Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Влияние театрализованной деятельности
на развитие диалогической речи дошкольников
в условиях реализации
корнесловно – смыслового подхода
(из опыта работы)
В Концепции дошкольного образования сказано, что речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а мы взрослые должны приложить к этому немало усилий. Чтобы речь ребенка развивалась правильно, и ее смысловая составляющая была понятна окружающим, надо учить его мыслить и размышлять, а это значит учить смыслам корней слов.
Именно поэтому в ходе обсуждения ФГОС многие ведущие отечественные педагоги высказались за то, чтобы речевое развитие отделить от коммуникативного и познавательного, потому что именно речевое развитие во всех его составляющих является основой для четырех других образовательных областей.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяют телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры и т.д. Почти в каждой семье эти предметы вошли в игровую домашнюю среду ребенка, тем самым заменив живое общение. Технологическая зависимость дошкольников стала критичной, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие такой ситуации неуклонно увеличивается число детей с речевыми проблемами. Вот почему развитие речи и ее смысловой стороны детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Поэтому в нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей с учетом реализации корнесловно – смыслового подхода стало приоритетным.
Уже в младшем дошкольном возрасте ближе к 4–5 годам у детей отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразной, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы и сам задавать много вопросов, в том числе и смысловых, например, почему подберезовик так называется.
Речь ребенка развивается постоянно: в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но, сегодня мне хотелось бы остановить особое внимание на театрализованной деятельности, т.к. она является хорошим стимулом для речевого развития. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.
Что же такое театрализованная деятельность?
Это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики, направленная на развитие различных качеств ребенка, в том числе и речевых.
Театрализованная деятельность способствует развитию речевой деятельности детей как сильное, ненавязчивое педагогическое средство и является благоприятной средой для его развития. Она стимулирует активную речь за счет расширения осмысленного словарного запаса, улучшает диалогическую речь и ее грамматический строй, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Для того чтобы речь детей постоянно развивалась в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:
содержание деятельности должно соответствовать интересам и возможностям детей;
содержательное и осмысленное общение педагога и детей;
театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и родители;
обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.
Хотелось бы обратить ваше внимание на второе условие, при котором мы обращаем внимание не только на содержательное общение, но и осмысленное.
Теперь немного о моем опыте работы в этом направлении.
Организуя театрализованную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста, я опиралась на определённые приёмы:
Словесные: смысловое чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля), беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, заучивание небольших стихов по ролям, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.
В процессе игровой деятельности включала:
музыкально-творческие разминки, это музыкально – практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность;
дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная и четкая артикуляция и произношение;
потешки, считалки, чистоговорки и т. д. – помогающие в работе над формированием звуковой культуры речи, расширение словарного запаса.
Также в своей работе я использовала этюды на отображение различных эмоций и черт характера человека «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Смелый заяц» и др., речевые игры и упражнения «Телефон», «Что у тебя есть?», «Магазин», «Да – нет» и др. (развитие диалогической речи), игры с элементами ритмопластики «Муравьи», «Деревце», «Мокрые котята» и др., которые оформила в виде картотек, таких как: «Этюды для малышей», «Развитие речевого дыхания», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Театрализованныеные игры».
Особое внимание я уделила проектированию развивающей предметно - пространственной среды и простроила ее с учетом потребностей детей. В этом мне помогали и дети, и родители. Благодаря этому произошло пополнение и обновление новыми персонажами в таких видах театра как: конусный и бибабо, масочный театр, начали создавать театр тантемаресок, изготовили ложковый и варежковый театры.
Обновили театральную ширму и «Костюмерную».
С помощью всей этой атрибутики в самостоятельной деятельности и в режимных моментах разыгрывали небольшие сюжеты из сказок, рассказов и просто выдумывали свои диалоги между кукольными героями, воображая себя различными персонажами, при этом развивая свои актёрские способности, в том числе и диалогическую речь.
Огромную роль в развитии речи, применению корнесловно – смыслового подхода и театрализованной деятельности отводила взаимодействию с родителями. В связи с этим проведены родительские собрания, где родителям было предложен алгоритм работы с тестом и оформление родительских словарей, оформлен информационный стенд «Развиваем осмысленную речь ребенка», создали альбом «Нарисованное слово» и организовала мини – выставку «Книжки – малышки», разработаны памятки «Формирование у детей навыков анализа текста» и т. д.
Еще хочется отметить, что тематика театрализованной деятельности в основном была связана с русскими народными и литературными сказками, поэтому мы с детьми разыгрывали спектакли по следующим произведениям: «Репка», «Кот, дрозд, петух и лиса», «Снегурушка и лиса» и др.
Хочется поделиться опытом с вами, работой над сказкой «Волшебные новогодние звездочки». Эту сказку нам предложили в канун Новогодних праздников для комплексного проживания, чтобы сказка стала интереснее и насыщеннее для детей, и они смогли бы глубже окунуться в ее сюжет. Эта идея заинтересовала и детей, и родителей. Возникла проблема: «Как мы это можем сделать?». Поступило много предложений. Так зародился проект, который мы так и назвали «Волшебные новогодние звездочки».
Усилиями детей и родителей на новогодние праздники мы оформили группу по содержанию сказки, выучили красивый танец, разработанный мной и детьми, изготовили атрибуты и элементы костюмов, а итоговым мероприятием был мини-спектакль по – собственному сценарию. Дети и родители были в восторге.
Год прошел незаметно. Он принес свои плоды. В ходе педагогических наблюдений, анализируя свою деятельность, я отметила результаты. У детей повысилась речевая активность, расширился словарный запас, дети научились выстраивать диалог, в общении появились слова, над которыми мы работали сообща, т. е. дети стали осмысленно их употреблять в своей активной речи. Низкие показатели остались у детей с тяжелыми нарушениями речи. С родителями этих детей я проводила беседы и консультации. Некоторые родители принимают эти проблемы, поэтому обратились за помощью в центр психолого – педагогической и медико – социальной помощи «Содействие». Но есть и такие родители, которые не идут пока на контакт и не хотят замечать эту проблему у ребенка.
На сегодняшний день интерес детей к театрализованной деятельности не пропал, поэтому мы, совместно с родителями, решили ее продолжить. Сейчас изготовили новый для детей театр – «Перчаточный». Он прост в изготовлении, т.к. используется обычная детская перчатка, очень практичны и приятны в использовании. Их удивительные превращения в кукол театра очень удивило детей. Играть удобно и легко. Куклы-перчатки – это отличный тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка.
Театр на перчатке оказывает потрясающее терапевтическое воздействие, помогает бороться с нарушениями речи и неврозами; помогает справиться с переживаниями и страхами; перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Сегодня в нашем перчаточном театре живут герои сказки «Русачок» Б. Заходер.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С ее помощью можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества. А также эта та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.