Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми
Государственное профессионального образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГПОУ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Черепянская Надежда Федоровна,
преподаватель математики и физики,
высшая квалификационная категория
Сыктывкар, 2018г
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Обоснование выбора компетентностно-ориентированных технологий в обучении математике и физике в системе СПО 4
3. Характеристика компетентностно – ориентированных технологий 6
3. Особенности организации учебного процесса в ГПОУ «СТТТ» на основе использования компетентностно-ориентированных технологий обучения математике и физике 17
4. Источники информации 24
- Пояснительная записка
Основной целью образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов, которые свободно владеют своей профессией, способны к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, являются конкурентоспособными на рынке труда, готовы к профессиональному росту и профессиональной мобильности, обладают ответственностью за результаты своей профессиональной деятельности.
Требования к результатам образования сформулированы в стандартах ФГОС СПО в виде компетенций. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, что указывает на необходимость реализации компетентностного подхода к обучению будущих специалистов. Такой подход говорит об особой важности результатов образования. Выпускник СПО должен не только обладать необходимым объемом знаний, но и уметь применять их в различных ситуациях в процессе будущей профессиональной деятельности. Оценка качества подготовки теперь основывается на том, овладел ли выпускник предписанными компетенциями и на каком уровне.
Под компетентно-ориентированным обучением в системе СПО мы понимаем подходы к обучению, направленные на формирование профессиональной деятельности студентов, которая способствует овладению ими общекультурными и профессиональными компетенциями.
В целях реализации компетентностного подхода педагог должен предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» (ФГОС СПО нового поколения).
- Обоснование выбора компетентностно-ориентированных технологий в обучении математике и физике в системе СПО
Важная роль в системе подготовки студентов к применению приобретаемых знаний в профессиональных целях принадлежит изучению курса математики и физики, поскольку универсальность математических и физических методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне формирования у студентов умений решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности.
В процессе математического и физического образования в средних профессиональных учебных заведениях существует несоответствие между реальными знаниями, умениями и навыками студентов и требованиями ФГОС СПО в профессиональной подготовке будущих специалистов. Следует отметить слабое понимание студентами связи между дисциплинами «Математика» и «Физика» и будущей профессиональной деятельностью. В частности, сказалось несоответствие общеобразовательных предметов познавательным интересам и способностям обучающихся в системе СПО, интересы которых в определенной степени уже сформированы в пользу выбранной профессии.
Поэтому одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению курса математики и физики, является его практическая и профессиональная значимость. Добиться этого можно, используя задания с профессиональным содержанием. Решение заданий, основанных на подлинных производственных условиях, конкретных действиях и событиях, происходящих в профессиональной деятельности, направлено на развитие познавательных потребностей, организацию поиска новых знаний, повышению эффективности образовательного процесса, формированию практического опыта и использования его при решении производственных задач и проблем. В процессе выполнения подобного рода заданий предусматривается совершенствование рационального применения теоретических знаний студентов к решению практических задач, развитие пространственного воображения и вычислительных навыков, организации самостоятельной работы с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой, профессиональным оборудованием.
Опыт преподавания математики и физики в СПО и анализ полученных результатов выявил, что сталкиваясь с непривычными по форме заданиями, обучающийся либо пытается реализовать привычные способы действия, либо просто отказывается от попыток найти решение. Большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта или знания из других предметных областей. Обучающиеся не владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации.
Проблема прикладной направленности обучения не нова и связана с множеством вопросов, часть из которых не решена до сих пор. Предметные задачи далеки от задач, которые возникают в профессиональной деятельности. Существует проблема с учебниками и дидактическими материалами, с их содержанием с точки зрения наличия задач с профессиональным содержанием, их составлением. Действующие учебники мало предлагают таких задач. Существующие учебники не адаптированы к тенденциям современного профессионального образования.
Методик использования задач с профессиональным содержанием и их составлением разработано недостаточно. Подбор задач, формирующих элементарные навыки приложения математики и физики к профессии, составление и систематизация обучающих заданий с профессиональным содержанием - весьма актуальная проблема.
Если в процессе обучения студент не только будет накапливать некоторый необходимый объем знаний и умений, но также систематически будет выполнять задания, ориентированные на его будущую профессиональную деятельность, где нужно применять эти знания и умения, то это позволит ему достичь необходимого уровня профессиональной компетентности.
