СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние темперамента на выбор будущей профессии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Влияние темперамента на выбор будущей профессии". 

Просмотр содержимого документа
«Влияние темперамента на выбор будущей профессии»

Воронцова Мария Владимировна

Краснодарский край, Тихорецкий район, станица Фастовецкая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина, 11 класс

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Научный руководитель: Макаренко Юлия Александровна, педагог-психолог

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в настоящее время.

К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессии в соответствии с престижностью и последующей доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, к перегрузкам и даже нервным заболеваниям.

Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится темперамент.

Цель исследования – выявление наклонностей учеников-старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

  • Проведение теоретического анализа научной литературы для выявления понятия «темперамент», изучения истории возникновения типов темперамента, их свойств и характеристик и успешности профессиональной деятельности на примерах великих людей;

  • Провести практическое исследование по определению типов темперамента у учеников 8 класса по методике Г. Айзенка;

  • Составить рекомендации выпускникам по выбору профессии;

  • Подготовить буклет для выпускников на тему: «Темперамент и выбор профессии».

Гипотеза – при учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии.

. Проведение теоретического анализа научной литературы для выявления понятия «темперамент», изучения истории возникновения типов темперамента, их свойств и характеристик, и успешности профессиональной деятельности на примерах великих людей


Мы исходили из того, что темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения. [1]

Проблема темперамента занимает человечество около двадцати пяти столетий.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, – входящих в его состав. Исходя из его учения, знаменитый врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «Detemperamentum» (от лат. «соразмерность», «надлежащее соотношение частей»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены четыре основных типа темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis– кровь), флегматик (от греч. phlegma– флегма), холерик (от греч. chole – желчь), меланхолик (от греч. melaschole – черная желчь).

Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. По мнению И. П. Павлова, свойства нервных процессов образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Также И. П. Павлов разработал классификацию темперамента на основе свойств нервной системы, в неё входили три основных компонента:

– сила (человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители);

– уравновешенность (человек остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания);

– подвижность (человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). [11]

Отсюда следует, что:

– сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

– холерик – сильный, неуравновешенный;

– флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;

– меланхолик – слабый, подвижный тип нервной системы. [5]

Психологическая характеристика темперамента. Свойства темперамента:

Сензитивность, или чувствительность – свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность – это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других – «не понятно, обрадовался он или огорчился».

Активность – свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций – свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность – свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Экстраверсия / интроверсия – свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли). [17]

После изучения понятия темперамента, его свойств, классификаций, характеристик, истории его появления и развития, был изучен Круг Айзенка (Приложение 1). [6]

Затем были проведены теоретическим исследованиям и выявлены следующие соответствия типов темперамента и направлений профессиональной деятельности, которые указаны в Таблице 1. [10]


Таблица 1 – Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности.


Тип темперамента

Характеристика

Профессии

Сангвиник

Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор».

Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, менеджера по персоналу и т.д.

Холерик

Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих.

Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены.

Флегматик

Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Трудно сходится с новыми людьми.

Профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения.

Интеллектуальная сфера деятельности: программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации».




Затем было рассмотрено, какие же великие и известные люди обладали тем или иным типом темперамента:

– сангвиники – А. И. Герцен, П. Бомарше, Н. Бонапарт;

– холерики – Пётр I, И. П. Павлов, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев;

– флегматики – И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон;

– меланхолики – Н. В. Гоголь, А. А. Блок, М. Ю. Лермонтов, П. И. Чайковский.
































. Проведение практического исследования по определению типов темперамента у группы учащихся 8 класса.


Вторым этапом работы было практическое исследование по определению типов темперамента у группы учащихся 8 класса. Объектом наших исследований были подростки: девять девушек и семь юношей в возрасте от 13 до 14 лет. Исследование проводилось по Методике Г. Айзенка (Приложение 2). В ходе работы были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 2:


Таблица 2 – Результаты исследования учащихся по методике Г. Айзенка по выявлению типа темперамента.

Все опрошенные

(16 чел.)

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Юноши

6

0

1

0

Девушки

7

0

2

0

Всего (%)

13 (81%)

0%

3 (19%)

0%



Наглядно результаты представлены на Рисунке 1. (Приложение 3)

Итак, по изучению типов темперамента среди группы старшеклассников были получены данные о том, что 81 % – сангвиники; 0 % – холерики, 19 % – флегматики, 0 % – меланхолики.

Интересным оказался структурный состав по половому признаку, данные указаны в Рисунке 2 и Рисунке 3. (Приложение 3).

По изучению типов темперамента среди юношей были получены данные о том, что 85 % – сангвиники; 0 % – холерики, 15% – флегматики, 0 % – меланхолики.

По изучению типов темперамента среди девушек были получены данные о том, что 77 % – сангвиники; 0 % – холерики, 23% – флегматики, 0 % – меланхолики.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.

Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии. Поэтому в связи с полученными данными были составлены рекомендации для будущих выпускников школы по выбору профессии (Приложение 4) и разработан буклет для учащихся на тему «Темперамент и выбор профессии» (Приложение 5).

Таким образом, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в рамках психолого-педагогической деятельности и в вопросах профориентации учащихся.

При учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.





Список литературы

  • Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека: учебник / Н. А. Агаджанян. – М. :РУДН, 2015.

  • Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря) / И. А. Баева. – Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2013. –124 с.

  • Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера / А. В. Батаршев. – Спб. : Питер, 2011. – 368 с.

  • Грановская P.M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2013.– 656c.

  • Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова. – М. :Просвещение, 2014.

  • Добророднева А. Н. Психологические тесты для всех / А. Н. Добророднева. – К. : Таир, 2014.– 223 с.

  • Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты / Е. А. Климов. – М., 2012.

  • Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

  • Неплох Я. М. Человек, познай себя! / Я. М. Неплох – СПб. : Наука, 2011. – 208 с.

  • Овчинников Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б. В. Овчинников. –СПб. : Речь, 2013. – 288 с.

  • Павлов И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. – М. : Просвещение, 2013. – 234 с.

  • Пономаренко Л. П. Основы психологии для старшеклассников / Л. П. Пономаренко. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 224 с.

  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2015. – 208 с.

  • Рогов Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 320с.

  • Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. – СПб. : Унита, 2011. – 224 с.

  • Тутушкина М. К. Практическая психология / М.К. Тутушкина. – СПб. : Питер. – 2012. – 445 с.

  • Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. – М.: Канон, 2014. – 317 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!