СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние сна на работоспособность школьника. Детский проект

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Влияние сна на работоспособность школьника» посвящён изучению роли сна в жизни подростков, его влиянию на учебную деятельность и общее самочувствие. Цель проекта — показать, как качество и продолжительность сна отражаются на концентрации внимания, памяти, настроении и эффективности выполнения школьных заданий.

Обучающимся собрана  информация о нормах сна для школьников, проведены наблюдения за собственным режимом сна и проанализированы результаты с помощью простых опросов. Особое внимание уделяется рекомендациям по формированию здоровых привычек, способствующих улучшению качества сна и повышению работоспособности.

Проект способствует развитию навыков самостоятельного исследования, критического мышления и осознанного отношения к здоровью. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние сна на работоспособность школьника. Детский проект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова Ярославской области






ПРОЕКТ


«Влияние сна

на работоспособность

школьников»



Автор: Горшков Владислав Алексеевич,

обучающийся 11Б класса

Руководитель: Топунова Елена Николаевна,

учитель биологии





Ростов, 2021

Содержание:



стр

1

Введение

3

2

Обзор информационных источников

4

2.1.

Что такое сон?

4

2.2.

Фазы сна

5

2.3.

Продолжительность сна для людей разных возрастов

8

2.4.

Значение сна в жизни человека

9

2.5.

Какой сон мы называем здоровым?

11

2.6.

Как нормализовать сон?

13

2.7.

Что такое сновидения?

13

2.8.

Бессонница и её причины

14

3.

Практическая часть.

17

3.1.

Опрос одноклассников. Результаты анкетирования

17

3.2.

Определение качества сна у моих одноклассников

19

4.

Заключение

20

5.

Информационные ресурсы

21

6.

Приложения

22-34









«Сон — лучшее лекарство. Он успокаивает, отодвигая все заботы на будущее, дает отдых, восстанавливает силы, но одновременно сон — это злейший враг в момент опасности, когда требуется полная мобилизация всех способностей. Он убаюкивает, когда надо бодрствовать, нашептывает успокаивающие глупости, когда надо смотреть в оба».

Элджернон Блэквуд

1. Введение

Всем известно, что на сон человек тратит треть всей своей жизни. Казалось бы, это слишком много, но здоровый сон жизненно необходим для нормальной жизнедеятельности организма. Полноценный отдых – залог крепкого здоровья. А сон – это основной вид отдыха, во время которого происходит восстановление энергетических запасов нервной системы, восстанавливается функционирование других органов. Недаром практически всем больным врачи рекомендуют соблюдение режима полноценного сна. Маленькие дети тратят на сон 5-6 часов, а у взрослых цифра колеблется от 2 до 5 часов. Однако принято чередовать 8 часов сна с 16 часами бодрствования. Сказать определённо, сколько времени человеку нужно тратить на сон, достаточно трудно. Каждый организм уникален и у него свои потребности, свой ритм жизнедеятельности[1].

Я выбрал данную тему для индивидуального проекта, потому что мне интересно, как отдыхает мой организм после тяжёлого школьного дня, подготовки домашних заданий и тренировок по футболу; почему утром хочется спать и трудно проснуться; какая потребность сна у людей разного возраста; как улучшить качество сна.

Цель проекта – изучить влияние сна на работоспособность школьника.

Задачи:

  • Найти информацию о значении сна в жизни человека, его продолжительности для людей разных возрастов и о структуре сна;

  • Узнать, что происходит с человеком во время сна, какова природа сновидений, в чём причина бессонницы;

  • Определить наилучшее время для сна и его продолжительность для моих одноклассников;

  • Выяснить, как легко засыпать и легко просыпаться;

  • Разработать анкету и провести опрос одноклассников «Влияние сна на работоспособность школьника»;

  • Создать буклет «Здоровый сон».

В ходе исследований мы должны подтвердить гипотезу, что полноценный сон положительно влияет на здоровье подростка, его настроение и работоспособность.

2. Обзор информационных источников

2.1.Что такое сон?

Сон (лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это цикличное физиологическое состояние человека и других теплокровных животных, внешне характеризующееся обездвиженностью почти всей скелетно-мышечной системы, почти полным отсутствием реакций организма на внешние раздражители.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после периода напряженной дневной работы. Но в середине XX века американский физиолог, русский по происхождению, Натаниэль Клейтман со своими аспирантами Ю. Азеринским и В. Дементом после непрерывных исследований и экспериментов, включающих в себя электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц человека, сделали вывод, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна, которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

Как доказано современными учеными, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала, накопленного в течение периода бодрствования. Дальнейшее торможение на более глубокие отделы мозга - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии сна нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. На момент пробуждения, если сон был достаточно качественным, они снова готовы к активной работе.

