СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние подкормок на биологическое развитие пчёл и их медосбор

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на конкурс "ЮНИОС" номинация "Первые шаги в экологии".

Просмотр содержимого документа
«Влияние подкормок на биологическое развитие пчёл и их медосбор»

Областной ежегодный конкурс

«Юные исследователи окружающей среды»

номинация «Первые шаги в экологии»



ФИО автора: Мугинова Рина – ученица 3 класса МБОУ Старомукменевская ООШ, воспитанник творческого объединения «Юный эколог» МБУДО Центр внешкольной деятельности





Руководитель: Чурашова Нурия Аубакировна –

учитель географии МБОУ Старомукменевская ООШ, руководитель творческого объединения «Юный эколог»



С.Старомукменево

2016г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Жизнь пчел ……………………….……………………………….....4

Глава II. Польза от пчёл и продукты их жизнедеятельности …….……....6

Глава III. Пища пчёл…………………………………………………………8

Глава IV. Экспериментальная часть-

Влияние подкормок на биологическое развитие пчел и их

медосборе…………………………………………………………………….10

Выводы……………………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………....13

Список использованной литературы………………………………………..14

Приложение…………………………………………………………………...15



























Введение

О пчелах и их продуктах проведено большое количество исследований. Оказывается, пчёлы – древнейшие обитатели нашей планеты. Они существовали на Земле уже 60 миллионов лет назад до появления первобытного человека. Аристотель, древнегреческий мыслитель, называл мед «слезою звездной, дождем, выпавшим на землю, чтобы сделать жизнь людей чуточку слаще».

Мне нравиться изучать природу, которая нас окружает. И очень интересно наблюдать за жизнью птиц, зверей, насекомых. Мой папа занимается пчеловодством. С утра до вечера он работает с ульями: достаёт рамки, рассматривает их, переставляет. Когда наступает лето, он выносит ульи поближе к цветущим травам и деревьям. (прил. фото1-4).

А ещё мой папа очень редко болеет. Поэтому мне захотелось узнать как можно больше о пчёлах. Я наблюдала за ними и поняла, что пчёлы дают не только мёд, но и здоровье, а также творческий интерес.

Актуальность темы заключается в том, что пчёлы изучаются учеными и до сих пор до конца не изучены.

Предмет исследования: пчёлы, их поведение, деятельность.

Объект исследования: карпатская порода пчёл (прил. фото5-6).

Сроки исследования: февраль - сентябрь 2016 год.

Методы: изучение научно-популярной литературы, личные наблюдения на семейной пасеке, проведение опытов.

Цель моего исследования – выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства, как влияют подкормки на медосбор.

Задачи:

  1. Ознакомиться с жизнью пчелиного семейства на семейной пасеке;

  2. Собрать информацию о пользе пчёл и продуктах их жизнедеятельности.

  3. Провести опыты о влиянии подкормки на медосбор и обобщить полученные результаты.











I. Жизнь пчел

Пчёлы живут семьями. Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Они не летают за нектаром, не строят соты, не защищают гнездо от врагов. В улье нет порядка и чистоты, а пчелы бегают по нему бесцельно. Главная цель их работы – вырастить потомство, а без матки это невозможно.

В семье существует равноправие. Даже для матки – главы семейства – нет исключения. Если она станет класть меньше яиц, пчелы сразу же заменят ее молодой, более плодовитой. На протяжении всей своей жизни пчела никогда не находится без дела и может поменять несколько «профессий».

Уборщицы. Самые молодые пчелы (3-4 дневные) чистят ячейки для личинок и нектара. Пчелы от природы чистюли. Они содержат себя и свой дом в чистоте, ограждая себя от болезней.

Воспитательницы. Пчелы немного старше «уборщиц» заботятся о потомстве (личинках). Дают им молочко и обогревают их.

Строительницы. Этим пчелам 2 недели от рождения. Они ремонтируют старые ячейки, строят новые, запечатывают воском ячейки с личинками и зрелым медом. У пчел-строительниц есть дополнительные обязанности: они принимают нектар у пчел-сборщиц, складывают его в свободные соты и перерабатывают мед. Кроме того, они утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу, смачивая ее медом.