Для решения обозначенных проблем в учебном процессе, мы используем компетентностно - ориентированные технологии обучения. Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности преподавателя достаточно эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии.
- Характеристика компетентностно – ориентированных технологий
Для краткой характеристики компетентностно - ориентированных технологий выбраны наиболее эффективные технологии формирования общих и профессиональных компетенций студентов:
Проектно-исследовательской деятельности;
«Мозговой штурм»;
Технология развития критического мышления (ТРКМ);
Кейс-стадии;
Игрового обучения;
Проблемно -деятельностного обучения;
Контекстного обучения;
Интегративного обучения;
Витогенного обучения (привлечение жизненного опыта);
ИКТ;
Программированного обучения;
Развития индивидуального стиля решения ИТ- задач.
Технология проектно - исследовательской деятельности; проблемных методов.
Эта технология включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых, творческих по самой сути, ориентированных на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем преподавателя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Цель: Научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Прогнозируемые результаты: способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
Этапы:
анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение
экспериментальных, (статистических, методов исследования наблюдений); 3. выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов,оформление результатов, их презентация);
выводы выдвижение новых проблем исследования (в самых различных
формах, рефлексия)
Формы работы: индивидуальная; парная; групповая, коллективная
2. Технология «Мозговой штурм»
Технология МШ базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. МШ повышает творческую активность учащихся на основе создания благоприятной, доверительной атмосферы путем снятия психологических, педагогических и др. МШ представляет собой форму свободной дискуссии, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив учащихся в интерактивную коммуникацию и приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы
Цель:
Раскрепощение мыслей и оптимизация условий для творчества на основе снижения критичности человека в отношении своих возможностей. Цель этой технологии обеспечение процесса генерирования идей учащимися, с последующим их критическим анализом и обсуждением
Этапы:
Формулирование проблемы в целом и ее аспектов
Выделение целей решения проблемы на основе анализа ее различных
аспектов.
Выбор источников информационного массива по проблеме
Отбор предпочтительных (необходимых в первую очередь) источников
из информационного массива.
Генерация всевозможных идей ("ключи" к проблеме) на основе свободы
воображения, не сопровождаемого и не прерываемого критическим мышлением.
Отбор идей, которые вероятнее всего ведут к решению на основе логического мышления и сравнительного анализа.
На основе критического мышления актуализируются всевозможные
пути для проверки отобранных идей.
Отбираются наиболее строгие и последовательные способы проверки.
Нахождение всех возможных областей применения полученных идей Выбор окончательного решения проблемы.
Экспертиза.
Формы работы:
МШ ведѐт специально подготовленный человек (модератор). Его задача -подстегнуть процесс выдвижения идей и поддерживать его непрерывность. Он вселяет в учащихся уверенность в возможности преодоления проблемы. Если предложения иссякают, ведущий заполняет паузу, высказывая собственные идеи. При этом он не должен оказывать сильного давления на участников. МШ представляет собой групповую дискуссию проводимую модератором по заранее разработанному сценарию. Оптимальное количество участников - 8 -12 обучающихся, продолжительность мозгового штурма - 1,52 часа. Для проведения эффективного мозгового штурма рекомендуется его разделения на два независимых этапа: генерации и анализа
Технология развития критического мышления
Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления обучающихся, основными чертами которого являются критичность, ткрытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма. Критическое мышление открытое рефлексивное оценочное мышление
Цель: развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих учиться самостоятельно; формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося:
осознанием обучающимся многозначности позиций и точек зрения, преодолением эгоцентризма мышления,
рефлексией альтернативности принимаемых решений,
умением адекватно интерпретировать получаемую информацию
Этапы:
evocation (вызов, пробуждение),
realization (осмысление новой информации),
reflection (рефлексия)
Формы работы:индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся
4. Технология кейс - стадии (ситуационный анализ)
Это интерактивные технологии. Основными источниками содержания кейсов выступает общественная жизнь (сюжет, проблема, фактологическая база); образование (цели, задачи, методы обучения и воспитания); наука (методология) .
Метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую - либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы .
Цель: формирует интерес и позитивную мотивацию обучающихся, обеспечивает их эмоциональную включенность в учебный процесс и эффективно способствует их профессионализации .
Этапы:
Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и должности
главных персонажей.
Проблема: краткое описание (с позиций разных участников событий).
