Автор разработки: Скрипникова Галина Николаевна
учитель ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!
(эстафетное развлечение для обучающихся 3–4 классов)
Цели деятельности педагога: создавать условия для организации и проведения упражнений в ловле мяча, в беге на скорость, выполняя дополнительные задания, в прыжках на мяче, продвигаясь вперед; способствовать развитию быстроты, силы, выносливости, гибкости, глазомера, координации движений, умения бегать на скорость; совершенствовать умения прокатывать мяч двумя руками с попаданием в предмет, выполнять упражнения в паре, в отбивании мяча различными способами; содействовать воспитанию стремления участвовать в спортивных играх с элементами соревнования, играх-эстафетах; способствовать формированию у детей правильной осанки, потребности в здоровом образе жизни, умений осознанно выполнять движения, задания в команде; раскрывать возможности здорового человека; прививать интерес к физической культуре и желание заниматься спортом, любовь к семье; совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; приучать помогать взрослым, подготавливая спортивный инвентарь для эстафет и упражнений, приводить в порядок рабочее место.
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
Универсальные компетенции:
• умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
• умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Личностные результаты (формирование следующих умений и качеств):
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные (формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные:
• самостоятельно в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
• организовывать самостоятельно игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности;
познавательные:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• находить выход из критического положения;
коммуникативные:
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий;
• анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• оказывать товарищескую поддержку;
• добиваться достижения общей цели.
Мероприятие второго уровня воспитательных результатов: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (коллективизм, уважение к сопернику, взаимовыручка), ценностного отношения к социальной реальности (здоровье жителей планеты).
Оборудование: мячи; 2 корзины; воздушные шары; конусы или кубики; 10 кеглей; дипломы участников соревнований «Вместе дружная семья!»; дипломы победителей соревнований «Вместе дружная семья!» и медали победителям (можно шоколадные); 2 нарисованных на картоне и прикрепленных к стене домика; человечки, вырезанные из картона и раскрашенные в разные цвета; узкий скотч; цветные мелки.
Содержание и ход
эстафетного развлечения
Ведущий. Приветствую вас, спортсмены, на открытии соревнований «Вместе дружная семья!». И сегодня действительно в этом зале собрались самые спортивные семьи. Настоящие олимпийские резервы! Они покажут нам не только свою силу, ловкость и выносливость, но и настоящую семейную сплоченность и дружбу. А чтобы настроиться на нужный лад, предлагаю всем немного размяться.
Разминка
Использовать любую ритмичную музыку. Все участники встают врассыпную так, чтобы не мешать друг другу.
Ведущий. Итак, сегодняшние соревнования называются «Вместе дружная семья!». В нем примут участие как дети, так и взрослые. И для того чтобы начать наши соревнования, нам предстоит разделиться на две команды. В одну колонну становись!
После того как дети построились в колонну, рассчитались на первый-второй, ведущий делит их на две команды. Первые номера вместе со своими членами семьи будут представлять одну команду, вторые номера – другую команду.
Ведущий. Итак, все участники разделены на две команды. И теперь пришла пора проявить немного творчества. В течение пяти минут вам предстоит назначить капитанов, придумать название команды и приветственное слово.
Команды выполняют задание.
Ведущий. Прошло ровно пять минут, и сейчас командам предстоит представить нам своих капитанов, произнести название команды и приветствие.
Представление и приветствие команд
Ведущий. Ну что ж, команды придумали замечательные названия. Посмотрим, какие из них приведут их к победе. А теперь пришло время представить наших строгих, но справедливых судей.
Представление судей
Целесообразно включить в состав жюри руководителей образовательного учреждения, родителей.
Ведущий. Приготовления закончены. Начинаем соревнования «Вместе дружная семья!». Впереди у вас интересные и трудные эстафеты, за которые жюри будет присуждать баллы. Сколько баллов зарабатывает команда, столько маленьких веселых человечков поселится в их доме. Чем больше человечков, тем дружнее будет ваша семья. Ведь, как вы помните, сегодняшние соревнования называются «Вместе дружная семья!».