Охранницы (сторожа). Эти пчелы сторожат вход в улей, не пропускают чужих пчел (отличают их по запаху) и пчел, вернувшихся без нектара.

Разведчицы и сборщицы меда (3-недельные пчелы). Их задача: отыскивать и собирать нектар и пыльцу. Пчела-разведчица ищет источник меда на расстоянии 2-3 км от улья. Возвращаясь обратно, пчела «танцует», это указывает всем остальным, где находится медоносный участок. Пчела - сборщица за день может совершить до 26 вылетов за нектаром. Каждый полет может длиться 2 часа. Чтобы собрать 1 кг мёда пчела должна взять нектар с 10 миллионов цветков и налетать 300 тысяч километров. Пчелиная семья может собрать за день 10-12 кг нектара, из которого получится 3-4 кг меда.

Водоносы. Это дело поручают самым старым пчелам. Далеко от дома они не отлетают.

Трутни – это мужская часть пчелиной семьи. Это неуклюжие, толстые существа, у которых нет жала, поэтому они не жалят. Они не трудятся как другие пчёлы, поэтому ленивых людей часто сравнивают с трутнями.

Для пчелиной семьи характерно не только четкое распределение труда между пчелами, но и коллективное выполнение работ. Группы состоят из пчел-ровесниц.

Продолжительность жизни пчел зависит от их работы. Весной и летом, когда насекомые много работают, они живут 35 дней, а осенью, когда работы становится не так много, как летом, пчелы живут 40-45 дней. Родившиеся осенью пчелы живут 8-9 месяцев. Пчела умирает в полете. До последних мгновений она работает, трудится на благо семьи.

Пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.



II. Польза от пчёл и продукты их жизнедеятельности

Все знают, сколько пользы нам приносят пчёлы, их продукты жизнедеятельности – маточное молочко, мёд, воск, яд, прополис, цветочная пыльца – обладают массой целебных свойств.

Мед — основной продукт пчеловодства. Мёд бывает разный. В Древней Греции и Риме мед считали даром неба, пищей богов. По поверью греков, человеку он приносит мудрость, а поэтов и художников одаривает вдохновением. Мёд обладает большим количеством полезных свойств. Его применяют в медицине, косметологии, кулинарии и т.д.

Воск - редкий по своим физическим и химическим свойствам материал. Он является прекрасным пластическим, изоляционным и водонепроницаемым материалом. Воск используют для изготовления различных красок, средств по ходу за изделиями из дерева и кожи, применяется в авиации, в электротехнике и радиотехнике, литейном производстве, металлургии, пищевой промышленности, медицине, парфюмерии, косметологии и т.д. Не случайно в далеком прошлом он выполнял роль денег, был мерой в торговле.

Прополис - это пчелиный клей. Пчелы используют его для непроницаемости воды и воздуха в гнездо. Люди же используют прополис в медицине, ветеринарии, для изготовления лаков, которыми покрывают поверхность струнных музыкальных инструментов и деревянной посуды, изготовление пластмасс, в частности граммофонных пластинок. Прополис обладает свойством убивать некоторые вредные микроорганизмы. Его используют для лечения ран, ожогов, при обморожениях, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи и др. Применяют его и при лечении животных.

Маточное молочко – используется пчелами для кормления молодых личинок пчел, трутней и особенно маток. Имеет высокую биологическую активность и обладает уникальными целебными действиями. Применяется маточное молочко в медицине, косметологии.

Цветочная пыльца (перга) – используется пчелами для питания взрослых насекомых и, особенно, для воспитания личинок (если в улье нет перги, пчелы не могут размножаться). Полученную пыльцу можно использовать в чистом виде как новый и вкусный пищевой продукт, богатый белками, содержащий витамины, и, возможно, другие, пока не изученные вещества, ценные для человеческого организма. Добавление же пыльцы в мед повышает его питательные и вкусовые качества.

