СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вместе строим классный дом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вместе строим классный дом»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кизлярская гимназия №1 имени М.В.Ломоносова» городского округа «город кизляр»

ВМЕСТЕ СТРОИМ КЛАССНЫЙ ДОМ

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО УМК «ШКОЛА РОСИИ»





КИЗЛЯР, 2019

СОСТАВИТЕЛЬ: учитель начальных классов высшей категории Левашова С.В.




Урок: Литературное чтение

УМК: «Школа России»

Класс: 1

Тема: Вместе строим классный дом. Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: словесный, наглядный, повторный, практический, игровой



Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и их обозначающей буквой.

Задачи:

обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам (согласный - гласный, звонкий - глухой, твердый –мягкий);

развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

воспитывающая – создать условия для воспитания положительных качеств, развития навыков сотрудничества, способствующих сплочению коллектива, формирование ресурсов для поддержания положительного микроклимата;

Планируемые результаты:

Предметные: научить находить в словах звуки [д], [д’], выявлять их характерные особенности.

Метапредметные:

регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 

логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; 

коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, умение создавать собственное высказывание, выражать свое мнение; уметь работать в парах, вести диалог.

Личностные:

 самоопределение – проявлять самостоятельность и ответственность, поддерживать положительную учебную мотивацию.






Материалы и оборудование:

- Азбука 1 класс (1 часть), авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин,

Л.А. Виноградская, Москва «Просвещение» 2016

 - компьютер, проектор

Наглядности:

  • Шаблон дома, выполненный из картона, нарисованные дверь, два окна, труба с дымом, чердак.

  • Камни по количеству учеников (разные по форме, величине, оттенку).

  • Чистые листы бумаги, карандаши или фломастеры.

  • Декоративные стеклянные или пластмассовые камни (как для аквариума)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, групповая.

Технологии проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, анализ конкретных ситуаций, как метод активного обучения, технология критического мышления, прием «Тонкие и толстые вопросы», формирование ключевых компетенций, приёмы здоровьесберегающих технологий.



Ход урока:

  1. Организационный момент

  • Здоровьесберегающая технология прием «Эмоциональное поглаживание» (Придает уверенность, повышают самооценку)

Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! У вас такие добрые лица и умные глазки.

Пожалуйста, широко улыбнитесь. Прислушайтесь к своему состоянию. А теперь поднимите бровки вверх, приоткройте ротик и удивитесь. Снова улыбнитесь. Что вы почувствовали?

От ваших улыбок в классе стало тепло и уютно. Можно начинать урок.

Я предлагаю вам настроиться положительно на работу, повторяйте за мной:

Здоровьесберегающая технология: прием «Заряд на успех» для эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Мы умные, мы дружные,

Мы - внимательные, мы – старательные.

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится!


  1. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока


Учитель предлагает учащимся закончить предложения с помощью картинок.

Учитель: Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

   У дома   стоит … (дед).

Учитель: Какой  звук в словах повторялся чаще других? ([д] и [д’])

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О букве Д и звуках, которые она обозначает)

- Ребята, как выдумаете, чему вы научитесь сегодня на уроке? (находить в словах звуки, которые обозначает буква «Д», читать слова и предложения с буквой «Д»)

  1. Выделение звуков д, д′. Характеристика звуков д, д′.

Учитель:

-Выделите первый звук в слове дерево. (д′)

 -Дайте характеристику звуку [д'] (Согласный, т.к. воздух встречает препятствие, звонкий – звенит (дети прикладывают ладошку к шее), мягкий, т.к. буква «е» обозначает мягкость предыдущего согласного звука).


-Выделите первый звук  в слове дом. (д)

 -Дайте характеристику звуку [д]. (Согласный, т.к. воздух встречает препятствие, звонкий – звенит (дети прикладывают ладошку к шее), твердый, т.к. буква «о» обозначает твердость предшествующего согласного звука)

Учитель: У каждого из вас есть свой дом, где вас ждут родные. А можно ли школу назвать вашим вторым домом? Почему? (Да! Мы сюда приходим каждый день получать знания)

Давайте вместе вспомним известные пословицы о доме:

В гостях хорошо, а дома лучше. И мышь в свою норку тащит корку.

