СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение инновационных технологий при проведении учебной и производственной практик

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: проанализированы особенности организации и проведения учебной и производственной практик в условиях Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий электрометаллургический техникум», формирование общих и профессиональных компетенций, общие проблемы в организации и проведении практик. 

Практика студентов – это обязательная составная часть образовательной программы среднего профессионального образования, направленная на закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков в различных областях будущей профессиональной деятельности.

   Основной целью практики является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

 

Просмотр содержимого документа
«Внедрение инновационных технологий при проведении учебной и производственной практик»

внедрение инновационных технологий при проведении учебной и производственной практик


(в условиях Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий электрометаллургический техникум»)


Малыгина Елена Александровна,

специалист высшей квалификационной категории,

преподаватель экономических дисциплин

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум», г. Донецк


Татьяна Викторовна Стельмашова,

специалист высшей квалификационной категории,

преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла

1

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум», г. Донецк


Аннотация: проанализированы особенности организации и проведения учебной и производственной практик в условиях Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий электрометаллургический техникум», формирование общих и профессиональных компетенций, общие проблемы в организации и проведении практик.

Ключевые слова: инновационная технология; профессиональное образование; педагогическая технология; учебная и производственная практика; работодатель.


Теория без практики мертва,

практика без теории слепа.
А.В. Суворов

Практика студентов – это обязательная составная часть образовательной программы среднего профессионального образования, направленная на закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков в различных областях будущей профессиональной деятельности.

2

Основной целью практики является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта, и реализуется в рамках профессиональных модулей ОП СПО по основным видам профессиональной деятельности (по профилю профессии) для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности, предусмотренных ГОС СПО.

Практика по профилю специальности направлена на формирование практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Нормативная база:

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19 июня 2015 г., утверждённого Народным Советом Донецкой Народной Республики (Постановление ДНР №55-IHC от 19.06.2015г.)

    3

  • Закон «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета ДНР № 111-IНС от 04.03.2016 г.)

  • Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 328 от 20 июля 2015г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 341 от 06 августа 2015г.)

  • Устав образовательного учреждения, утверждённого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики 30 ноября 2015 года (идентификационный код 00193571) с изменениями к Уставу, утверждёнными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 657 от 22.06.2017г.

  • Типовое положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №401 от 14 августа 2015г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 428 от 1 сентября 2015г.)

Современная концепция реализации приоритетных направлений образования в Донецкой Народной Республике строится на передовых тенденциях в выборе направлений подготовки кадров, обеспечивающих тесное взаимодействие теоретического и практического обучения в условиях непосредственного взаимодействия с работодателем. Необходимо учитывать направления и требования современного образовательного процесса, проекты государственных образовательных стандартов нового поколения, разрабатывать эффективные подходы в обучении, профессиональной подготовке, организации учебно-производственной практики будущих специалистов среднего звена.

В связи с этим, производственное обучение является одной из важнейших составляющих подготовки, единым и самостоятельным видом учебного процесса. Основное назначение практической подготовки будущих специалистов среднего звена - применение в реальных производственных условиях знаний, умений и навыков полученных при изучении учебных дисциплин.

Требования к содержанию практик базируются на государственных образовательных стандартах, учебном плане специальности, а также соответствуют актуальным потребностям действующих хозяйствующих субъектов производственной сферы.

4

К задачам практической подготовки относятся:

  • углубление и закрепление теоретических знаний студентов на практике;

  • формирование и развитие у будущих специалистов профессиональных практических умений;

  • определение профессиональной пригодности и готовности к выполнению различных видов деятельности в соответствии с избранной специальностью;

  • формирование интереса и мотивации к конкретной профессиональной деятельности;

  • изучение передового и инновационного опыта профессиональной деятельности.

5

Принципы практической подготовки представляют собой взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, практического обучения и практики; профессионального самоопределения, а также диверсификации практического обучения.

Между отдельными видами практик соблюдается преемственность, что достигается соответствующим построением программ практик и последовательным закреплением теоретических знаний в процессе прохождения практики.

6

В условиях внедрения государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ГОС СПО) нового поколения преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых становится целью профессионального обучения. Само профессиональное образование становится практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода (согласно нормативным документам) предполагает, что обучающийся должен обладать не только знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями.

В целом понятие компетенции основывается не столько на знаниях, сколько на действиях. Это умение применять знания на практике, но не при решении каких-то абстрактных задач, а в конкретных профессиональных ситуациях. При этом общие знания и умения должны трансформироваться в определенный порядок действий, которые приведут к успешному результату. Таким образом, чтобы благополучно справиться с поставленной профессиональной задачей, будущий специалист должен выстраивать и выполнять соответствующую последовательность действий автоматически. А такая особенность осуществления действий — это и есть характеристика профессиональной деятельности.

7



Конечно, подготовка образовательными учреждениями специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, — несомненный плюс реализации компетентностного подхода. Ведь что обычно не устраивает большинство работодателей в выпускниках учреждений профессионального образования? В первую очередь, это отсутствие практического опыта в конкретной сфере деятельности, недостаточная способность адаптироваться к рабочим местам, не совсем понятная квалификация выпускников. Да и качество образования, которое ранее оценивалось полнотой освоения содержания программ, не давало работодателям возможности объективно оценить профессионализм молодого специалиста. А компетентностный подход послужил в качестве средства формулировки требований к результатам профессионального образования выпускников со стороны потенциальных работодателей.