Сон у человека в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа. Эти циклы называют циркадными ритмами. Они переопределяются каждые сутки, наиболее важным фактором является уровень освещения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации специальных фотозависимых белков. Циркадный цикл настроен обычно на длину светового дня. Помимо ночного сна, в некоторых культурах существует физиологически обусловленный кратковременный дневной сон — сиеста. Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:

1. Снижением уровня сознания.

2. Зевотой.

3. Понижением чувствительности и сенсорных систем.

4. Снижением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век) [2]. .


2.2. Фазы сна

Сон человека делится на два принципиально различных вида – это медленный сон и быстрый сон. В свою очередь, медленный сон делится на 4 фазы. Получается, что всего различается 5 фаз сна.

1-я фаза. Также она называется стадией дремоты. Для нее характерно обдумывание и переживание проблем, возникших в течение дня. Мозг по инерции пытается найти решение задач, над которыми он работал, находясь в состоянии бодрствования.

2-я фаза. Происходит дальнейшее снижение мышечной активности, пульс и дыхание замедляются. Мозг постепенно перестает работать. Для этой стадии характерны короткие вспышки слуховой чувствительности. Человек находиться в состоянии, когда его очень легко разбудить.

3-я фаза. Является переходной. Различия между третей и четвертой фазами сна заключается в количестве дельта-колебаний.

4-я фаза. Характеризуется наиболее глубоким сном. Считается наиболее важной, так как в это время мозг получает самый полноценный отдых и восстанавливает свою работоспособность. В четвертой фазе сна человека сложно разбудить. Случаи разговора во сне или лунатизма происходят как раз в это фазе.

Первые две фазы считаются поверхностным медленным сном, а вторые две – глубоким. Медленный сон еще называется ортодоксальным сном или non-REM-сном.

5-фаза медленный сон. Эта стадия еще называется БДГ-сном (от англ. rapideyemovements, что значит «быстрые движения глаз»). Как вы уже догадались, для быстрого сна характерны ускоренные движения глазных яблок под закрытыми веками – это является первым принципиальным отличием от медленного сна.

Вторым отличие является то, что в фазе быстрого сна мозг совсем не отдыхает, а наоборот, активизируется. Повышается также частота сердечных сокращений, но при этом крупные мышцы полностью расслаблены.

А самое интересное, что в фазе быстрого сна человека разбудить сложнее всего, хотя его состояние наиболее приближено к состоянию бодрствования. Поэтому быстрый сон еще называют парадоксальным.

Не совсем понятно назначение быстрого сна. Существуют несколько предположений по этому поводу:

1. В стадии быстрого сна мозг раскладывает по полочкам полученную информацию.

2. Мозг анализирует условия окружающей среды, в которых находится организм и вырабатывает стратегию адаптации. Косвенным подтверждение этого суждения является тот факт, что у новорожденных быстрый сон составляет 50%, у взрослых – 20-25%, у пожилых людей – 15%.

Но есть один факт, который не вызывает споров – в быстром сне к нам приходят самые яркие сновидения! В других стадиях сны тоже присутствуют, но они размыты, и мы очень плохо их помним. Ученые также утверждают, что сон хорошо запомнится вам, только если вы проснетесь в фазе быстрого сна.

Сон начинается с 1-й фазы, которая длится примерно 10 минут. Потом последовательно идут 2-я, 3-я, и 4-я фазы. Затем в обратном порядке – 3-я, 2-я и наступает фаза быстрого сна. Все вместе они образуют цикл, который повторяется 4-5 раз за ночь.

При этом изменяется продолжительность разных фаз от цикла к циклу. В первом цикле быстрый сон совсем короткий, большее время занимает глубокий медленный сон. А вот в последних циклах глубокого сна может совсем не быть. Обычно один цикл составляет 90-100 минут.

Интересный факт: от того, в какой фазе сна мы проснёмся, зависит наше самочувствие. Самым неподходящим для пробуждения является глубокий сон. Проснувшись из глубокого сна, вы будете чувствовать себя разбитым.

Лучше всего просыпаться после окончания фазы быстрого сна, то есть в начале первой или второй фазы[6],[7].


2.3. Продолжительность сна для людей разных возрастов

Американский Национальный Фонд по проблемам сна выпустил новые рекомендации относительно необходимой продолжительности сна для разных возрастных групп[4],[12].

Судя по данным экспертов, чем моложе человек, тем больше сна ему требуется для здоровья.

Так, новорожденным в возрасте до 3 месяцев нужно спать 14-17 часов в сутки. Малышам от 4 до 11 месяцев требуется 12-15 часов сна, а деткам 1-2 лет - 11-14 часов.

Детям дошкольного возраста (3-5 лет) для сна нужно 10-13 часов, школьникам в возрасте 6-13 лет - 9-11 часов. Подростки 14-17 лет должны отдыхать в течение 8-10 часов.