Стены в доме помогают)

Здоровьесберегающая технология: прием «Игротренинг»

Учитель: Давайте построим вместе ваш школьный дом. А когда нам будут встречаться слова с буквой Д, мы будем характеризовать звук, который она обозначает. С чего начинается строительство дома? (С фундамента)

- А вот и первое слово со звуком [д]. Дайте характеристику звука [д] в слове фундамент (Согласный, звонкий, твердый).

Учитель: Действительно, строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. Для строительства фундамента нашего школьного дома мы будем использовать кирпичики, посмотрите какие.

- Ребята, а какие качества в человеке можно считать фундаментом хороших отношений в нашем классе? (Доброта, отзывчивость, желание помочь и т.д.)

(Дети по очереди выходят и прикрепляют кирпичик к доске, называя качества. Если встречается слово со звуком д, например, «доброта», то опять дают характеристику звука

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит выстроить каркас нашего дома – стены, крышу.

- Какую роль выполняют стены и крыша в доме? (Защищают от дождя, холода).

Учитель: Правильно, от ветра, урагана, словом, от разрушений. А что может разрушить хорошие отношения в нашем классе? (Ссоры, злость, обман, оскорбления, и т.д.)

Учитель: А теперь  назовите качества характера, которые помогут сохранить комфорт и спокойствие в нашем классе, то есть давайте подберем противоположные по смыслу слова.

Ссора – дружба

Злость – доброта

Обман – честность

Оскорбления - комплименты

Учитель: Вы прекрасно выполнили такое сложное, но важное задание, но все же чего-то не хватает в доме. Отгадайте загадку.

Загадка: Живут рядом, но никогда не видят друг друга. (Это окна)

Для чего нужны окна? (Чтобы смотреть в них на мир)

Учитель: Окна – это глаза на мир, и каждый из вас смотрит на мир своими глазами по-разному.

- Посмотрите, какие разные камушки у меня в коробке: по цвету, размеру и форме. Так и люди все разные, потому что каждый человек уникальный и неповторимый, как эти разноцветные камушки. И нам важно научиться видеть хорошее в каждом человеке, разглядеть его уникальность.

Давайте поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость. Это может быть ваше любимое занятие, какие-то черты характера, ваши таланты и способности.

(Учитель выкладывает на шаблоне дома два окна - квадраты из бумаги).

Учитель: Назовите качество, которое отличает вас от всех остальных.

(Дети, по желанию, выходят и называют свои таланты и способности)

Здоровьесберегающая технология: прием «Круговая поддержка»

(Когда ученик говорит о себе, ребята в классе, подняв большие пальцы вверх, говорят хором: «Это здорово!»)

Учитель: что вы почувствовали, когда все ребята в классе поддержали вас и сказали: «Это здорово!» (Поддержку и энергетику всего класса)

Учитель: Ребята, мы с вами одна команда, может, и окно нам сделать одно? Подумайте, как это можно сделать? (Дети должны догадаться и соединить 2 окна, чтобы получилось одно)

Здоровьесберегающая технология: прием «Удивление».

Учитель: У меня есть для вас сюрприз!

(Учитель в объединенное окно выкладывает общую фотографию класса. Фотографию необходимо подготовить заранее).

Учитель: Молодцы, но наш классный дом все еще не закончен.

Загадка: У меня знакомых - тьма, не могу их счесть сама, потому что кто пройдет, тот и ручку мне пожмет (Дверь).

Учитель: Дайте характеристику первого звука в этом слове (Звук [д] - согласный, звонкий, твердый)

Учитель: Для чего нужна дверь? (Чтобы входить и выходить)

- Дверь – это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только со своими одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями своих одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации и даже конфликтные. И вам важно научиться умению договариваться. А хотите узнать, что произошло с пальчиками, которые не умели договариваться между собой?

Здоровьесберегающая технология: прием «Пальчиковая гимнастика»

Учитель: Ребята, повторяйте движения за мной:

Наши ручки поиграли, поиграли, поиграли.

Наши ручки поплясали, поплясали, поплясали.

Наши ручки подрались, подрались, подрались.

Наши ручки помирились, ручки помирились, помирились.

Наши ручки обнялись, обнялись, обнялись.

Сказали друг другу: «Пока!» и разошлись.

Анализ конкретных ситуаций, как метод активного обучения

Задание в парах: учитель читает различные ситуации. Ребятам необходимо обсудить в паре данную ситуацию и вынести свое решение.

