Влияние шахмат на развитие детей

Категория: Всем учителям

Развитие умственных способностей у детей. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние шахмат на развитие детей»













Влияние шахмат на развитие детей
















Исполнитель:

Хуснутдинова А.Н

Педагог дополнительного

Образования детей










Вопрос об общих способностей – один из самых актуальных в психологии сегодня. Это вопрос о развитии умственных способностей человека, об его одаренности. И самое главное, - какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом правильно развивать мышление, воображение, внимание, память.

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависит уровень интеллекта, желание и умение учится, уверенность в своих силах.

В силу своего возраста у младшего школьника еще недостаточно сформированы общие способности, формирование и развитие которых происходит в процессе организованной деятельности и общения, и, которые необходимы для дальнейшего полноценного развития ребенка. Очень важно заинтересовать ребенка, сосредоточить его внимание на интересной игре, ради результата.

Поэтому для укрепления и развития памяти детей, обогащение ее понятиями, обобщениями, воспитание культуре мышления большое место отводится шахматам. Ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Это развитие познавательной активности и самостоятельности, способность принимать оптимальное решение, а это требует повышенного внимания, хорошей памяти, избирательности в оценке разнообразных факторов.

Объект нашего исследования, является способности детей младшего школьного возраста.

В качестве предмета исследования выступает особенности способностей младших школьников в связи с игрой в шахматы.

Цель нашего исследования – изучение проблемы способностей младшего школьного возраста в шахматной игре.





Для достижения поставленной цели исследования необходимо обозначит

следующие задачи:

1. Изучить научно – методологическую литературу по данной теме.

2. Выявить основные компоненты общих способностей на основе изученной литературы.

3. Проанализировать психологические подходы к изучению способностей.

4. Установить закономерности развития общих способностей на основе шахматной игры.

5. Провести диагностику уровня развития общих способностей учащихся в контрольной и экспериментальной группы.

6. На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность развития общих способностей учащихся младшего школьного возраста в шахматном творчестве.

Исходя из вышеизложенного, сформулирована гипотеза исследования: предположение, что шахматные игры способствуют развитию способностей младших школьников.

Теоретико – методологической основой научного исследования явились теоретические и методологические положения отечественной психологии: принцип системного подхода Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, принцип деятельного подхода А.В. Петровского, индивидуально – психологическая теория способностей Б.М. Теплова, так же опирались на фундаментальные положения по вопросам способностей, нашедшие в трудах психологов В.Д. Шадрикова, В.А. Крутецкого.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы изучения и анализ психологической литературы, а так же методы диагностики интеллекта. Применялся школьный тест умственного развития (ШТУР), предназначенный для изучения интеллектуального развития детей. При обработке полученных данных использовались статистические методы.

Научная новизна работы заключается в том, что показано взаимосвязь развития способностей младших школьников в связи с игрой в шахматы и более широкого внедрения шахматной игры в детские школьные учреждения.

Цели и задачи данной работы предполагают ее следующую структуру: введение, две главы, заключение и список литературы.

В первой главе проанализированы теоретические подходы к исследованию способностей личности, даны характеристики развития способностей в младшем школьном возрасте и рассмотрено влияние шахматной игры на формирование интеллектуальной сферы.






















  1. Психологическая природа способностей

1.1. Теоретические подходы к исследованию способностей

личности


Способность – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями – «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

Способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями.

Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой – либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: первые – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; вторые – только те способности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; третьи – несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Различая специальные и общие способности, Д.Н. Завалишина связывает общие способности с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными видами деятельности.

Шадриков В.Д. приходит к выводу, что понятие «способность» является психологической конкретизацией категории свойства. По В.Д. Шадрикову, наиболее общим понятием, которое описывает психологическую реальность, является понятие психологической функциональной системы, процесс функционирования которой, обеспечивает достижение некоторого полезного результата. Отсюда способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, существенно важными для данной деятельности.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для

того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Например, изучая математические способности, В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;

3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;

4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5) отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально – психологические особенности в сенсорной и умственной сферах.

Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятием ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития.

С.Л. Рубинштейн сформировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способности одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей.

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. И чем больше развита способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

1.2 Способности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность.

Школьный период характеризуется интенсивным развитие познавательных функций, сенсорно – перцептивных, мыслительных, мнемических и других. Планомерное формирование умственных действий в школьный период обеспечивает высокое качество знаний и создает интеллектуальные предпосылки для воспитания творческого мышления. Процесс овладения разнообразными приемами работы рассматривается как одна из существенных сторон обучаемости, которая определялась Б.Г. Ананьевым в качестве интегрального свойства психического развития. Высокий уровень развития как функционального, так и операционного состава психики лежит в основе формирования различных способностей в процессе учения и других видах деятельности в период школьного обучения. Важно учитывать сложный состав общей умственной способности человека, которая, развиваясь в процессе обучения, включает в себя такие разнородные компоненты, как познавательные функции (память, мышление, внимание и др.) системы умственных действий и операций.

Все более усложняющийся процесс усвоения знаний в учебной деятельности предъявляет повышенные требования, прежде всего к умственной активности школьника. Отсюда важным является развитие именно тех механизмов, которые обеспечивают эту активность на базе функционального развития и в то же время влияют на развитие самих психических функций. В школьный период формируются разнообразные внутренние механизмы и способы активной переработки информации в целях ее запоминания. Одним из ведущих видов памяти становится произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала. В ряде работ показано усиление разнообразия мнемической активности и в то же время выявлены различные формы интеграции и взаимодействия уровней памяти в результате обобщенного характера применяемых способов запоминания.

В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребенком своих действий, в процессе которого он осознает схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснения основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Внутренний план действий – это способность выполнять действий в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта.

Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты и т. д. Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их различные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а так же ряд других ее особенностей создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане.

В школьном возрасте происходит не только расширение объема информации, но и качественная перестройка знаний, развитие понятийных, логических структур.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает главным образом своей положительной стороной, и в этом неповторимое своеобразие данного возраста .

Таким образом, можно сказать, что у части детей, опережающих свой возраст, способности становятся устойчивой особенностью. Идет развитие познавательной сферы, положительного отношения к действительности, определяющего и переход к более сложным формам мышления.

1.3. Влияние шахматной игры на формирование

интеллектуальной сферы личности

Игровой тренинг познавательных процессов школьников (мышления, воображения и памяти) получает в последние годы все большее распространение. Многие психологи и учителя пришли к выводу, что делать ставку в развитии познавательных процессов только на учебный процесс явно недостаточно; необходимо еще и организация специальных занятий по совершенствованию, коррекции и шлифовке процессов мышления, приемов воображения и способов запоминания .

Большинство разработанных приемов решения творческих задач направлено на формирование действий, связанных с обеспечением адекватного движения в предметном содержании задачи. Основная трудность здесь в том, чтобы вооружить субъекта такими приемами мышления, которые позволили бы ему самостоятельно открывать и реализовывать принципы решения задачи .

Сам же этот прием состоял в том, чтобы требуемое действие или требуемый результат выделялись через исходную ситуацию, в ее материале. Для этого испытуемый должен представить себе требуемое действие или требуемый результат преобразующим исходную ситуацию и самое это преобразование построить в материале исходной ситуации. Оформление в материале ситуации требуемого действия и было способом существования возможностей решения, той специфической формы ориентировки, планирования решения задачи, при которой, по словам Л.С. Выготского «план будущей деятельности превращается в реальную зрительную ситуацию .

Интеллект в широком значении – вся познавательная деятельность, в более узком – наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека. С точки зрения Н.С. Лейтеса, самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире предвидеть наступающие изменения, дает возможность преобразовывать действительность, а также познать свои умственные процессы и влиять на них. Первостепенное значение имеет потребностно – личностная сторона интеллекта.