Материалы для решения (научные, методические, статистические, нормативные, юридические, литературные)
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая (56 человек, выбирается модератор, который по истечении времени докладывает о результатах работы
группы)
Технология игрового обучения
Технология ориентирована на использование знаний в новой ситуации, в которой усваиваемый обучающимися материал, проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. В жизни обучающихся игра выполняет такие важные функции как: развлекательную, коммуникативную, коррекционную, терапевтическую, социализации, диагностическую, самореализации.
Педагогические игры – это группы методов и приемов организации педагогического процесса, который является средством психологической подготовки учащихся к будущим жизненным ситуациям. Существенным признаком педагогической игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. В зарубежной педагогике понимание игры включает «любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями, правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза)»
Цели и задачи:
усвоение нового и закрепление старого материала, формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей;
формирование познавательных мотивов и интересов;
передача целостного представления о предметах, явлениях с учѐтом эмоционально - личностного восприятия;
обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
обучение методам моделирования, в том числе математического и социального проектирования .
Этапы:
Подготовка игрового реквизита.
Подготовка участников, выразивших желание и готовность играть.
Ознакомление участников с правилами игры.
Организация игрового хронотопа (игрового пространства) и временных рамок игры.
Реализация сюжета игры.
Подведение итога игры как результата игровых действий достигнутых
игроками в соответствии с принятыми правилами
Формы работы. Формы работы зависят от типа игры. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации.
6. Технология проблемно - деятельностного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Ведется интенсивное изучение и внедрение элементов деятельностных - технологий, которая включает:
анализ производственных ситуаций;
решение ситуационных производственных задач;
деловые игры;
«погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах);
моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе;
контекстное обучение;
7. Технология контекстного обучения
Основу контекстного обучения составляет теория деятельности, в соответствии с которой усвоение социального и профессионального опыта осуществляется в результате активной деятельности. Средством работы является контекст - система условий. В ситуацию включаются внешние условия, субъект обучения, люди, с которыми объект обучения контактирует. Технология контекстного обучения состоит из базовых форм и промежуточных.
Базовые формы:
учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров (осуществляемая передача и усвоение информации);
квазипрофессиональная деятельность воплощаемая в играх, факультативах, спецкурсах;
учебнопрофессиональная научноисследовательская работа студентов, производственная практика, стажировка, дипломное и курсовое проектирование.
Промежуточные формы - это любые формы - традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретному содержанию обучения.
8. Технология интегративного обучения
Это развивающая система непрерывного обучения. Одним из таких путей является разработка интегративной образовательной системы "Школа СПО – Вуз. Системообразующим фактором интегративной образовательной системы "Школа СПО — Вуз" является ее целостность на основе интеграции государственных образовательных программ, сквозных учебных планов уровнево ступенчатой подготовки, что следует реализовать на основе интеграции целей и задач среднего и профессионального образования.
9. Технология витогенного обучения.
Витагенное обучение («vita» от лат. жизнь) – обучение, основанное на ее интеллектуально актуализации жизненного опыта личности, психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся. С этих позиций учитель - не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам.
Смысл витагенного образования - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.
Витагенное образование использует ресурсы индивидуума, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении - это, прежде всего, творчество и фантазии обучающегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесс
10.Технология ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;
Индивидуализация работы самого преподавателя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Технология программированного обучении
Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении обучающийся обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы. Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в регулированию программных действий. В случае необходимости, соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения - прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.
Технология развития индивидуального стиля решения ИТзадач
Это методология развития индивидуального стиля деятельности, методология деятельностного подхода, реализуемая через решение практико - ориентированных задач.
Цель: организация обучения информационным технологиям, ориентированного на становление и развитие ИТкомпетентности (способности решать ИТзадачи)
Задачи:
Ориентация процесса обучения на приобретение учащимися опыта решения задач реальной практической ИТдеятельности.
Организация обучения, направленного на усвоение методов решения ИТ-задач, способов применения компьютерного инструментария для ее решения, выработку индивидуального стиля решения ИТзадач
Организация обучения информационным технологиям в интегративной связи с другими учебными дисциплинами и реальной жизнью
Оценивание успешности обучения информационным технологиям в интегративной связи с общим анализом учебной деятельности учащегося и анализом его личностного развития в информационнотехнологической сфере.
Этапы:
Мотивационный этап - направлен на осознание учащимися личностной значимости приобретаемых знаний и умений, он предполагает акцентирование внимания учащихся на приоритетно важных направлениях учебной работы,направленной на становление их способности решать эту ИТзадачу .
