Внедрение информационных технологий в учебный процесс:
осознанная необходимость или нормативная обязанность.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Быстрое изменение содержания и характера профессиональной деятельности педагога на основе внедрения современных ИКТ требует иного уровня и характера образования. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные ИКТ (мультимедиа, интерактивные, облачные и др.). Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса, а также создании условий для активной работы обучающихся, получения ими знаний и навыков. Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиа технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках географии имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формами обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе.
Информационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и ученику использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. На уроках географии - ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей.
Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска; учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе, скрыты от глаз наблюдателя и происходят эти процессы в динамике. Показать их, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы. Поэтому незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, а также средством общения с коллегами, становится Интернет. Я рассматриваю Интернет как важнейшую часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.
Педагогические компьютера интерактивной (как обучения) ряду превосходят традиционных реализации процесса. частности, доска система контроля совмещают себе разнообразных наглядности, устройств, средств и результатов деятельности вытесняют средства (плакаты, диапроекторы, обычные киноустановки т.д.). отзывам нашей использование доски мотивацию положительно на внимания, памяти, и чтения.
Компьютер позволяет проблему на географии. раньше проблема учебного географическими то, с интерактивной и интерактивных стало карту, мере вывести экран использовать учебном Особенно касается экономической в классах, данные экономическом стран меняются Каждый происходят а о появляются печатных с поэтому обращаться более источникам, том и Интернету.
А тестового знаний, в курсы, деятельность и эффективную связь, для чтобы могли уверены правильности продвижения пути незнания знанию. того, компоненты, в курс, познавательную учащихся содействуют усвоению
Несомненным педагогической географического признано в процесс электронных
Хорошие дают задания, с ИКТ. задания являются и является стимулом. особенно возраста, стремятся и свою И представляемые выполненные использованием Office PowerPoint, Maker очень яркими, Многие выполненные используются в как пособия, проведении в классах. обучающиеся, на «удовлетворительно», работы «отлично». всегда атмосферу на и интерес географии.
Компьютер оптимизировать учителя. дает упорядоченно огромное материала готовых уроков. позволяет массу при и урока. меня учебный упорядочен классам разделам соответствии календарно-тематическим
Учитель получает возможности изготовлении печатных (опорных тестов) каждому с целей задач и особенностей
Плюсы материалам Интернет):
Использование и технологий подготовке проведении дают
индивидуализировать процесс, его личностным и обучающихся;
организовать материал учетом способов деятельности;
наполнить новым
компактно большой информации, структурированной последовательно
усилить восприятие облегчить учебного (изучить в изменении,
активизировать деятельность (использование анимации, конструирования школьникам не знания, и учебные при географии);
значительно временные преподавателя контроль знаний;
повысить выполняемой на
обеспечить к справочным электронным другим ресурсам;
изменить лучшему с далекими географии, с ПК;
изменить, у отношение компьютеру, к увлекательной Учащиеся его в универсального для в области деятельности;
формировать информационной
развивать инициативу самостоятельную обучающихся.
Использование в степени нам единстве процесса, их должно ориентировано учебную школьников не здоровьесберегающих развития иначе их будет
Мне хотелось следующие в ИКТ:
для
слабая образовательных современным
учителю время освоение технологий компьютерная учителя);
недостаточное ЦОР предмету;
в графике не время исследования Интернет;
у не достаточно для подготовки уроку применением особенно большой
длительная к связанная подбором ЭОР, собственных
опасность межличностного при урока и другими организации деятельности;
существует что, применением на учитель от обучения наглядно-иллюстративным
для
многие не навыков с и особенно классах (VII нашей
ИКТ отрицательно на школьников возрастает нагрузка);
усиление неравенства организации работы с ИКТ не возможность ученика уроку компьютерном кабинете);
в расписании предусмотрено для ресурсов на
при мотивации работе часто на музыку, характеристик и
во случаях электронных обучения лишает возможности реальных практических своими что сказывается результатах
что умелом использовании отрицательные можно в побочные свести минимума. наоборот, профессионального к ИКТ положительный от свести нулю даже отрицательный Важно информационные правильно, адаптировано, необходимых и качества.
Таким использование технологий может существенного эффекта учителя, эти только обучения. что никогда заменит учителя, чувствовать и ученика.
Литература
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48;
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 2000;
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
Интернет-источники
http://eduboss.ru/ispolzovanie-audi-i-videomaterial/
https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/ispol-zovaniie-ik-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/10/15/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-istorii
https://weburok.com/23237/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%BF/
8