Пчелиный яд - это продукт секреторной деятельности в теле пчелы. Пчелиный яд все больше и больше применяется как лечебное средство. Ужаления пчел в народной медицине издавна считаются хорошим средством от ревматизма. Является хорошим средство для лечения различных заболеваний. Существует целая наука апитерапия, суть которой состоит в лечении пчелиным ядом. Апитерапию назначают при невралгиях, миозитах, плекситах, радикулитах, шейном остеохондрозе. 

Даже из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство. Все продукты пчел помогают ему сохранить и укрепить здоровье, восстановить силы и продлить жизнь. Значит, пчелу можно называть не только «крылатой труженицей», но и «крылатым врачом».

А еще пчел считают помощниками земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем.







III. Пища пчёл

Для роста и развития пчелиных семей необходимы корма, содержащие белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Все эти вещества пчёлы получают из нектара и пыльцы, собираемых с цветков растений. Пчёлы собирают для себя корм, перерабатывают его, консервируют и сохраняют в виде мёда и перги.

Мёд, вырабатываемый пчёлами из нектара, основной источник углеводного питания пчёл. Когда в природе мало нектара, пчёлы собирают падь – сладкую жидкость, выделяемую тлями, листоблошками, червецами и щитовидками из кишечного тракта или медвяную росу. Однако падевый мёд для кормления пчёл не пригоден. Нектар – состоит из простых (фруктозы, глюкозы) и сложных (сахарозы) сахаров воды (от 40 до 80%), небольшого количества белков и минеральных солей .





















IV. Экспериментальная часть

Влияние подкормок на биологическое развитие пчёл и их медосборе

Биология пчелиной семьи включает знания о жизни пчёл, их строении и жизненных функциях. Разводить пчёл, правильно содержать их и получать высокие сборы мёда можно только на основе глубоких знаний о жизни отдельных особей и пчелиной семьи в целом. Знание строения и функций организма отдельных особей ещё не даёт достаточной теоретической основы для пчеловодства. Медоносные пчёлы живут семьями, состоящими из нескольких десятков тысяч особей. Пчела вне семьи не может долго жить и погибает. Именно семья пчёл является биологической и хозяйственной единицей.

Для увеличения медосбора, для поддержания семей в осенне-зимний период мы использовали различные виды подкормок. Не нужно ждать, когда наступит хорошая погода, и пчёлы полетят за взятком. За 55 дней ранневесенней бескормицы необходимо дать каждой семье 5 кг подкормки, чтобы получить больше мёда.

Подкармливать пчёл мёдом приходится в редких случаях, так как целесообразнее оставлять кормовой мёд в сотах и при необходимости поставлять медовые соты в гнёзда пчёл. Обычно пчёл подкармливают сахарным сиропом, заменяющим мёд, или мёдом в следующих трёх случаях:

1) Для пополнения запаса кормового мёда в гнёздах пчёл при недостатке мёда в ульях весной до появления в природе цветков, выделяющих значительное количество нектара.

2) Для стимулирования выращивания расплода при отсутствии цветущих медоносов.

3) Для пополнения кормовых запасов, необходимых пчёлам на зиму.

Проблема подкормок в пчеловодстве является очень важной. 

Существуют следующие виды подкормок:

1) Сахарная подкормка;

2) Крахмальная патока;

3) Сахаромедовое тесто;

4) Подкисленная подкормка;

5)Побудительная подкормка;

6) Подкормка сухим молоком;

7)Берёзовый и кленовый сок;

8) Подкормка с дрожжами;

9) Подкормка с добавлением коровьего молока и многое другое.

Моя исследовательская работа включает в себя 2 эксперимента. Свои исследования я проводила на своей пасеке вместе с папой. На пасеке находится 30 ульев, и это дало мне возможность развернуть свои исследования и понаблюдать за работой пчёл, их биологическим развитием и выяснить какие виды подкормок целесообразнее давать пчёлам, чтобы получить наибольшее количество мёда. 

Пчёлы долгое время могут жить, питаясь чистым сахарным сиропом, однако выращивать расплод, выделять воск, интенсивно собирать нектар и выполнять многие другие работы они не могут, так как сахар – это чисто углеводный корм и не содержит других веществ, жизненно важных для пчёл.