Освоения практических способов решения задачи усвоение общих способов решения ИТзадачи, выработка умений репродуцировать на практике основной способ (способы) ее решения.
Рефлексии практических способов решения задачи обобщение основных подходов к решению ИТзадачи; соотнесение предложенного учащимся способа решения ИТзадачи с общими способами ее решения
Презентации умений решать задачу приобретение учащимися опыта решения ИТзадачи в вариативных ситуациях. Приобретение способности вносить новации в выбор средств, необходимых для решения задачи, в приемы эффективной работы с компьютерным инструментарием, становление индивидуального стиля технологической деятельности решения ИТзадачи
Реализации знаний и умений приобретение обучающимися способности вариативно решать задачу, вносить индивидуальные новации в способы ее решения, решать задачу в нестандартных ситуациях, становление индивидуального стиля решения ИТзадачи
Формы работы:
на первом этапе одной из форм организации работы может являться самооценка учащимися способности решать ИТ-задачу. В листах самооценки фиксируются основные аспекты решения конкретной ИТ- задачи. Вопросы анкеты сформулированы таким образом, чтобы обучающийся мог осознать, что конкретно он должен научиться делать при изучении темы.
на втором этапе - выяснение значимой проблемы, описание которой представлено в условии ИТ-задачи. Анализ эффективного варианта ИТ - деятельности в описываемом случае, исходя из требований задачи (способы, используемые компьютерные средства и др.) Выбор и обоснование оптимального варианта профессиональной ИТ- деятельности операции.
на третьем этапе обобщение, систематизация способов решения определенной ИТ- задачи; рефлексия структуры деятельности, которая приводит к решению данной ИТ- задачи.
на четвертом этапе - выяснение сущности ИТ- задачи и постановка цели ее решения; выбор соответствующих средств ИТ - деятельности с учетом реальных условий, обозначенных в тексте задачи (имеющиеся технические и технологические ресурсы, характеристика учащихся и др.)
на пятом этапе - выяснение сущности ИТ-задачи и постановка индивидуальной цели ее разрешения; разработка индивидуального плана действий по решению задачи; выбор соответствующих средств ИТ деятельности с учетом реальных условий, обозначенных в тексте задачи (имеющиеся технические и технологические ресурсы, характеристика учащихся и др.)
3. Особенности организации учебного процесса в ГПОУ «СТТТ» на основе использования компетентностно-ориентированных технологий обучения математике и физике
Одним из основных средств формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках математики и физики является решение задач с профессиональным содержанием. Отбор, составление и систематизацию задач необходимо проводить в соответствии с требованиями к структуре и содержанию профессиональной задачи.
Задания по физике и математике с профессиональным содержанием - это задачи, содержание которых раскрывают приложения дисциплин в профессиональной деятельности, в смежных дисциплинах, знакомят с использованием математических и физических методов в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Учитывая целевое назначение задач с профессиональным содержанием, можно выделить два вида задач:
Задачи на обучение приложениям математики и физики в профессиональной деятельности.
Задачи на изучение математики и физики с помощью ее приложений.
Задания, которые мы разрабатываем для наших студентов, должны быть не только понятны, но и быть значимы для них. Специалист общественного питания должен уметь производить калькуляцию и учет продуктов питания, определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания, составлять меню. Поэтому важны для этой профессии знания и умения решать задачи на определение концентрации веществ и процентное соотношение, определение энергетической ценности пищевых продуктов, понимание физических процессов, протекающих при приготовлении блюд, хранении продуктов и т.п. Повар рассчитывает количество продуктов для точного расчета количества порций, объем посуды, поэтому ему важны знания и умения для определения геометрических форм, вычисления их площадей и объемов. Важно уметь найти необходимые дополнительные данные из справочников, сборников рецептур, специальных таблиц.
Рассмотрим примеры математических задач и способы решения:
Задача 1. Повару необходимо замариновать мясо для шашлыка 6%-ным раствором уксуса, а у него имеется 30%-ный раствор (200г). Сколько воды ему необходимо добавить к имеющемуся раствору, чтобы получить уксус необходимой концентрации?
Решение:
1 раствор: 2000,3=60
2 раствор: 200+x
(200+x) 0,06
Пусть добавили x г воды. Т.к доливали только воду, то масса уксуса остается неизменной, значит (200+x) 0,06=60
12+0,06=60
0,06x=48
x=800
Ответ: 800г.
