СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Просмотр содержимого документа
«Внедрение ФГОС на уроках чтения»

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим формирование интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

С принятием нового ФГОС принципиальным отличием данного курса является ориентация на достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности.

При всем разнообразии подходов к современному уроку чтения следует постоянно держать в поле внимания такие задачи:

1)целенаправленно развивать навыки чтения, сочетая их с работой над литературно-художественным текстом;

2)рассматривать художественное произведение, как со стороны содержания, так и со стороны его формы.

Необходимо обучать школьников не абстрактному чтению, а творческому, осмысленному, вдумчивому чтению.

Представляем Вам несколько приемов, которые можно использовать на уроках литературного чтения, для пробуждения у них интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений:


- прием технологии критического мышления

Например, при изучении произведения знакомого нам уже автора использую таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».

Так, при работе над рассказом Н. Носова «Федина задача», ставлю вопросы учащимся:

- Что вы знаете о писателе?

- Что вы хотите узнать?

Ответы выписываются в первые две колонки таблицы.

Третий пункт таблицы заполняется в конце урока как итог.

Получилась вот такая заполненная таблица:

Знаю

Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «На горке», «Затейники».

Его герои попадают в смешные, иногда нелепые ситуации

Хочу знать

Что-то новое из жизни писателя.

Прочитать новые рассказы Н. Носова.

Узнал

Н. Носов - автор рассказа «Федина задача».

Рассказ Н. Носова юмористический, учит тому, что без усидчивости и внимания ничего не добьешься. Если есть у тебя друг, он всегда придет на помощь.



- прием «Прогнозирование по иллюстрации»

Можно применять для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.

Например, при знакомстве с произведением Л. Н Толстого «Лев и собачка» даю задание:

- посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране льва и собачки со страницы учебника)

(Ученики делают вывод: о животных)

- почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение « Лев и собачка?» Что может произойти в рассказе с таким названием?

Другой пример прогнозирования по иллюстрации. Тема: нанайская сказка « Айога».


- прием «Ассоциация»

дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Этот прием применяется при изучении стихотворений, отражающих какое-либо время года, например, весну – рассматриваем картину весеннего пейзажа под музыкальное сопровождение, определяем, что речь пойдет о весне. Спрашиваю у детей:

- Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите следующее высказывание:



«Весна, весна и всё ей радо»?




солнце


цветы

ветер


поют птицы

ручьи


тепло

радуга




Таким образом, возникает литературный образ.



- прием «Чтение с пометами»

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Сама идея чтения с пометками не нова. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений:

V – это я знал;

+ – это новое для меня;

! – этим я удивлен;

*– это было интересно.

Например, перед чтением рассказа В.Осеевой «Почему?», можно предложить такой тест. Это нацеливает их на изучение новой темы.


*Рассказы В.Осеевой учат добру, вежливости, честности, хорошим поступкам.


*Бум (так звали собаку) смотрел на хозяев дома и думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас».


*«Спасибо!» - это и есть волшебное слово из рассказа, который так и называется «Волшебное слово».



- прием «Синквейн».

Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа можно с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.

Алгоритм составления синквейна

Кто? Что?

Существительное

Какой?

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Что автор думает о данном персонаже?

Фраза из 4 слов

Кто? Что?

Существительное (новое имя героя)


Таким образом, использование данных методов и приемов, позволяет активизировать интеллектуальные способности учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся. Что способствует достижению главной методической цели урока при системно-деятельностном подходе к обучению – созданию условий для проявления познавательной активности учеников.