Молодежи в возрасте 18-25 лет рекомендован сон в течение 7-9 часов в сутки. Как, собственно, и взрослым от 26 до 64 лет.

Пожилые люди от 65 лет и старше должны отводить на сон по 7-8 часов.

Ранее ученые установили, что вреден как "недосып", так и избыток сна. По их данным, у людей, которые спят меньше положенного, может быть повышен риск сердечной коронарной недостаточности, инсульта, диабета, ожирения и психических расстройств. Причем те же самые проблемы могут возникнуть у тех, кто любит долго поспать и понежиться в постели и отводит на это удовольствие 10 и более часов. (Приложение №1 «Продолжительность сна в зависимости от возраста»)

2.4. Значение сна в жизни человека.

Сон — важная функция, состояние, имеющее огромное общебиологическое значение. Треть своей жизни человек проводит во сне и без сна не может обходиться.

Во сне у человека снижаются активность обменных процессов и мышечный тонус, активнее идут процессы анаболизма, тормозятся нервные структуры. Все это способствует восстановлению сил после дневных умственных и физических трудов.

Но, как отмечал И.П. Павлов, сон — это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобожденным от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе.

Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливается работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций. [3].

Положительное влияние сна на здоровье считалось догмой и не проверялось до середины ХХ века. Только лишь в 50-х годах ученые начали исследовать влияние сна на здоровье и сделали очень интересные выводы.

Оказалось, что во сне активируется анаболизм – процесс образования новых высокомолекулярных соединений, синтезируется большинство гормонов, мышечных волокон и даже молодых клеток. Происходит обновление организма. Таким образом, тот факт, что дети растут во сне, получил научное обоснование.

Кроме этого, во время сна мозг анализирует и перерабатывает информацию. При этом избыточная и ненужная информация удаляется, а важная, наоборот, усваивается. В результате восстанавливаются психические ресурсы и работоспособность. Многие всемирно известные ученые отмечали, что именно во сне к ним приходили идеи и открытия, которые потом становились фундаментом для прогресса цивилизации.

Сон имеет свою структуру и состоит из 2 стадий: медленной и быстрой, которые циклически сменяют друг друга. Какое-то время считалось, что хуже всего отражается на организме лишение человека быстрого сна, но в результате проведения научных исследований ученые опровергли эту информацию и доказали, что решающим моментом является непрерывность сна и нормальное соотношение между его фазами. Именно этим объясняется то, что при приеме снотворного многие люди не чувствуют себя отдохнувшими.

Если продолжительность сна недостаточна, у человека снижается работоспособность и увеличивается риск развития различных заболеваний. Что понимается под термином «достаточная продолжительность» и насколько велико влияние сна на организм, мы рассмотрим немного подробнее.

Клинические исследования показали взаимосвязь между сердечно-сосудистыми заболеваниями и продолжительностью сна. Если его продолжительность в течение длительного периода времени составляет менее 7 часов в сутки, это увеличивает риск в два с половиной раза. Парадоксально, но научный факт: если человек спит более 10 часов в сутки, это также негативно сказывается на сердце, но риск возрастает «всего» в полтора раза.

Увеличение веса и риск развития ожирения. Жировые клетки вырабатывают лептин – гормон, который отвечает за сохранение энергии. Пик выработки этого гормона приходится на ночь, и, если режим сна нарушен или сон непродолжительный, гормона вырабатывается мало. Организм осознает, что он сохранил мало энергии и начинает её запасать в виде жировых отложений.

Все сбалансированные программы по снижению веса направлены не только на нормализацию питания и физической активности, но и на регуляцию режима труда и отдыха. Считается, что после полноценной физической активности сон становится более глубоким, в нем превалирует медленная фаза - именно во время неё вырабатывается основное количество лептина.

Влияние сна на работоспособность. Влияние режима сна особенно сильно сказывается на работниках умственного труда, поскольку во время ночного отдыха происходит обработка информации, полученной за день. Если человека лишить сна, мозг просто не будет усваивать новую информацию и навыки. По крайней мере, именно такой версии придерживаются современные ученые-нейробиологи. По некоторым данным, у не спавшего 17 часов мозговая активность соответствует уровню человека, в крови которого находится 0,5 промилле алкоголя, а сутки без сна соответствуют 1 промилле.

В ходе различных исследований было выявлено, что после полноценного сна у студентов улучшались способности к обучению, они эффективнее справлялись с математическими задачами, более успешно учили иностранные языки и лучше усваивали материал, пройденный накануне.

Влияние режима сна отражается и на работниках физического труда. В частности, в случае недостатка ночного отдыха у них за счет снижения внимания повышается риск травматизма и снижается продуктивность.

.

2.5. Какой сон мы называем здоровым сном?

