет три подсказки: помощь группы, звонок другу, совет учителя.

Количество подсказок можно увеличить.

3. «Говорим только по-английски». В игре педагог и студент говорят только по-английски. При этом важна спонтанная речь студента. Он может делать ошибки. Если же возникает затруднение, можно дать задание письменно. При этом у обучающегося будет время на подготовку.

Студент с завышенной самоценкой неспособен трезво оценивать уровень своих знаний, не воспринимает критику по отношению к себе. Переоценивает собственные силы. Испытывает превосходство над другими людьми.

Педагог должен поощрять реальные достижения студентов с завышенной самооценкой, воспитывать уважение к мнению окружающих, давать задания повышенного уровня сложности для испытания способностей студентов. Он должен использовать критику в мягкой форме: критикуя, оказывать поддержку, подсказывать пути решения сложившейся проблемы. Эффективной является методика «холодного душа», которая позволит студентам реально оценить свои возможности. Необходимо дать понять студентамобучающимся, что результат зависит не только от способностей, но и от приложенных усилий. Концентрация на достижении цели важна. Следует обучать детей навыкам самоконтроля, что будет способствовать продвижению студентов к намеченной цели и сделает самооценку адекватной.

Студент с адекватной образовательной самоценкой верит, что он может повысить уровень владения иностранным языком, если ежедневно будет работать над этим. Осознание этого поможет ему стать успешным в любом деле.


Cписок использованной литературы

  1. Большой психологический словарь. https:// psychological.slovaronline.com/

  2. Мотивация и мотивы. https:// dom-knig.com/

  3. Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. https:// science-education.ru/