Задача 2. В сборнике рецептур написано, что на три порции фруктового салата необходимо взять 150г киви, 210г манго,180гр папайи и 60гр миндальных орехов. Сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления 20 порций фруктового салата.
Решение:
Выясним сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления одного салата.
150/3=50г киви;
210/3=70г манго;
180/3=60г папайи;
60/3=20г миндальных орехов.
Умножим получившиеся результаты на 20порций.
5020=1000г киви;
7020=1400г манго;
6020=1200г папайи.
2020=400г миндальных орехов.
Ответ: на 20 порций фруктового салата необходимо 1кг киви; 1,4 кг манго; 1,2 кг папайи.
Задача 3. Необходимо разлить 1 л фруктового мусса в конические бокалы высотой 9 см и диаметром основания 8 см. Сколько бокалов потребуется?
Решение:
1л = 1 дм3 = 1000 см3;
Vб = πR2H;
Vб = 3,14 · 42· 9 = 151см3;
1000 : 151 ≈ 6 бокалов
Ответ: 6 бокалов.
В процессе решения задач с профессиональным содержанием предусматривается совершенствование рационального применения теоретических знаний обучающихся к решению производственных задач, развития логического мышления, пространственного воображения, вычислительных навыков, организации самостоятельной работы с измерительными приборами, профессиональным оборудованием, таблицами, справочной литературой.
Результатом изучения дисциплины «Математика» является овладение студентами СПО, обучающимся по профессиям и специальностям общественного питания, предметными и профессиональными компетенциями (ПК), которые представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Предметные и профессиональные компетенции
Предметные результаты Математика | Профессиональные компетенции |
Числовые множества -выполнять вычисления при решении задач практического характера; -выполнять практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов и вычислительных устройств; -соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями; -использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни Уравнения и неравенства - решать линейные уравнения и неравенства -составлять и решать уравнения и системы уравнений при решении несложных практических задач Функции и графики -пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах; -соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.); -использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса | 5.2.6. Организация работы структурного подразделения: ПК 6.1. Участвовать в планировании основные показатели производства ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями ПК 6.3. Организовать работу трудового коллектива ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию 5.4.6. Организация производства продукции питания для различных категорий потребителей: ПК 6.1. Планировать основные показатели производства продукции общественного питания ПК 6.2. Организовывать закупку и контролировать движение продуктов, товаров и расходных материалов на производстве ПК 6.3. Разрабатывать различные виды меню и рецептуры различной кулинарной продукции и десертов для различных категорий потребителей ПК 6.4. Организовывать производство продукции питания для коллективов на производстве ПК 6.5. Организовывать производство продукции питания в ресторане ПК 6.6. Организовывать производство продукции питания при обслуживании массовых мероприятий ПК 6.7. Организовывать производство продукции питания для диетического (лечебного) и детского питания ПК 6.8. Организовывать питание гостей через буфет ПК 6.9. Оценивать эффективность производственной деятельности |
Для формирования математических умений на основе решения задач с профессиональным содержанием можно выделить этапы:
Этап 1. Мотивационный. Чтобы студент начал должным образом решать математические задачи, необходимы определенные мотивы. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, какова основная учебная задача предстоящей работы. С этой целью предлагается студентам решать задачи с проблемными вопросами, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Например, цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 6 см. В неё выливают 1 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении увеличивается в 1,5 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край формы?
Этап 2. Открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, развивающие познавательные потребности.
Этап 3. Организация деятельности студентов, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. Например, что такое процент? Необходимо сначала выполнять элементарные упражнения: переведите в десятичную дробь 7%: ; найдите 150% от 50 и т.п Затем, решать не сложные задачи на вычисление процентов. Например, определите процент выполнения плана работы столовой, если план товарооборота 40000 тонн год, а фактически товарооборот 40500 тонн год. Следующим шагом приступать к вычислению сложных процентов.
Задача .Дана следующая рецептура мясного бульона:
мясо – 300г
морковь – 8г
петрушка (корень) – 6г
лук репчатый – 8г
вода – 1250г
Выход: 1000г
Вычислите содержание белка для данного блюда и его процентное содержание.
Решение:
Для решения данной задачи необходимо воспользоваться таблицей:
«Содержание белка в 100г продукта».