Здоровый сон – это сон, в течение которого организм успевает восстановиться и отдохнуть. А для этого ночной отдых должен отвечать нескольким требованиям:

  • Сон с открытой форточкой (необходимо достаточно кислорода)

  • Сон через 2 часа после еды (полный желудок нарушает работу сердца)

  • Сон в полной темноте (любые источники света нарушают выработку гормона сна, мелатонина)

  • Сон в правильной позе (на боку, с опорой для шеи)

  • Сон с правильным настроем на отдых (ежедневная привычка засыпать по расписанию и без отвлекающих факторов)

Воздух. Проветривайте комнату перед сном. Недостаток кислорода снижает качество сна, делает его прерывистым и неглубоким. Вы не успеете восстановиться и наутро встанете разбитым.

Пища. Обильный ужин на ночь не даст заснуть, приведет к расстройству пищеварения и даже к нарушениям работы сердца. Во время сна деятельность пищеварительной системы значительно снижена. Это влияет на качество пищеварения. Перераспределение кровотока может вызывать ишемию сердечной мышцы, поэтому лицам с ишемической болезнью сердца не рекомендуется переедать на ночь. Но существует еда, способствующая засыпанию. За крепкий сон отвечает гормон мелатонин. Помогут его выработке продукты с аминокислотой триптофаном (предшественник мелатонина), к примеру, вишня, вишневый сок или банан.

Свет. В темноте засыпать легче. Если же в комнате есть источник света, свет будет проникать на сетчатку, и мелатонин, «гормона сна», не будет вырабатываться. Вот почему из спальни надо убрать телевизор и светящиеся в темноте часы. Проснувшись среди ночи и, глянув на светящееся табло будильника, можно лишиться сна до самого утра. По этой же причине, дисплей мобильного телефона способен испортить отдых. Лучше пользоваться механическими часами.

Лекарства. У многих гипертоников давление поднимается в ночные и предутренние часы. Дело в том, что действие лекарств, принятых перед сном, к утру заканчивается, и как раз утром возрастает риск развития инсульта головного мозга или инфаркта миокарда. Вот почему рекомендуется принимать на ночь гипотензивные средства пролонгированного действия.

Поза. Если человек заснул сидя, его голова клонится вбок или вперед. В таком положении нарушается дыхание, перегибаются и сдавливаются позвоночные артерии, питающие головной мозг. Мозгу не хватает кислорода. Кроме этого деформируются межпозвоночные диски шейного отдела позвоночника. Те, кто вынужден спать сидя (в самолете, поезде, автобусе), обязательно должны использовать шейную подушку. Она образует мягкую опору для шеи.

По тем же причинам опасно спать на животе. В такой позе голова вывернута вбок. Эта поза опять же сдавливает артерии шеи, и мозг снова недополучает кислород. Лежа на животе человек не способен сделать полноценный вдох. Развивается дыхательная гипоксия[5].


2.6. Как нормализовать сон?

Необходимая длительность сна у каждого человека индивидуальна. Чтобы определить свою норму, рекомендуется проделать следующий эксперимент. Ложитесь спать на 15 минут раньше своего обычного времени. Если в течение недели самочувствие не улучшится, то прибавьте к этому времени еще 15 минут и понаблюдайте за самочувствием еще неделю. Продолжайте добавлять 15-минутный интервал к ночному сну, пока не почувствуете, что просыпаетесь отдохнувшим.

Помимо этого, прежде всего, стоит обратить внимание на режим дня. Пики физической и интеллектуальной активности лучше сконцентрировать в дневное время, а вечернее оставить для отдыха и релаксации. Также вечером стоит ограничить и эмоциональную нагрузку.

Большое значение уделяется засыпанию в одно и то же время. При этом данные действия должны сопровождаться определенным ритуалом. Например, можно ввести за правило небольшую вечернюю прогулку, проветривание комнаты, умывание и т.д. Благодаря таким простым действиям, организм будет подсознательно готовиться к отдыху, а значит, сон наступит быстрее и будет более глубоким.

Зачастую после нормализации сна улучшается общее самочувствие, отступают некоторые хронические заболевания, поднимается настроение. Позаботьтесь о своем организме и очень скоро Вы почувствуете ощутимые изменения.

2.7. Что такое сновидения?

Сновидение — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно и некоторых других млекопитающих).

Другими словами сновидение – это совокупность зрительных образов, которые грезятся спящему человеку и вызывают сопутствующие переживания.

Этап сна, во время которого возникает сновидение, именуется фазой «быстрого сна». При этом человек не ощущает границы между воображаемым миром и реальностью.

Многие считают, что слова «сновидение» и «сон» являются синонимами, однако сон следует рассматривать как естественный физиологический процесс.

