СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение демонстрационного экзамена в практику профессиональных образовательных организаций в рамках ФГОС ТОП-50: за и против

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внедрение демонстрационного экзамена в практику профессиональных образовательных организаций в рамках ФГОС ТОП-50: за и против»

II Межрегиональный фестиваль педагогических идей

«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»


Секция «Инновационное развитие профессионального образования»


Внедрение демонстрационного экзамена в практику профессиональных образовательных организаций в рамках ФГОС ТОП-50: за и против

Васильев А.Н., Иванов В.И.

мастера производственного обучения

Мариинско-Посадский технологический

техникум Минобразования Чувашии


Ни для кого не секрет, что сегодня идет стремительное развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills.

  • первую очередь апробацию данных инициатив решено проводить по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным специальностям СПО. «Что же это такое – демонстрационный экзамен, какие у него преимущества?»,- задаются вопросом педагоги ПОО. Демонстрационный экзамен - это процедура, позволяющая студенту в условиях, приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции. Основной принцип демонстрационного экзамена - «здесь и сейчас». С его помощью у выпускников колледжей и техникумов удастся определить уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills.

Для образовательных учреждений проведение демонстрационного экзамена на основе стандартов WorldSkills – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WorldSkills сертификат, который возможность внести результаты в систему CIS (CompetitionInformationSystem).

Однако проведение демонстрационного экзамена стандартов WorldSkills для ПОО имеет и свои сложности:

  • необходимость наличия современного технологического оборудования,

позволяющего выполнить задание, приближенное к производственному в количестве, обеспечивающем выполнение задания всей группы обучающихся в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;

  • разработка контрольно-измерительных материалов для проведения демонстрационного экзамена, позволяющих объективно оценить достижения обучающихся;

  • создание рабочей группы, которая координирует деятельность по подготовке к ГИА;

  • наличие достаточного количества экспертов способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур;

  • наличие базовых площадок для проведения квалификационных испытаний

(учебно-производственные мастерские ПОО, либо производственные площадки предприятий – социальных партнеров);

  • формирование апелляционной комиссии из экспертов по компетенциям для решения спорных вопросов.

Обязанности ПОО, как организатора экзамена:

  • Формирует план мероприятий и локальные акты по подготовке и проведению экзамена;

  • Не менее чем за 1,5 месяца до начала экзамена разрабатывает регламенты проведения экзамена на своей базе для каждой компетенции в соответствии с настоящим Положением и инструктивными документами, разработанными Союзом «Ворлдскиллс Россия» и экспертным сообществом WorldSkillsRussia,

согласовывает с Главным экспертом и доводит до сведения участников;

  • Осуществляет информирование всех образовательных организаций, экспертов,

предприятий и других лиц, участвующих в организации и проведении экзамена;

  • Осуществляет регистрацию участников экзамена, экспертов, осуществляет обработку персональных данных участников в соответствии с установленным порядком;

  • Обеспечивает оснащение и комплектацию площадки проведения экзамена действующим оборудованием, инструментами и образцами материалов в соответствии с утвержденным инфраструктурным листом;

-Обеспечивает при проведении экзамена равные условия для всех участников;

  • Организует подготовку и проведение экзамена по определенной компетенции в соответствии с регламентом проведения экзамена;

  • Обеспечивает участие Главного эксперта и Экспертной комиссии на площадке,

  • т.ч. оплачивает проезд, проживание, питание приглашенным экспертам из других регионов и городов;

-В ходе экзамена обеспечивает осуществление эксплуатационного и коммунального обслуживания, уборку помещения, работоспособность

вентиляции, канализации, водоснабжения, беспрепятственный вход и выход в помещение участников и экспертов; питьевой режим, питание участников и экспертов; видео регистрацию экзамена, фото-и видеосъёмку.

Конечно, ПОО могут сами определять принципиальную позицию в выборе формы проведения ГИА. Если образовательное учреждение выбирает экзамен по методике WS, то выполняются следующие условия:

  • задание разрабатывается в виде модулей;

  • за основу берется задание финала Национального Чемпионата WSR и дорабатывается в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ППКРС (ППССЗ);

  • результаты заносятся в систему CIS (CompetitionInformationSystem) и выпускникам выдаются сертификаты;

  • задания для ДЭ должны быть согласованы национальным экспертом;

  • полное соответствие техническому описанию компетенции;

  • данная форма продолжительна по времени и может превысить сроки и время;

  • финансово затратная (оплата работы экспертов).

Если же ПОО проводит экзамен ГИА только с применением методик WorldSkills,то этом случае, исключается строгое соответствие заданий требованиям WorldSkills; можно подготовить задания по одному модулю, либо по всем модулям, но не по всем составным частям компетенции; а если задания составлены не по всем составным частям компетенции, то их вес будет ниже, следовательно, и выполнение не позволит выпускникам набрать необходимое количество баллов и получить соответствующий рабочий разряд.

Как мастер производственного обучения, я, конечно же, приветствую внедрение демонстрационного экзамена в качестве ГИА в ПОО. Выпускникам выгодно проходить аттестацию в виде демонстрационного экзамена: так они получают возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с международными стандартами. Выпускники знают: все те, кто удачно сдаст сегодняшний демонстрационный экзамен, обязательно получают сертификаты, которые завтра помогут им обрести определённую профессиональную значимость, определённую ценность. И вот тут возникает резонный вопрос: «А что будет с теми выпускниками, кто этот экзамен не сдаст?». Нередко сдача экзамена является не столько проверкой профессиональных умений студента, сколько мощным психологическим испытанием. Многие переживают очень сильное волнение, страх перед возможным провалом. Но, даже хорошо владея профессиональными навыками, можно плохо сдать экзамен по причине большого волнения, нервозности. Любой экзамен – это стресс, и человеческий фактор имеет место быть.