«Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических занятиях физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов»
Миронова Оксана Евгеньевна
ГБПОУ НО Нижегородский медицинский колледж,
Нижний Новгород
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.
П. Ф. ЛЕСГАФТ
Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.
Физкультура – одна из основ нашего здоровья. Именно на занятиях надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Студентам необходимо полноценное занятие физической культурой - предельно активное, хорошо оснащенное современными техническими средствами. Наши студенты должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно, мы представляем медицинский колледж, а значит, на своем примере должны уметь убедить окружающих в важности занятий физической культурой.
В настоящее время информационно-коммуникативные технологии широко применяются в различных сферах деятельности человека, в том числе в системе образования, и, в частности, физкультурного образования. Необходимость широкого использования информационно-коммуникативных технологий в сфере физической культуры обусловлена повсеместной, тотальной информатизацией современного общества . Это, в свою очередь, обуславливает усложнение образовательной деятельности педагога физической культуры, способствует повышению требований к уровню его профессиональной компетенции, что обуславливает разработку дидактического обеспечения информационно-коммуникативной подготовки специалиста, с учётом специфики содержания физического образования. В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии используются для достижения следующих педагогических целей, таких как развитие творческого мышления у учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование умения обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных); интенсификация учебно-воспитательного процесса; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности; углубление межпредметных связей в ходе обучения предмету «Физическая культура». Кроме того, непосредственно в профессиональной деятельности информационно-коммуникативные технологии позволяют преподавателю физической культуры решать задачи различной степени сложности с помощью компьютерных программ учебного и научного назначения.
Я считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационных возможностей и традиционной системы обучения. Компьютер расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить студента в положение участника соревнований или судьи). Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
Одним из приоритетных направлений моей работы, является повышение качества образования через использование информационных технологий на занятиях и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В колледже имеются все условия для проведения занятий с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование, а так же выполнение исследовательских проектов. Занятие с использованием электронных презентаций и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно - методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.
Преподаватель и студенты владеют компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило создать систему занятий с использованием ИКТ по усвоению теоретического материала на занятиях физической культуры. Это разрешило нам при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать занятие более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны студентам непосредственно. Поэтому можно использовать на занятии демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у студентов образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Проблема создания электронных учебных пособий по физической культуре, к которым относятся и учебные презентации, на сегодняшний день весьма актуальна. Это создаёт условия для получения и активизации теоретических знаний по физической культуре на основе использования электронных презентаций и компьютерных тестов и увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала. Предлагаемые формы приводят к повышению мотивации, росту эмоциональной выразительности занятия.
Теоретические занятия по предмету есть и остаются основной формой получения студентами знаний. Занятия физической культурой включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций и компьютерных тестов позволило нам эффективно решить эту проблему.
Электронные презентации на теоретических занятиях по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы студентов с подобного рода ресурсами. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.
Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях нужно свести текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы занятий нужно выстроить в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать студента не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным студентам.
Использование тестирующих компьютерных программ на занятиях физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания студентов. Компьютерная программа сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку. Выиграет от этого не только преподаватель, который будет освобожден от проверки тетрадей по физической культуре, кроме того, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, студентам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт.
Традиционные тесты хороши для контроля, так как являются исключительно объективным его способом. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Вариант самообслуживания дает возможность понять такой объем материала, который не удается осуществить в другом случае - именно в этом преимущество компьютеризованных тестов.
Использование компьютерных тестов на теоретических занятиях физической культуры дает возможность:
• осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
• вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
• достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Процесс тестирования с помощью подготовленных мной тестов довольно прост для студентов и не требует специальных знаний. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка.
Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность студента к освоению нового учебного курса, другие помогают выявить конкретные пробелы в знаниях и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.
Теоретические уроки в форме электронной презентации и компьютерных тестов повышают уровень знаний студентов по предмету физической культуры.
Когда слышишь фразу “компьютер на занятиях физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Однако в современном мире, очевидно, что без информационно-коммуникационных технологий даже на занятиях физкультуры невозможно обойтись.
Современные педагогические технологии, в частности, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов позволяют преподавателю достичь максимальных результатов в решении таких задач, как:
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
– повышение эффективности и качества процесса обучения;
– повышение активности познавательной деятельности;
– углубление межпредметных связей;
– увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
– эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
– формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
Работа на выполнение социального заказа общества:
– подготовка информационно грамотной личности;
– подготовка пользователя компьютерными средствами;
– осуществление профориентационной работы в области физической культуры.
Одним из приоритетных направлений работы преподавателей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на занятиях и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности студента, расширять общий кругозор.
Во-первых, используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д.
Во-вторых, с помощью ИКТ можно проверить уровень теоретических знаний студентов, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же студент может обозревать результат тестирования.
В-третьих, используя ИКТ, преподаватель может легко проследить динамику развития физических способностей, если введет в программу все данные.
В-четвертых, проектная деятельность.
В-пятых, использование дистанционных форм обучения.
Использование ИКТ диктует современные требования преподавания предмета.
Список использованных источников:
Козлов, А. В. Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17)
Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А. Воронов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 140 с.
Еремина Л.Г. Использование информационных технологий на теоретических уроках по физической культуре / Л.Г. Еремина, А.М. Вагапова, Е.А. Головина // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 10. — С. 47— 49
Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П.К. Петров. — М.: Академия, 2008. 288 с.
https://urok.1sept.ru/articles/516960