СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Влияние внеурочной деятельности на духовно- нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС ООО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Влияние внеурочной деятельности на духовно- нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС ООО»»


Комитет образования и науки Курской области

ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска











ДОКЛАД


выступление на МО


ТЕМА: «Влияние внеурочной деятельности
на духовно- нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС ООО»












Разработал

учитель русского языка и литературы:

Дермелева С. А.






КУРСК 2016 г.

Влияние внеурочной деятельности на духовно- нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС ООО


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

         Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Литературное, культурологическое образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества, этому вопросу уделено большое внимание в ФГОС ООО. Программа духовно-нравственного воспитания является обязательной частью основной образовательной программы всех образовательных учреждений. Она определяет шесть направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

         Задача современного педагога заключается в воспитании духовно-нравственной личности с использованием современных педагогических технологий. Из носителя знаний и информации, учитель при таком подходе превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Это задача ФГОС ООО, где ценится не только результат, но и сам процесс учения.

    Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности, учителями нашей школы проводятся классные часы по патриотическому воспитанию, целью которых является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовность служить Отечеству.

В данном направлении в школе проводятся классные часы, конкурсы стихов о войне, конкурсы рисунков, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», Дети активно участвуют и в районных и областных конкурсах.

Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств, в школе проводится немало различных мероприятий художественно-эстетической направленности, «День театра», беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Невозможно не отметить и традиционные праздники школы: «День знаний», «День пожилых людей», «День Матери», «Новогодний утренник», «Праздник мам», «День Семьи», праздник последнего звонка и другие мероприятия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности.

В план воспитательной работы классных руководителей включены также классные часы и беседы, основной целью которых является воспитание духовности, нравственности через изучение русской культурной традиции православия.

    Традиционными для формирования духовно-нравственных качеств личности в школе являются сезонные праздники: осенью — «Праздник осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной— «Праздник птиц».

Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. В этом направлении мы проводим уборку территории возле школы, проводится работа на клумбах и в теплице.

Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам.

Современный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик школьника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Заканчивая свое выступление, хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботиться, о ком – то печется и беспокоиться, кому-то отдает свое сердце».

         

         

 

Литература:

  1. Государственный образовательный стандарт ООО. – М., 2011.

  2. Патриотическое воспитание.- Волгоград, 2006.

  3. Петракова Т. И. Психолого-педагогические условия эффективности использования гуманистических ценностей образования. – www/nsportal/ru.

  4. Поташник М. М. Требования к современному уроку. – М., 2011

  5. Титова Е.Г. Духовно – нравственное воспитание в условиях современного образования. – www/nsportal/ru.