Умственная активность – характерная черта детства. Она выступает не только во внешних проявлениях, но и в форме внутренних процессов. В психологии отмечается значение активности для успешности умственного развития.

Среди умственных действий, которые имеют диагностическое значение для оценки умственного развития и умственных способностей, выделяется внутренний план действия, который изучался Я.А. Пономаревым. Испытуемому предлагалось мысленно совершить ход шахматным конем. При оценке результатов, кроме прямого показателя правильности решения, учитывались способность к удержанию задачи в уме, количество мысленных ходов, степень осознанности действий и т.п. При решении таких задач ребенку разрешалось смотреть на игровое (шахматное) поле с расставленными на нем фигурами, а в других название клеток поля, их расположение и исходную расстановку фигур предлагалось запомнить и решать задачу, мысленно представляя поле и перемещения по нему данных фигур. В самом общем плане считалось, что у тех детей, которые могут решать задачи с большим числом ходов и, не глядя на игровое поле, внутренний план действий развит лучше, чем у детей, не способных решать задачи без опоры на наглядность и с большим числом ходов.

Значит, способность действовать в уме – это возможность человека заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, спланировать путь достижения поставленной цели. Хорошо развитая способность действовать в уме – важное условие успеха человека. Специальные усилия по прогнозированию результатов своей деятельности, продумыванию способов ее осуществления и реализации этих способов, имеет место в деятельности любого человека.

Ведь сущность шахматной игры заключается в том, что дети решают

умственные задачи, сами находят решения, преодолевая определенные трудности. Одним из элементов шахматной игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют способ действий. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Своеобразием шахматной игры заключается в том, что она одновременно является формой обучения, в которой содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача, содержание, игровые действия, правила, результат. Таким образом, ребенок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую и это повышает его умственную активность.




























Список литературы

1. Давыдов, В.В. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1977. – 48с

2. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1971. – с.50

3. Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей [Текст] / Д.Н. Завалишина. – Москва: Наука, 1991. – с. 28

4. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии – 1995, №1 – с. 41-46. – ISSN 0042-8841

5. Зарецкий, В.К. Рефлексивно – личностный аспект формирования решения творческих задач [Текст] / В.К. Зарецкий, Н.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии – 1980, №5, с. 112-117 – ISSN 0042-8841.

6. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А.Крутецкий – Москва: Просвещение, 1968. - 432с.

7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Творческий центр Сфера, 2004. – 463с. – ISBN 5-89144-162-4

8. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес – Москва: Педагогика, 1971. – 280с.

9. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] / Н.С. Летес – Москва: Академия, 1999. – 320с. – ISBN 57695-0646-6

10. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2009. – 583с. – ISBN 978-5-272-00062-0

11. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2009. – 583с. – ISBN 978-5-272-00062-0

12. Минских, Е.М. От игр к занятиям. Развивающие и познавательные игры младших школьников [Текст] / Москва: Просвещение, 1982. – 259с.

13. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский –Москва: Академия

2000 – 312с - ISBN 506 -004-1700

14. Понарядова, Г.О. О внимании младших школьников с различной успеваемостью [Текст] / Г.О. Понарядова // Вопросы психологии – 1982, №2 – с.51-59 - ISSN 0042-8841

15. Пономарев, Я.А. Знание, мышление и умственное развитие [Текст] / Я.А. Пономарев – Москва: Просвещение, 1967. – 264с.

16. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – Москва: Академия наук, 1959. – 354с.

17. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – Москва: Педагогика, 1976. – 716с.

18. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко – СПб: Питер, 2001 – 224с. – ISBN 5-31800252-8

19. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / А.А. Смирнов – Москва: Просвещение, 1967 – 298с.

20. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов – Москва, 1961 – 534с.

21. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков – Логос, 1996 – 320с. – ISBN 5-88439-015-7

22. Эльконин, Б.Д. О способе опосредования решения задач на соображение [Текст] / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии – 1981, №1 – с.110-118 – ISSN 0042-8841



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей