
Влияние мультипликации на психологическое здоровье ребенка
Какое же детство без игрушек, качелей во дворе, цирка, мороженого и, конечно, мультиков? У каждого из нас есть мультфильмы, которые мы вспоминает с теплотой и нежностью. Но со времен нашего детства многое изменилось. Современному ребёнку не нужно ждать передачу «Спокойной ночи, малыши», чтобы посмотреть очередной мультик – детские каналы транслируют их круглые сутки. А педагоги и психологи бьют тревогу, предостерегая от чрезмерного увлечения мультфильмами и предупреждая об их негативном влиянии не детей.
Так что же несут мультфильмы: вред или пользу?
Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша. За последние 20 лет технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или старших братьев и сестер. Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. Негативное влияние телевизора на ребенка 3 лет не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом, если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться. Из-за длительного сидения перед телевизором, дети мало двигаются, что отрицательно сказывается на их физическом развитии и ведет к избыточному весу. А неправильная нагрузка на глаза может вызвать потерю остроты зрения.
Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей агрессивными?
Еще в далеком прошлом сказки, былины доверялось читать только родным бабушкам. Сейчас, столько важное дело, доверилось телевиденью, а значит абсолютно чужим людям. Неудивительно, что потом мы удивляемся плохому воспитанию, негодую откуда взялась столь плохая информация в головах наших детей. Ведь мультфильмы очень быстро передают образы папы и мамы, поведения, общения, все то, на что потом будет ориентироваться ребенок всю жизнь.. Без вмешательства взрослых в "мультипликационный" рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус
Правильный мультфильм (сказка) должны поднимать и раскрывать важные мировоззренческие проблемы, с которыми малыш еще не в состоянии справится сам.
Например:
«Золушка» — раскрывает для ребенка понятия «холодная мама» и «неравенство братьев и сестер». Малыш видит ситуацию, в которой мама (мачеха) может не любить и отвергать, а некоторые дети, по каким-то основаниям лучше или хуже. Мир бывает несправедлив. Но добро побеждает зло. Сказка дает ребенку надежду на то, что и у него все получится! Ребенок ассоциирует себя с Золушкой и видит позитивный финал: «Золушка справилась, значит и я смогу»
Мельтешение – частая смена кадров (характерная в основном для японских мультиков) вызывает перевозбуждение нервной системы ребенка. Некоторые психологи говорят о том, что частый просмотр подобных мультфильмов способствует развитию «клипового мышления», выражающегося в неспособности ребенка сосредоточиться.
Жестокость и агрессия. Поведение многих, в том числе «положительных» героев современных мультфильмов зачастую отличается неоправданной агрессивностью.. И отсюда вытекает еще один момент --
образ матери и девочки (девушки, женщины). Глядя на героинь мультфильмов, девочки впитывают модель своего будущего поведения. А у мальчиков формируется образ женщины, которую он будет выбирать в качестве матери своих детей
В американских сюжетах очень часто образ девушки очень жестокий, воинственный. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное – материнство
(мы даже представить не можем себе образ Настеньки в гневе или с оружием, зато отчетливо видим сражение жасмин из алладина)
Кроме того мультипликация задает неестественные стандарты красоты. Многие мультипликационные красотки обладают совершенно неестественными формами. В подсознании детей формируется идеал красоты, достигнуть который невозможно (да и не надо), из-за чего в дальнейшем у детей появляются лишние комплексы. Все эти минусы особенно свойственны зарубежным мультфильмам.
Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» ( Феона надувает лягушку,голосом убивает птичку). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. Таким образом, чужими людьми изменяется психика наших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это - пример смерти. А вот главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать
Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Разберем, казалось бы безобидный и всем известный зарубежный мультфильм «Том и Джерри».Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два веселых и милых героя.
Вспомним советский мультфильм: «Ну,погоди!».Основными персонажами мультфильма являются заяц и волк. Типаж волка – хулиган, он постоянно нарушает общественный порядок, курит, ругается, с удовольствием разрушает все вокруг и обижает слабых. Конечно, с одной стороны показаны ситуации, которые нельзя показывать маленьким детям, но с другой все плохое, что делает волк-хулиган, оборачивается против него самого. Добро побеждает зло.
Нет смысла полностью отказывать ребёнку в просмотре мультфильмов. Любые крайности нежелательны. Мультфильмы принесут только пользу, если соблюдать простые правила: Длительность просмотра и сюжет должны соответствовать возрасту ребенка. Для детей 2-3 лет лучше выбирать спокойные мультфильмы продолжительностью не более 15-20 минут. Из отечественных подойдут, например, мультфильмы Сутеева, серия про Ушастика, серия про Лунтика. При отсутствии государственного контроля за качеством мультфильмов родители должны взять функцию цензуры на себя..
Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека, также как телефон и другие технические чудеса. Но мамам и папам надо контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более, что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора. Да и самим родителям стоит задуматься, что для них важнее – посмотреть очередной сериал или вырастить всесторонне развитого ребенка. .
Обратите внимание на следующие моменты:
На какой возраст рассчитан мультфильм?
Соответствует ли мультфильм кругу интересов и психологии конкретного ребенка?
Каково эстетическое и этическое наполнение мультфильма?
Не проявляет ли главная героиня жестокости
Не слишком ли откровенно выглядит главная мультгероиня. Насколько она откровенно флиртует и проявляет свои сексуальные хитрости. Даже поцелуй должен быть таинством для ребенка.
И самое главное!!! Как представлен образ Матери в мультфильме. Особенно это касается, так называемого 25-го кадра. Коротких, малозаметных моментов, которые напрямую впечатываются в детское подсознание. Обратите внимание на кадр показанный ниже. Едва заметный момент мультфильма – тот самый 25-ый кадр. Грязная, изнеможенная, не красивая многодетная мать, на руках которой то ли дети, то ли поросята. И над всей этой картиной возвышается цветущая «красавица». Ужасающие постулаты откладываются в голове у маленькой зрительницы «Хочешь быть бедной, толстой — становись матерью» «Если хочешь оставаться веселой цветущей красавицей – не рожай!».

И самое главное родителям нужно помнить, что для развития и обучения малышу нужны в первую очередь общение и живой контакт. Поэтому положительный эффект от даже хороших мультиков будет достигнут только при совместном просмотре. А ни один, даже самый замечательный мультфильм, не может заменить ребёнку общения с мамой и папой.