Влияние эмоционального интеллекта и аффилиативных тенденций на копинг-стратегии пользователей социальных сетей подросткового возраста.
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема влияния эмоционального интеллекта и аффилиативных тенденций на копинг-стратегии подростков. Данная работа представляет собой проверку и подтверждение гипотезы о существовании влияния эмоционального интеллекта и аффилиации на копинг-поведение пользователей социальных сетей подросткового возраста.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, аффилиативные тенденции, копинг-стратегии, социальные сети, виртуальное пространство, подросток.
В сегодняшнем развивающемся мире особое место заняло виртуальное пространство. Одним из составляющих этого пространства являются социальные сети, которые набирают все большую популярность среди человечества, несомненно, что подростки являются едва ли не самыми главными пользователями социальных сетей, это обусловлено их возрастными особенностями: именно в этом возрасте потребность в межличностном общении находится на высоком уровне. Соответственно, изучая подростков в данном контексте очень уместно затронуть вопрос эмоционального интеллекта, который развивается посредством общения.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих вопросы эмоционального интеллекта и его развития, которые находятся в центре внимания как зарубежных ученых, так и отечественных - П. Сэловей и Д. Майер, Д. Гоулмен, Р. Бар-Он, Д.В. Люсин, С. Шабанов, А. Алешина Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. и других. Меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в подростковом возрасте. Вместе с тем именно эмоциональный интеллект является критерием эффективного общения, что является немаловажным в подростковом возрасте. Следует отметить, что по мнению многих авторов, эмоциональный интеллект оказывает существенное влияние на такой факт, как, принят подросток группой сверстников или отвергнут ими. Поэтому целесообразно изучать эмоциональный интеллект совместно с аффилиативными тенденциями.
Целью нашей работы является изучение влияние эмоционального интеллекта и аффилиативных тенденций на копинг-стратегии пользователей социальных сетей подросткового возраста.
Гипотеза: можно предположить, что эмоциональный интеллект и аффилиативные тенденции оказывают влияние на копинг-стратегии подростков, а именно, чем выше показатели эмоционального интеллекта и аффилиации, тем эффективнее копинг-стратегия.
Для достижения поставленной цели нами было проведено эмпирическое исследование на базе ГУ «Средняя школа №115 отдела образования акимата города Костаная» в январе 2016 года. В данном исследовании принимали участие 52 человека – дети подросткового возраста от 13 до 15 лет.
При изучении пользователей социальных сетей подросткового возраста были выявлены следующие характерные особенности: подростки регулярно используют социальные сети (98%). Самая популярная социальная сеть среди данной выборки – «Вконтакте». Чаще всего подростки осуществляют общение посредством социальных сетей, при этом в равной степени ведут активные переписки и комментируют фото (33%) и общаются в личных сообщениях (36%). Такие результаты на наш взгляд были получены, потому, что в век высоких технологий, подростки просто не могут оставаться в стороне. Это наиболее быстрый и доступный способ опосредованного общения со сверстниками.
Корреляционный анализ позволили выявить статистически значимые связи отдельных показателей эмоционального интеллекта, аффилиативыных тенденций и копинг-стратегий подростков. Регрессионный анализ позволил нам выявить наличие влияния показателей эмоционального интеллекта, аффилиативыных тенденций на копинг-стратегии подростков.
Самое большое количество связей и влияний было обнаружено у шкалы «эмоциональная осведомленность» с копинг-стратегиями. Можно сказать, что понимание собственных эмоций влияет на выбор копинг-стратегии (проблемно-ориентированный копинг, копинг ориентированный на избегание), при этом копинги могут быть как эффективными, так и неэффективными, по нашим предположениям на выбор копинга также влияют и другие параметры. Также обнаружено статистически значимое влияние эмоционального интеллекта на социально-ориентированный копинг
Чем выше отдельные показатели эмоционального интеллекта, тем продуктивнее копинг-стратегия, а именно, у подростков с высоким уровнем эмоционального интеллекта отмечается приоритетный копинг, ориентированный на проблему. Аффилиативные тенденции в меньшей степени влияют на копинг-стратегии подростков. Обнаружено лишь одно статистически значимое влияние аффилиации на копинг (Страх быть отвергнутым влияет на выбор копинга, ориентированного на отвлечение). Не выявлено статистически значимого влияния аффилиативных тенденций на продуктивные копинг-стратегии.
На основании этого исследования можно сделать следующий вывод о том, что в соответствии с полученными результатами наша гипотеза о существовании влияния подтверждена.
Список литературы:
Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.
Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. – 2005. - №3 (4). – С. 12-17.