Существует много разных теорий, почему человек видит сны. В начале 20 века ученые говорили о том, что за целый день в нашем мозге накапливаются различные химические вещества. Такие как, диоксид углерода, молочная кислота и холестерин. Утверждалось, что эти вещества рассеиваются, пока человек спит. И благодаря этому процессу мы и видим сны. В общем, сны считались «уборщиками» процессов организма.

Одна из последних теорий говорит, что сны могут быть способом организма “перезагрузить” мозг. Сны освобождают мозг от ненужной информации и помогают ему работать, как часам. Без снов мозг бы просто «взорвался»! [8].

2.8. Бессонница и её причины

Бессонница – это расстройство сна. Оно проявляется нарушением засыпания, поверхностным, прерывистым сном или преждевременным пробуждением. За ночь силы не успевают восстановиться, и с утра вы чувствуете себя усталым, не выспавшимся и разбитым. Днем возникает непреодолимая сонливость, снижается работоспособность, портится настроение.

Бессонница – это сбой в работе наших биологических часов, которые отвечают за чередование бодрствования и сна. В норме биологические часы работают стабильно. В одно и то же время они готовят организм ко сну. При этом уменьшается скорость реакций, умственная и физическая работоспособность, снижается артериальное давление и температура, вырабатывается меньше адреналиноподобных гормонов, повышающих активность. Но если возникает сбой в биоритмах, то эти процессы начинаются не вечером, а под утро, когда вам уже пора вставать.

От бессонницы страдают 30% мужчин и 35% женщин. Эта проблема актуальна для маленьких детей, а также для людей среднего и пожилого возраста. Замечено, что чем старше человек, тем чаще он жалуется на бессонницу.

Существует множество видов бессонницы. Одни страдают от этой проблемы эпизодически после тяжелого дня, а у других бессонница хроническая. Молодые люди часами не могут заснуть, а те, кто постарше, просыпаются в 3 часа утра и потом не могут заснуть. Часто люди просыпаются по нескольку раз за ночь.

Эффективная борьба с бессонницей возможна только после правильного установления ее причины. Бывает непросто установить, что именно крадет ваш сон. Но сделать это очень важно, ведь если устранить причину, то проблема исчезнет сама собой.

1. Нарушение правил гигиены сна. Гигиена сна включает множество факторов. Например, в меру жесткая кровать, удобная подушка, тишина, оптимальная температура в спальне и свежий воздух. Вы можете пробуждаться слишком рано из-за того, что вас будят солнечные лучи или в соседнем клубе слишком громко играет музыка.

При нарушении правил сна проявления бессонницы разнообразны:

  • невозможность уснуть, несмотря на сильную усталость;

  • поверхностный прерывистый сон;

  • ранние пробуждения.

2. Тревога, беспокойство, стрессовые ситуации. Мнительные люди склонны преувеличивать проблему и длительно ее обдумывать, а перед сном для этого появляется время. Эта причина бессонницы характерна для женщин, потому, что они больше подвержены «самокопанию», анализу своих поступков и недостатков.

3. Неправильное питание. Как известно, на ночь нельзя переедать, но и не стоит ложиться спать, если вас мучает чувство голода. После сытного ужина, особенно мясного, пища задерживается в желудке до утра. Это вызывает прилив крови к желудку и неприятное чувство тяжести в животе. Во время сна пищеварение проходит плохо, возникают процессы брожения. Поэтому вы сквозь сон чувствуете дискомфорт.

Заболевания тела (соматические). Любые болезни могут нарушить сон. Особенно инфекционные заболевания, артериальная гипертония, стенокардия, тиреотоксикоз, язвенная болезнь, гипертрофия предстательной железы, зудящие дерматозы, артрозы. Даже незначительные недомогания, которые сопровождаются интоксикацией или болью в разных частях тела становятся причиной кратковременной бессонницы. Хронические заболевания, особенно кардиологические, вызывают сбой суточных ритмов и длительные нарушения сна и т.д.[9].

















3. Практическая часть.

3.1. Опрос одноклассников. Результаты анкетирования

На первом этапе практической работы было проведено анкетирование учащихся 11 «Б» класса МОУ СОШ №4 с той целью, чтобы выяснить, что и как влияет на сон школьника. Ученикам была предложена анкета (см. Приложение №2). В анкетировании приняли участие 23 человека. В ходе анализа анкеты мы получили следующие результаты:

1) На первый вопрос анкеты «Есть ли у вас постоянный режим сна?» 19 обучающихся ответили «нет», что составляет 82% из всех опрошенных в классе, при этом количество часов, которое школьники проводят во сне, в среднем составляет около 8 часов. Интересно, что в нашем классе оказалось 4 подростка, которые спят значительно меньше 8 часов (от 4-х до 6-и часов). У этих ребят как раз довольно часто бывают проблемы с успеваемостью. 18% соблюдают режим сна (Приложение №3).