8

Итак, компетенция включает в себя и знания, и умения, и практический опыт, и профессионализм. Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. И для этого требуется время. Но в условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что профессионализмом должен обладать уже студент-выпускник. Получается, что студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения. Поэтому приходится выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности. Само обучение должно строиться на определении, освоении и демонстрации умений и знаний, видов поведения и отношений, которые требуются для определенной профессиональной деятельности. Обучение должно ориентироваться на результаты, которые для соответствующей профессиональной деятельности будут важными и значимыми. Таким критериям соответствует практическое обучение.

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум» является образовательным учреждением, выполняющим подготовку специалистов по достаточно большому количеству специальностей. На сегодняшний день техникум готовит специалистов по 10 специальностям:

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

09.02.02 «Компьютерные сети»

13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

9

15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»

20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

22.02.01 «Металлургия черных металлов»

22.02.05 «Обработка металлов давлением»

27.02.04 «Автоматические системы управления»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Практическое обучение в техникуме по указанным специальностям проходит в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП), которые имеют дисциплинарно-модульную структуру.

10

Формирование общих компетенций выполняется в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин. Преподавание дисциплин математического и естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать и некоторые профессиональные компетенции. В любом случае, о какой бы дисциплине не шла речь, в процессе ее преподавания педагоги постоянно ориентируют студентов на будущую профессиональную деятельность. Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности. Если говорить об общепрофессиональном цикле, то содержание соответствующих дисциплин направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей. Например, значительная часть общепрофессиональных дисциплин, изучаемых на специальных, предусматривает выполнение практических заданий, содержание которых ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта.

Но все же именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. И основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик.

11

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

При обучении используются неимитационные методы активного обучения, то есть обучение профессиональным умениям и навыкам происходит в процессе моделирования профессиональной деятельности. При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1]. При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с книгой [1].

Учебная практика проводится рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках соответствующих профессиональных модулей. Учебная практика проводится как в специализированных лабораториях, материально-техническое оснащение которых отвечает требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом по специальностям к организации практического обучения, так и на предприятиях. Материально-техническая база Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий электрометаллургический техникум» создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике и возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Производственная практика (по профилю специальности) проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно в несколько периодов. Организация и проведение производственной практики в техникуме рассматривается как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно, осуществлять принцип преемственности, достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста среднего звена. Базой практики могут выступать как предприятия-партнеры техникума, так и различные предприятия, и организации по выбору студентов, поскольку квалификация будущих выпускников позволяет им приобретать практических опыт во многих сферах человеческой деятельности. Естественно, направление деятельности организаций, являющихся базами практики, должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

Производственная практика (преддипломная) направлена на:

12

  • совершенствование практического опыта по осваиваемой специальности;

  • проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;

  • сбора, анализа и использования информации для выполнения выпускной квалификационной работы.

Производственная практика (преддипломная) проводится в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключенных между техникумом и этими организациями.

По каждому виду практики студентом заполняется дневник практики и составляется отчет по выполнению программы практики. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности. Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, развить чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности.



13

Но стоит отметить, что в практическом обучении участвуют и работодатели. Во-первых, в зависимости от их потребностей в специалистах за счет вариативной части может корректироваться содержание обучения в рамках дисциплин и профессиональных модулей. Во-вторых, студенты техникума проходят практику в различных организациях Донецкой Народной Республики. В целом между техникумом и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практических конференциях, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности.

Таким образом, проблемы практической подготовки специалистов среднего звена на сегодняшний день не теряют своей актуальности, а напротив, все чаще становятся предметом исследований ученых, в ходе которых были выявлены общие проблемы в организации производственных практик:

  • спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;

    14

  • некоторые предприятия, которым удалось перестроиться и начать функционировать в новых экономических условиях, стали закрыты для образовательной системы (сохранение коммерческой тайны);

  • современные предприятия не открыты до такой степени, чтобы пускать практикантов в свою бухгалтерию, к документации и т.д.;

  • учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;

  • во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;

  • зачастую прохождение производственной практики носит формальный характер и сводится к составлению отчета;

  • в настоящее время отсутствует должная мотивация предприятий, чтобы организовать у себя прохождение производственной практики;

  • предприятия готовы получать подготовленных имеющих практические навыки специалистов, но не всегда готовы предоставлять возможность для прохождения производственной практики студентами.

Считаю, что в современных условиях необходимо внедрить механизмы, предусматривающие более активное участие в системе образования потенциального работодателя, как главного заказчика образовательных услуг. Для этого необходимо предприятиям предоставить возможность принять участие на любой стадии образовательного процесса в том числе:

15

  • при разработке образовательных программ;

  • в преподавании определенных дисциплин (особенно практикоориентированных);

  • в процессе организации учебной и производственной практик студентов.

В настоящее время в Донецкой Народной Республике система образования построена на принципе, заинтересованности студента в получении знаний.

16

В целях обеспечения эффективности системы профессионального образования необходимо в первую очередь изменить отношение к студенту. Его нужно рассматривать как потребителя услуг и в образовательном процессе студент должен рассматриваться не как объект, а как субъект.

Для того, чтобы готовить высококлассных специалистов, вовсе не требуется усложнять процесс образования, а наоборот, нужно его упростить и правильно структурировать нагрузку с учетом уровня готовности студентов к использованию современных технологий обучения.

17


Литература:

1. Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко, Т.И. Петрова.— Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.

2. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н. А. Морева.— 2-е изд.— М., 2001. Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!