Ситуация 1

Одноклассница пригласил Машу на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но Маша боится обидеть подругу. Как ей поступить? (Если звучит предложение отказаться, то учитель просит объяснить причину отказа).

Ситуация 2

В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получили подарок от одноклассника, который вам не нравится или обиден для вас. Каковы ваши действия?

(Совместное обсуждение ответов, высказываний)

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Но все же наш классный дом еще не достроен. Чего не хватает? Как называется место между потолком и крышей? (Чердак)

- Что обычно хранится в доме на чердаке? (Старые вещи)

Правильно, люди хранят там те вещи, которыми уже давно не пользуются. Но почему же люди их не выбрасывают? (Жалко)

Учитель: Да, эти вещи хранят память, тепло прошлого. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и, возможно дают нам надежду на прекрасное будущее. В отношениях между людьми существуют невидимые нити, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в своем доме. Отношения в классе тоже должны строиться на дружбе, взаимной помощи, поддержке, уважении.

Учитель: Продолжаем строить дом.

Загадка: Зимой все ест, а летом спит. (Печь)

- Для чего нужна печь в доме? (Чтобы было тепло)

Действительно, в доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в доме.

Здоровьесберегающая технология упражнение «Аплодисменты» с целью повышения настроения и самооценки.

Поднимите правую руку, у кого дома есть домашнее животное.

  • Поднимите левую руку, у кого дома есть своя комната или свой уголок.

  • Поднимите две руки вверх, чья мама самая красивая.

  • Встаньте те, у кого сейчас хорошее настроение. Где аплодисменты?

Учитель: А какую роль выполняет труба в доме? (Через нее выходит дым)

- В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, отбрасываем, забываем, прощаем.

(Учитель выкладывает трубу и дым)

Здоровьесберегающая технология Упражнение “Тепло камня” с целью профилактики переутомляемости.



Учитель раздает детям по камушку.

Учитель: Ребята, подержите этот камушек в руках, согрейте его в своих ладонях, и теперь какое-то время камушек отдает вам ваше же тепло. А ведь это всего лишь камень. Но, а, если мы подарим свое тепло человеку? Сколько тепла можно получить обратно!

Учитель: Сейчас мы вместе создадим печь.

(Детям предлагается положить камни, выстроить печь) Наш классный дом готов! Посмотрите, какой замечательный он получился!

  1. Закрепление:

Учитель: Сколько хороших слов нам встретилось с буквой «д» во время строительства школьного дома. Давайте еще раз их вспомним:

ДОМ, ДРУЖБА, ДОВЕРИЕ, ФУНДАМЕНТ, ДЫМ, ЧЕРДАК

Учитель: Что вы заметили? Какой звук обозначает буква Д в этих словах? (Твердый)

- Значит, наш школьный дом тоже будет крепким и не сломается.


Чтение текста  «Сливы» на стр. 107


Алгоритм работы с текстом:


  1. Чтение текста шёпотом.

  2. Чтение текста вслух.

  3. Объяснение лексического значения  слов (садовник, рак)

  4. Анализ текста (ответы на вопросы)


Технология критического мышления прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы.


«Тонкие» вопросы

-Что увидели дети?

- Куда полез Денис?

-Что сделал садовник?


«Толстые» вопросы.

- Почему Денис полез на забор? (Захотел полакомиться сливами)

- Почему Садовник не стал ругаться, а угостил детей сливами? (Наверное, садовник был добрым и любил детей)

- Почему Денис покраснел, как рак? (Ему стало стыдно)


Игра «Кто внимательный?» 


Учитель: Давайте поиграем в игру «Кто внимательный?» и проверим, сможете ли вы определить, когда надо писать заглавную букву Д, а когда маленькую? Если слово пишется с большой буквы вы, стоя, поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете.

Учитель: девочка, дом, Дима, дятел, друг, динозавр, Даша.

  1. Заключительная часть.

Учитель: Ну вот, наш урок подошел к концу.

- С какими звуками познакомились на уроке?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- А что еще вы узнали интересного на уроке, когда строили наш классный дом?

Рефлексия.

Продолжите одно из предложений:

-Мне понравилось…

-Мне не понравилось…

-Я узнал…

-Я научился…













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!