Эстафеты «Донеси мяч»
Для всех эстафет потребуются: мячи; кубики или конусы, определяющие начало и конец площадки.
1. «Довези мяч в лодке».
Эстафета проводится в парах. Исходное положение пар: руки «в лодочке» – вытянуты в стороны, ладони рук обоих участников соединены; мяч зажат между животами.
Задание: «довезти» мяч «в лодке» до ориентира, обойти его, вернуться обратно, передать мяч следующей паре. Команда, первой закончившая эстафету, побеждает и получает 1 балл.
2. «Носорог».
Эстафета проводится в парах. Исходное положение пар: мяч зажат между лбами.
Задание: донести мяч, удерживая его между лбами, до ориентира, обойти его, вернуться обратно, передать мяч следующей паре. Команда, первой закончившая эстафету, побеждает и получает 1 балл.
3. «Удержи урожай».
Эстафета проводится в парах. Исходное положение пар: лицом друг к другу, удерживая 3 мяча.
Задание: донести все три мяча до ориентира, обойти его, вернуться обратно, передать мячи следующей паре. Команда, первой закончившая эстафету, побеждает и получает 1 балл.
Ведущий. Прошли первые три эстафеты, и подошло время подвести итоги, которые огласит жюри.
Жюри подсчитывает очки и выдает капитанам соответствующее количество картонных разноцветных человечков. Капитаны команд приклеивают их к своим домикам или крепят скотчем.
Ведущий. Итак, в ваших домах появились первые жители. Надеюсь, их станет намного больше. А для этого продолжим эстафеты.
Эстафеты с мячами
1. «Крокодил и обезьянки».
Эстафета проводится в тройках. Исходное положение в тройке: один участник – «крокодил» (желательно кто-то из родителей) лежит на трех мячах, второй и третий участники – «обезьянки». Второй стоит перед «крокодилом», третий – позади него.
Задание: по команде «крокодил» ползет вперед, передвигаясь на мячах. Третий участник берет освободившийся мяч и быстро передает первому участнику. Тот должен быстро подложить мяч под «крокодила». Таким способом, тройка добирается до ориентира, «крокодил» встает на ноги, с мячами в руках тройка бегом возвращается обратно; передает мячи следующей тройке. Команда, первой закончившая эстафету, побеждает и получает 1 балл.
2. «Попрыгунчики».
Исходное положение: сидя на мяче.
Задание: допрыгать на мяче до ориентира, вернуться обратно, передать мяч следующему участнику. Команда, первой закончившая эстафету, побеждает и получает 1 балл.
Ведущий. Еще две эстафеты позади. Давайте узнаем, сколько новых человечков появится в наших дружных семейках. Послушаем, что скажет жюри.
Жюри подсчитывает очки. Капитаны команд приклеивают к своим домикам фишки – разноцветных человечков – или прикрепляют их скотчем.
Ведущий. Перед тем как продолжить наши соревнования, давайте вспомним сказку для самых маленьких «Репка». Скажите, какие персонажи были в этой сказке?
Дети называют.
Ведущий. Все верно. Я не просто так вспомнил сегодня об этой сказке. Дело в том, что следующая эстафета чем-то похожа на сюжет этой сказки и очень близка к теме соревнования, ведь она тоже о дружной семье. Вместо репки, которую пытались вытащить сказочные герои, у вас будут мячи. Дедушками у нас будут капитаны команд. И остальные роли они распределят в своих командах сами.
Эстафета «Репка»
Задание: начинает эстафету капитан команды – «дед». С мячом в руках нужно добежать до ориентира и вернуться обратно. Взяв с собой следующего участника, проделать тот же путь. Таким образом, каждый раз возвращаясь, капитан забирает с собой по одному участнику. В итоге вся команда, держась за «репку», должна пройти эстафету. Команда, первой закончившая эстафету, побеждает и получает 1 балл.