Эксперимент:  При недостатке мёда в ульях весной пчёл обычно подкармливают сахаром. Осенью отбирают из ульев значительную часть кормового мёда, взамен которого дают сахарный сироп, которым пчёлы вынуждены питаться весной. Для этого опыта мы взяли 10 пчелиных семей, которых разделили на две группы по 5 семей:

а) Семьи первой группы имели мёд весной период до медосбора. По мере потребления мёда в гнёзда мы с папой подставляли новые соты с мёдом.

б) Семьи второй группы имели с весны такое же количество густого сахарного корма, который также по мере потребления мы подставляли, семьи обеих групп свободно вносили в улей обновку. В течение весны 4 раза (то есть через каждые 12 дней) мы подсчитывали количество выращиваемого расплода(прил. Фото7-10).

Таблица №1

Группа семей пчёл


Количество печатного расплода (ячеек)

Всего

Собрано мёда (кг)



20.05

2.06

14.06

26.06



№1. Подкорка мёдовая

4720

6560

6310

7160

24750

56,7

№2. Подкормка сахарная

4780

5910

5250

5120

21060

37,4


Как видно из таблицы семьи, питавшиеся мёдом, вырастили на 2040 больше расплода по сравнению с семьями, питавшимися чистым сахаром. Мёда было собрано больше в ульях с медовой подкормкой, а в ульях с сахарной подкормкой меньше. Объясняется это тем, что сахарный сироп всегда усиливает лёт пчёл и если нет в природе цветущих растений или они не выделяют нектара, то усиленный лёт пчёл вызывает лишь непроизводительную трату сахара (на полёты) и других питательных веществ.

















Выводы:

На основании поставленного опыта можно сделать следующие выводы:

  1. Пчела в старину и сейчас очень почитается народом. Пчёлы работают дружно и сплочённо. Человеку есть чему у нее поучиться. Например, жить в согласии и взаимопомощи, быть трудолюбивым, дисциплинированным и заботиться о своем будущем поколении

  2. Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, в котором полезно абсолютно всё: мёд, воск, прополис, маточное молочко, цветочная пыльца (перга), пчелиный яд и даже пчелиный подмор.

  3. Сахар по своей питательной ценности значительно уступает натуральному мёду. Поэтому подкармливать пчёл сахаром для пополнения весной кормовых запасов следует лишь в тех случаях, когда нет возможности оставить с осени достаточное количество сотов с печатным мёдом.






















Заключение

При подготовке работы был собран большой объем информации о медоносных пчелах. В своей работе я постаралась использовать сведения из жизненного опыта моего папы и непосредственно своей помощи ему на пасеке. Также были использованы сведения о жизни пчел, представленные в литературных и других информационных источниках. Я узнала много интересного об организации жизни пчелиного семейства и о том, какое значение имеют пчелы в жизни людей.

Я думаю, что пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле.

Иметь пчел и ухаживать за ними - величайшее наслаждение и труд. Чем больше их узнаешь, тем интереснее с ними работать. Общение с пчелами вызывает массу радостных эмоций, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность, пытливость, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.

Без продуктов пчеловодства людям пришлось бы трудно. Ведь все мы привыкли употреблять мёд в пищу. Люди лечатся продуктами пчеловодства. Растениям тоже нужна помощь пчёл. Пчёлы нужны для опыления растений.













Использованная литература

1. Суворин А.В. Умный улей. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010.

2. Короткова О.В. «Что есть что. Пчёлы, шмели, осы», Москва, 2001 г.

3. Детская энциклопедия «Всё обо всём», 2011 г.

4. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода», 2012 г.

5. Кашковский В.Г, Плахова А.А. « Пчеловодство и использование пчёл для опыления сельскохозяйственных культур»,Новосибирск, 2010 г.

6. Таранов Г.Ф. «Корма и кормление пчёл», Москва, «Россельхозиздат»1986г.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пчёлы

































Приложение



Фото 1-4. Подготовка пчёл к летнему сезону



Фото 5-6. Карпатские пчёлы









Фото 7-10. Подсчёт расплода



Фото 11-12. Пчелиные ульи









Фото 13-14. Пчелиный рой















11