Пищевые продукты | Количество белка (г) |
Сыры, нежирный творог, мясо, рыба, бобовые, грецкие орехи и фундук. | Более 15 |
Жирный творог, колбасы вареные, сосиски, яйца, мука, макароны, крупы: манная, гречневая, овсяная, пшено. | 10 – 15 |
Молоко, кефир, сметана, сливочное масло, шпинат, цветная капуста, овощи, фрукты, ягоды, грибы. | 4,9 – 0,4 |
Хлеб ржаной, пшеничный, рис, перловка, зеленый горошек. | 5 – 9,9 |
Определим содержание белка в данном блюде:
мясо - (15г 300г) : 100г = 45г
морковь - (0,9г 8г) : 100г = 0,072г
петрушка - (0,4 6г) : 100г = 0,024г
лук - (0,6 8) : 100г = 0 ,048г
Тогда полное содержание белка равно: 45г + 0,072г + 0,024г + 0 ,048г = 45,144г ≈ 45г. Найдем % содержание белка в данном блюде
.
Ответ: 45г; 4,5 %.
Этап 4. Обобщение и систематизация. На этом этапе важно установить связь между изученными математическими фактами и профессиональными объектами, привести знания в систему. Например, в кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите количество всех возможных обедов из двух блюд, которые может заказать посетитель.
Примеры заданий и упражнений, разработанных в сетевых сервисах:
Для развития познавательного интереса, закрепления и обобщения знаний по темам разработаны игровые задачи: найти соответствие «Геометрические формы в кондитерских изделиях», найти пару «Столовая посуда и геометрические формы», «Определение калорийности продуктов», и т.п. В результате выполнения такого рода игровых заданий, обучающийся получает отметку в форме комментария: «Молодец! Задание выполнено правильно!».
Для развития математических умений мы разработали текстовые задачи. Работа с ними полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. Типовые текстовые задачи разного уровня сложности по темам «Понятие о числе», «Уравнения и неравенства», направленные на развитие навыков вычислений, умений определять процентное соотношение, концентрацию и смеси. По разделу «Геометрия» условия задачи позволяют определить геометрические пространственные фигуры и их элементы, применить знания и умения на вычисление объемов продуктов, посуды и другого оборудования, которое используется для приготовления пищи. Текстовые задания предполагают решение задач по алгоритму и отработку навыков решения, а так же знания из межпредметных дисциплин и профессиональных модулей. Разработано несколько модулей: «Приготовление блюд из овощей и грибов», «Вычисление объемов», «Определение процентного соотношения» и т.п. Задания содержат подробную инструкцию действий и критерии оценки. При решении используется сборник рецептур, калькулятор, таблица энергетической ценности продуктов. Результатом выполнения является отметка.
Для контроля и самоконтроля знаний разработаны тестовые задания различных типов. Задания на проверку уровня усвоения знаний и умений по выбранным темам: знание математической и профессиональной терминологии, умение выполнять элементарные вычисления и решать более сложные задачи при помощи составления уравнений.
Продуктивные задания, направленные на развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Это логические задачи и игры на сообразительность и умение применять полученные знания в профессиональной деятельности. Например, разработанная логическая игра "Найди математические признаки" проверяет навык работы с текстом, умение находить математические способы решения технологических и производственных задач по заданным признакам.
Для самостоятельного выполнения заданий с целью формирования умений применять вычислительные навыки в профессиональной деятельности разработаны текстовые задачи и классифицированы по модулям:
Задачи на определение концентрации и процентное соотношение
Задачи на определение объемов и площадей
Задачи на приготовление блюд из овощей и грибов
Задачи на приготовление супов и соусов, блюд из мяса рыбы и домашней птицы
Задачи на приготовление холодных блюд и закусок
Задачи на приготовление сладких блюд и напитков
Задачи на приготовление хлебобулочных, мучных и
кондитерских изделий
Задачи на определение расхода продуктов
Итак, хотелось бы отметить следующее: для того чтобы математические и физические задачи в должной мере служили средством формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, необходимо провести дифференцированный отбор задач по классификационным признакам, отбор и составление задач осуществлять с привлечением самих студентов, преподавателей специальных дисциплин, специалистов профессиональной сферы и организовать их систематическое и целенаправленное использование в процессе обучения.