Ведущий. Итак, сейчас жюри огласит общий итог. В одном из домиков появится новый житель. А мы с вами узнаем, сколько же всего человечков живет в каждой дружной семейке.
Жюри оглашает итог. Капитан победившей в последней эстафете команды добавляет одного человечка в свой домик.
Ведущий. Соревнования – это всегда праздник. А что за праздник без танцев? Даже на Олимпийских играх выступают группы поддержки. Вот и у нас настало время перерыва, я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть замечательный танец группы поддержки «Импульс».
Спортивный танец в исполнении группы поддержки.
Ведущий. Перерыв закончился, и мы продолжаем соревнования «Вместе дружная семья». Думаю, каждый из вас знаком с игрой в боулинг. Если даже вы ни разу не играли в нее, то наверняка видели, как это делается. Нужно сбить мячом стоящие кегли. Вы спросите, зачем я обо всем этом вам сейчас рассказываю? А затем, что следующая игра очень похожа на боулинг, поэтому мы ее так же и назовем.
Игра в боулинг
Прочертить три полосы, параллельные друг другу: две по краям площадки и одну посредине.
Исходное положение игроков: игра проходит в парах (участник одной команды будет соревноваться с участником из другой команды). На одной стороне площадки будут играть участники одной команды, на противоположной – другой. Посредине на полосе выстроить 10 кеглей.
Задание: участники прокатывают друг другу мяч, пытаясь сбить кегли. Сбитые кегли ставят перед очередными участниками заново. В ходе игры подсчитывается общее количество сбитых кеглей. Команда, которая сбила большее количество кеглей, побеждает, получая 1 балл.
Ведущий. Соревнования близятся к концу. Но расслабляться еще очень и очень рано, потому что впереди самые сложные испытания – испытания на меткость и слаженность работы всей команды. Ведь именно от того, какими дружными и внимательными вы покажете себя сейчас в соревнованиях, будет зависеть их итог. Начинает соревнование команда, победившая в прошлой игре.
Игра «Поймай мяч!»
Оборудование: 2 корзины, 2 мяча.
Правила игры. Соревнование проводится в парах: взрослый–ребенок. Взрослый участник ловит мяч, ребенок бросает. У взрослого в руках корзина, которой он и будет ловить мяч. На полу прочерчены две параллельные линии, определяющие расстояние между участниками.
Игра проводится в несколько этапов:
• ребенок бросает мяч, взрослый ловит в корзину;
• ребенок так бросает мяч, чтобы он один раз стукнулся о пол, а затем попал в корзину;
• то же, но мяч должен два раза стукнуться о пол;
• то же, но мяч должен три раза стукнуться о пол.
Каждое попадание добавляет 1 балл команде.
Ведущий. Итак, соревнования подошли к концу, все задания выполнены. И наступил самый волнительный момент: пришла пора узнать победителя соревнований «Вместе дружная семья!». Прошу команды построиться. Слово предоставляется председателю жюри.
Председатель жюри оглашает результаты последней игры, а затем общий итог соревнований.
Ведущий. Итак, в соревнованиях «Вместе дружная семья!» победила команда… (указывается название команды)! Поздравляю капитана и всю его дружную команду!
Жюри вручает дипломы и золотые медали победителям.
Ведущий. Думаю, было бы несправедливо оставить без внимания и вторую команду, которая так же достойно добивалась победы, демонстрируя нам свою силу и единство, а потому заслуживает дипломов участников соревнований «Вместе дружная семья!».
Жюри вручает дипломы и серебряные медали второй команде.
Ведущий. И завершает наши соревнование выступление группы поддержки «Импульс». Танец для всех участников наших игр!
Танец группы поддержки
Можно заменить танец группы поддержки любым другим творческим выступлением.