2) На вопрос «Высыпаетесь ли вы?» 16 человек из класса (69%) ответили «нет». Интересен, тот факт, что из этих 16 человек 2 учащихся не соблюдают режим сна (12%) (Приложение №4).

3) 12 человек из класса (52%) на вопрос анкеты « Хочется ли вам спать на уроках» ответили положительно, среди них 5 человек (41%) не высыпаются потому, что им на уроках скучно и неинтересно (такими опять казались те одноклассники, у которых в последнее время наблюдается тенденция к снижению успеваемости).

4) На вопрос «Если вы поздно ложитесь спать, то по какой причине?» ответы распределились следующим образом: только 7 человек (30%) поздно ложатся спать, потому что делают уроки (это можно объяснить тем, что в течение дня ребята посещают кружки и другие дополнительные занятия); 14 человек (60%) – смотрят телевизор или сидят за компьютером; 1 человека (5%) не ложатся, потому что «все равно не заснут», в это число входят те ребята, которые не соблюдают режим сна, 1 человек (5%) ответил, что в их семье все поздно ложатся спать (Приложение №5).

5) Из ответов на 5-й вопрос (о продолжительности сна) стало очевидно, что 16 человек (69%) стараются спать по 8 часов в сутки. Но это не всегда у них получается. Тревожно, что некоторые ученики часто спят по 4-6 часов в сутки (Приложение №6).

6) Если хотят спать, то ложатся спать сразу только 6 человек (27%). Заставляет задуматься тот факт, что 7 человек (30%) ложатся спать только после того как доделают все дела и пока не доведут себя до изнеможения.

7) Только 10 человека из класса (43%) считают, что здоровье важнее и ложатся спать, даже если не успели завершить все дела, некоторых спать заставляют родители (Приложение №7).

8) При этом я не могу утверждать, что у моих одноклассников есть проблемы с бессонницей – 16 человек из класса (69%) засыпают сразу или через 15 минут, но есть несколько человек, которые не могут заснуть более часа.

9) Среди причин, по которым ребята не могут заснуть 8 человек (35%) назвали тот факт, что они не устали, 10 человек (43%) объясняют это своим психологическим состоянием (тревога, волнение и т.д.), у 2 человек (9%) – неудобная кровать, мешает свет или другая причина неудобства. Среди причин также встречаются варианты «плохое самочувствие» (1 чел. (4%)), плотная еда перед сном (1 чел. (4%)) или употребление на ночь кофеиносодержащих напитков (кофе, чай, кола) (1 чел.(4%)) (Приложение №8).

10) Радует, что все мои одноклассники спокойно спят ночью, только некоторые из них иногда просыпаются.

11) Уровень недосыпания у обучающихся различен: одни чувствуют лишь легкую усталость (8 человека), другие чувствуют сильное недосыпание и мучаются от этого (8 человека), но большинство ребят ответили, что увлекательная деятельность может подавить желание спать, и в течение дня они бодры и успевают сделать всё намеченное. Печально, что 7 человек (30%) отметили, что засыпают при чтении книг.

12) У 14 моих одноклассников (около 60%) есть проблемы с просыпанием утром, из них двое отметили, что просыпаться утром им очень тяжело (это как раз те подростки, которые не соблюдают режим сна). Только 40% одноклассников легко просыпаются утром (Приложение №9).

13) Работоспособность обучающихся различна, но большинство ребят отмечают взаимосвязь работоспособности и «недосыпа»: невыспавшийся медленнее соображает, становится вялым и медлительным, у него болит голова и резко снижается работоспособность. Только 3 человека утверждают, что их работоспособность не снизится (13%).

14) Мне интересно было узнать, какая обстановка у ребят, когда они делают уроки. Оказалось, в полной тишине уроки делают только 10 человек из класса (43%), остальные (выбирать можно было несколько вариантов ответа) либо параллельно слушают музыку (34%), либо лазают в интернете или общаются с друзьями в социальных сетях (21%), либо смотрят телевизор (26%), либо едят (17%) (Приложение №10).

15) Одним из факторов, влияющих на качество сна, является количество часов, проведенных за компьютером. При подсчете результатов выяснилось, что ребята моего класса в среднем проводят за компьютером около 5 часов (!). При этом выяснилась интересная закономерность, те одноклассники, которые учатся на 4 и 5, проводят за компьютером ежедневно значительно меньше времени (1-1,5 часа), чем те, кто учится в основном на «3». По моему мнению, можно отметить интернет-зависимость, которая негативно влияет не только на успеваемость, но и на сон подростка.

Таким образом, по результатам анкетирования мы можем сделать определенный вывод, что недосыпание - актуальная проблема в 11 «Б» классе. Оно является причиной снижения работоспособности, плохого самочувствия, усталости.

