«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота.»
Ирина Токмакова
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовно-нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что детям необходимо показать нравственную суть каждого поступка.
Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению с русскими сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в мир детей, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе каждого ребенка; близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Цели.
1.Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
2.Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с духовно-нравственным содержанием сказки.
3.Обеспечить социальную адаптацию детей путем введения их в культурную традицию русской сказки.
Задачи.
Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро- зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие -лень, бескорыстие -жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Методические задачи.
1.Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки.
2.Сохранить и укрепить здоровье детей и эмоциональное благополучие.
3.Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев.
4. Приобщить родителей к семейному чтению народных сказок.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА : информационно-практический.
ПО ХАРАКТЕРУ И СОДЕРЖАНИЮ : ребенок – педагог – родители – общество
УЧАСТНИКИ : дети 3 «А», 3 «Б», 4 «А» класса
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ : групповой
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ : краткосрочный
ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА : презентация
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
• В период реформирования образования большое значение уделяется вопросу ознакомления детей с историей и культурой русского народа.
• Из фантастического мира сказки ребенок черпает информацию, которую потом использует в реальности.
• Сказка должна способствовать развитию духовно-нравственных качеств ребенка.
• Рассказывая сказку, родители создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта.
• Сказка являясь «творением могучего таланта» народа, влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал.
• Народные сказки помогают ребенку понять общепринятые нормы морали, но при этом еще и формируется его характер.
ГИПОТЕЗА
Мы предполагаем, что использование в работе русских народных сказок оказывает позитивное влияние на духовно-нравственные качества детей, если будут созданы необходимые условия для ознакомления со сказками.
Подготовительный этап.
№ П/П
МЕРОПРИЯТИЕ
1.
2.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
СРОКИ
Воспитатели:
3
Викторина по сказкам.
Исследование и подбор сказок и наглядно-дидактического материала
Воспитатели:
1.12.2015-4.12.2015
Новикова И.А.
ПРОВЕДЕ - НИЯ
Корниенко Л.Н.
Новикова И.А.
7.12.
Еремина Н.Ю.
Еремина Н.Ю
Еремина Н.Ю.
2015
1.12.2015
-4.12.2015
№ П/П
1.
МЕРОПРИЯТИЕ
Экскурсия в библиотеку.
2.
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Выставка рисунков
3.
Воспитатели,
СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ
Библиотекарь.
18.12.2015-
4.
Воспитатели
Сочинение сказок
Драматизация сказок
5.
21.12.2015
7.12.2015-
Воспитатели
11.12.2015
Деятельность детей: лепка, рисование. «Моя любимая сказка»
6.
Воспитатели
14.12.2015-
7.
Изготовление масок для драматизации сказок
Воспитатели
18.12.2015
16.12.2015-
Чтение и просмотр сказок
21.12.2015
7.12.2015-
Воспитатели
19.12.2015
21.12.2015-
Воспитатели
24.12.2015
1.12.2015-
23.12.2015
Основной этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ П/П
МЕРОПРИЯТИЕ
1.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
Обработка и оформление результатов проекта
2.
3.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Еремина Н.Ю.
Анализ результативности проекта
Новикова И.А.
21.12.2015-
Еремина Н.Ю.
Представление проекта на педагогическом совете.
Еремина Н.Ю.
25.12.2015
21.12.2015-
25.12.2015
Конец декабря
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
• На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди.
• Дети знают любимых сказочных героев своих близких, могут придумать небольшую сказку.
• Умеют слушать сказки и выражать свое отношение к героям
• В группе создана выставка «В мире любимых сказок», где представлены работы детей, выполненные своими руками или вместе с родителями.
• Посредством сказкотерапии, игр – драматизаций наблюдается развитие связной речи.
• По итогам проектной деятельности отмечена динамика развития духовно-нравственных качеств детей.
ВЫВОД
Полученные данные материалов результативности подтверждают, что народная сказка является эффективным средством воспитания духовно-личностных качеств, нравственных ценностей, эмоционального развития детей.
Рисунки по сказкам.
Драматизации русских народных сказок.
Изготовление масок для драматизации сказок.
Викторина по сказкам.
Конкурс елочек.