Работа по подбору, составлению и систематизации задач с профессиональным содержанием проводится нами уже третий год. Разрабатываем проект «Сборник математических заданий с профессиональным содержанием для профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания». Печатный сборник содержит 100 текстовых задач с профессиональным содержанием по темам алгебры: «Понятие о числе», «Уравнения и неравенства» и геометрии: «Многогранники», «Тела вращения». На основе сборника были разработаны тестовые задания в программе ADTester и Ms Excel для проверки, контроля, оценки и самооценки полученных знаний и умений в процессе решения задач. Использование сборника в учебном процессе показало его эффективность в развитии познавательной активности к изучению математики, формировании математических умений и профессиональных компетенций обучающихся.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Обучающиеся активно используют современные информационные технологии, аудио-видео продукты, компьютерные игры и другие элементы компьютерной культуры. Поэтому студенты проявляют огромный интерес и потребность к урокам с применением Интернет технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, основанные на прогрессивных информационных технологиях. Разработка интерактивных заданий и упражнений, формирующих элементарные навыки приложения математики к профессии - актуальная задача.
Возникла необходимость собрать весь имеющийся материал в одном месте и предоставить возможность использовать эту информацию учебным группам, чтобы организовать самостоятельную работу обучающихся интересно и эффективно. Исходя из вышеперечисленного, для нас актуальным является разработка электронного учебного пособия на основе заданий, разработанных в сетевых сервисах.
4. Источники информации
Документы
Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р О Концепции развития математического образования в РФ ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/#ixzz5Wtm4F8RV- URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf
Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N1386"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)"(Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 N 34994) [Электронный ресурс] http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/44.02.06.pdf
ТОП-50 Минобрнауки России от 20.02.2017 N 06-156 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям") [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215043/
ФГОС СПО по специальности 260807 Технология продукции общественного питания [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации, ПРИКАЗ Зарегистрирован в Минюст России от 11 августа 2010 г. N 18123 от 22 июня 2010 г. N 675 http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm675-1.pdf
Библиографический список источников
Статьи
Берсенева О.В. Компетентностно- ориентированные задачи как средство
совершенствования исследовательских компетенций [Электронный ресурс] /О.В. Берсенева// ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Научная электронная библиотека eLibrary - URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN315.pdf https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN315.pdf
Винокурова М. И. Компетентностно-ориентированные задания как часть контрольно-оценочных средств [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. «Повышение качества образования в современных условиях» – С. 96–97. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770515.htm
Дмитриева Ф.В. Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Вестник СВФУ ,2012 –том 9, № 3. С. 135 — URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-spo-cherez-vnedrenie-v-obrazovatelnyy-protsess-praktiko-orientirovannyh-zadach
Гаршина Ю. П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования /[Электронный ресурс]/ Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 90–94. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76387.htm
Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Амосова[Электронный ресурс]// Вестник СВФУ ,2012 –том 9, № 3. С. 135 — URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-spo-cherez-vnedrenie-v-obrazovatelnyy-protsess-praktiko-orientirovannyh-zadach
Егорова Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 49-50. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/52/1892/
Корякина М. В. Профессиональное самоопределение студентов техникума как условие формирования компетентного специалиста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. «Повышение качества образования в современных условиях» – С. 176–178. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770545.htm
Никитина А.Л. Формирование профессиональной компетентности студентов в среднем профессиональном образовании посредством построения и анализа математических моделей прикладных задач профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука и педагогика - Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-studentov-v-srednem-professionalnom-obrazovanii-posredstvom-postroeniya-i-ana
Никаноркина Н. В. Профессионально ориентированные задачи как средство осуществления профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Молодой ученый». — 2014. — №13. — С. 276-279. — URL : https://moluch.ru/archive/72/12300/
Семкин А.В. Составление и отбор задач практического содержания при обучении математике в системе технического и профессионального образования [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека eLibrary - 2015 С. 116-122 - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23917497
Шестакова Л.Г., Горевских А.А. Использование компетентностно-ориентированных заданий в обучении математике [Электронный ресурс] /Л.Г. Шестакова, А.А. Горевских // Научно-методический электронный журнал. – КиберЛенинка- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompetentnostno-orientirovannyh-zadaniy-v-obuchenii-matematike
Чмулева О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 155-158. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8693/
Яшина М. Л., Локтина Р. В. Применение компьютерных программных средств в преподавании математики [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). Отдельные вопросы в сфере образования – С. 66–70.– URL: https://e-koncept.ru/2012/12094.htm
23