3.2. Определение качества сна у моих одноклассников

На втором этапе исследования учащимся было предложено ответить на вопросы о качестве сна (Приложение №11),

По итогам опроса оказалось, что у 43% моих одноклассников низкие показатели качества сна, а высокие результаты – только у 18%. (Приложение №12).

4. Заключение

В заключении необходимо отметить, что сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

Работая над проектом, мы доказали, что полноценный сон оказывает влияние на внимание, настроение и работоспособность подростка. А значит, выдвинутые нами ГИПОТЕЗЫ ВЕРНЫ, что подтвердили результаты нашего исследования.

Для улучшения качества сна каждый подросток должен соблюдать несложные рекомендации, описанные нами. Логичнее убедить себя соблюдать режим дня и ложиться спать на час раньше. Но увеличение времени сна не достаточно для качественного сна, сон не должен прерываться, во время сна подростка ничего не должно отвлекать, ведь за ночь должно пройти несколько циклов сна и все циклы сна очень важны.

При работе над проектом было получено много важной и нужной информации, которой мне захотелось поделиться с одноклассниками. Для этого был создан буклет «Правила здорового сна».













5. Информационные ресурсы:

1. https://www.diagnos-online.ru/articles.php?page=16094

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD

3. https://vsyamagik.ru/znachenie-snov-v-zhizni-cheloveka/

4. https://lifehacker.ru/skolko-spat/

5. https://www.zdorovieinfo.ru/zdoroviy_son/chto-takoe-zdorovyj-son/

6. http://pravilasna.ru/wiki/fazy-sna-u-cheloveka.html

7. https://sleepguide.ru/son/znachenie-sna-v-zhizni-cheloveka

8. http://evrikak.ru/info/snyi-i-snovideniya-10-interesnyih-faktov/

https://med2live.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BC-%D1%81%D0%BD%D1%8B.html

9. https://www.polismed.com/articles-bessonnica-prichiny-i-lechenie-bessonnicy.html

10. http://grayreason.ru/velikie-lyudi-pro-son/

11.

https://www.liveinternet.ru/users/irzeis/post386518032

12. https://rg.ru/2015/02/10/son-site-anons.html

13. https://www.livelib.ru/quote/822691-vendigo-eldzhernon-blekvud

14. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: Вагриус, 2005.- 702с.

15. Большая медицинская энциклопедия. Т.З. - М.: Советский спорт, 1965.-

485с.

16. Здоровый сон. - Режим доступа: www.mygane.ru

17. Нарушения сна. - Режим доступа: www.supersleep.ru

18. Советы по здоровому сну. - Режим доступа: www.utro.ru

19. Фазы сна. Быстрый и медленный сон. Режим доступа: http://healthbps.ru/fazyi-sna-byistryiy-i-medlennyiy-son/






Приложение №1

Продолжительность сна в зависимости от возраста



Время сна (ч)

Возраст

Новорождённые (0-3 месяца)

14-17

Младенцы (4-11 месяцев)

12-15

Малыши (1-2 года)

11-14

Дошкольники (3-5 лет)

10-13

Дети школьного возраста (6-13 лет)

9-11

Подростки (14-17 лет)

8-10

Молодые взрослые (18-25 лет)

7-9

Взрослые (25-64 года)

7-9

Пожилые люди (старше 65 лет)

7-8

















Приложение №2

Анкета «Влияние сна на работоспособность»

Уважаемые ребята! Я работаю над проектом «Влияние сна на работоспособность школьника» и мне важно знать Ваше мнение по данной проблеме. Ответьте, пожалуйста, на вопросы моей анкеты. В большинстве вопросов вам предложены варианты ответов, на некоторые другие вопросы вам придется ответить самостоятельно. В анкете есть вопросы, где вы можете выбрать не один ответ, а несколько, походящих вам. Заранее спасибо!

Пол: М Ж Фамилия, имя ________________________ класс___

1. Есть ли у вас постоянный режим сна?

 Да, я ложусь в ___ часов и встаю в ______ часов

 Нет, я сплю в среднем _____часов, ложусь в разное время суток

2. Вы

 Высыпаетесь  Не высыпаетесь

3. Хочется ли Вам спать на уроках?

 Да, потому что я не высыпаюсь

 Да, потому что на уроках неинтересно

 Нет, потому что на уроках интересно

 Нет, потому что я высыпаюсь

4. Если Вы поздно ложитесь спать, то по причине:

 Все равно не засну

 Моя семья поздно ложится спать

 Занимаюсь, делаю уроки

 Смотрю ТВ, читаю, сижу за компьютером

5. Как часто бывает, что ночью вы спите (часто, иногда, редко, всегда)

 8 часов______________

 6 часов _______________

 4 часа ________________

6. Если Вы хотите спать, Вы:

 Ложитесь сразу

 Ложитесь через 0.5-1 час

 Продолжаете делать дела, пока не сделаете или пока не доведете себя до изнеможения

7. Вы ложитесь спать

 Просто когда становится поздно, даже если особо не хочется спать

 Когда родители заставляют ложиться

 Даже если не все успел сделать - здоровье важнее

 Просто когда захочу

8. Легко ли Вы засыпаете?

 Да, всегда засыпаю сразу

 Иногда лежу дольше 15 минут

 Иногда не могу заснуть больше часа

 Я часто не могу заснуть более 2 часов


9. Если Вы не можете заснуть, укажите причину?

 Плохое самочувствие

 Плотно поел

 Не устал

 Напился кофе, кока-колы или чая

 Неудобная кровать, мешает свет или другая причина неудобства

 Волнение, перенапряжение, страх перед засыпанием, стресс

10. Спокойно ли Вы спите? Просыпаетесь ли Вы ночью?

___________________________________________________________________

11. Выберите утверждение(я):

 Я сильно недосыпаю и очень от этого мучаюсь

 Иногда я засыпаю даже тогда, когда не хочу или нельзя: на уроках, например

 Когда я начинаю читать, через некоторое время мне хочется спать

 Увлекательная деятельность может подавить желание спать

 В течение дня я бодр, чувствую усталость только тогда, когда пора ложиться спать

 Я никогда не заставляю себя что-либо делать, если хочу спать

 Я успеваю за день сделать все, что необходимо и поэтому сплю столько, сколько желаю.

 Мало спать вредно, поэтому в любом случае сплю 6-7 часов в день

 Мне было бы намного удобнее спать днем и всю ночь заниматься своими делами

12. Легко ли Вам просыпаться утром?

 Легко  Не очень легко  Очень трудно

13. Сильно ли снижается Ваша работоспособность, если Вы не выспались?

 Позеваю - и перестану

 Буду соображать медленнее

 Будет болеть голова, и мне будет трудно работать

 Понизится настроение

 Буду вялым и медлительным

 Вообще ничего делать не смогу

 Снизится, существенно

 Почти не снизится

14. Делая уроки, Вы

 Находитесь в атмосфере абсолютной тишины

 Параллельно смотрите телевизор

 Параллельно слушаете музыку

 Параллельно говорите по телефону

 Параллельно лазаете в Интернете или общаетесь с друзьями

 Параллельно едите

15. Как часто и по сколько времени Вы проводите за компьютером (в среднем)?

___________________________________________________________________


Приложение №3

Диаграмма 1. Соблюдение учащимися режима сна.















Приложение №4

Диаграмма 2. «Высыпаетесь ли Вы?»











Приложение №5

Диаграмма 3. «В чём причина позднего засыпания?»















Приложение №6

Диаграмма 4. «Продолжительность сна»













Приложение №7

Диаграмма 5. «Когда вы ложитесь спать?»










Приложение №8

Диаграмма 6. «Причины, по которым Вы не можете заснуть?»














Приложение №9

Диаграмма 7. «Легко ли Вы просыпаетесь утром?»














Приложение №10

Диаграмма 8. «Обстановка во время выполнения домашних заданий»















Приложение №11

Опросник для определения качества сна

Дата: «________» ________________ 2021 ФИ:_________________________________

1. Выспался ли ты сегодня?

 Да 1 балл

 Нет 0 баллов

2. Сколько часов ты спал сегодня ночью?

 8 часов и более 1 балл

 менее 8 часов 0.5 баллов

 менее 6 часов 0 баллов

3. Как быстро ты заснул?

 почти сразу 0,5 балла

 засыпал около 15 минут 0. 5 балла

 заснул через час 0 баллов

 засыпал более 2 часов 0 баллов

4. Просыпался ли ты сегодня ночью?

 да 0 баллов

 нет 0,5 балла

 да, несколько раз 0 баллов

5. Снились ли тебе сегодня сны?

 да 0,5 баллов

 нет 0 баллов

6. Если «да», то какие:

 Цветные 0,5 баллов

 Черно-белые 0,25 баллов

 хороший сон 0,5 баллов

 кошмар 0 баллов

7. Смотрел ли ты на ночь ТВ или сидел за ПК?

 да 0 баллов

 нет 0,5 баллов

8. Легко ли ты проснулся сегодня утром?

 да 0,5 баллов

 нет 0 баллов


Приложение №12

Сводная таблица «Показатели качества сна одноклассников»

Показатели качества сна

Низкие

(от 0 до 2)

Средние

(от 2,25 до 3,5)

Высокие

(от 3,75 до 5)

Количество человек

(%)

10 чел.

(43%)

9 чел.

(39%)

4 чел.

(18%)