СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение немедикоментозных методов оздоровления школьников на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внедрение немедикоментозных методов оздоровления школьников на уроках физической культуры.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»








Л.Л.Свиридова








Внедрение немедикоментозных методов оздоровления школьников

на уроках физической культуры.



(концепция педагогической деятельности)























Салехард

2019 г

… Далеко в тибетских горах, на большом камне, мелкими-мелкими буквами высечены девять великих принципов сохранения здоровья. Надпись сливается с пейзажем и почти незаметна, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение. В чем они состоят? Вот они!

  1. Все вокруг нас – живое и неживое – существует в неразрывном единстве. Человек лишь часть этой системы и подчиняется ее законам.

  2. Человек должен уважать свое тело как наивысшее проявление жизни, нужно научиться восстанавливать его, сбалансировав активность и отдых.

  3. Человек должен содержать мысли, слова и чувства целомудренно чистыми, спокойными и возвышенными.

  4. Здоровье – это оптимальное состояние организма, предполагающее адекватные реакции организма на любые внешние раздражители.

  5. Две главные жизнеобеспечивающие функции организма – усвоение пищи и дыхание. Качество того и другого кардинально влияет на его адаптивные функции. Коррекция того и другого дает серьезный лечебный эффект.

  6. Дыхание – это наиболее важная функция организма. Если бы люди правильно дышали, то болезни стали бы редкостью. Человек может существовать некоторое время без еды, без воды – без воздуха он не проживет и несколько минут.

  7. Дыхание человека вполне можно править, научив его правильно дышать.

  8. Правильное использование мышечных упражнений – один из наиболее эффективных способов продления жизни.

  9. Человек должен наполнять свой организм и мысли свежим воздухом и солнечным светом.


С тех пор прошло немало веков. За это время интеллектуальная деятельность человека создала фантастические блага современной цивилизации, кардинально преобразив мир. Но мы узнали цену своему развитию: человечество теряет здоровье. Экологическое неблагополучие, хронический стресс, психоэмоциональные перегрузки – болезни века. По материалам государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации «число здоровых дошкольников за последние годы уменьшилось в 5 раз, и при поступлении в школу их количество не превышает 10%».

Законы физического и духовного развития учащихся и принципы строительства современной школы уже давно вступили в противоречие. Современная «формально-рассудочная школа», построенная на малоподвижности ребенка, опасна не только учебными перегрузками, но и механизмом разрушения здоровья, который игнорирует в учебном процессе активность тела и органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Среди факторов, негативно воздействующих на здоровье школьников можно выделить:

1. перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса.

2. недостаток двигательной активности учащихся

3. неправильное питание учащихся

4. несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса

5. недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса 6.недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий

7.низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья

8.слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимой для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни.

Особую остроту эта проблема имеет на северных территориях с экстремальными условиями существования. Северные территории, в отличие от других регионов России, представляют собой огромное пространство с наибольшей дискомфортностью климата, в котором повторяемость неблагоприятных погод для организма человека в зимние месяцы составляет более 80%. Наблюдается ультрафиолетовый дефицит, который приводит к снижению устойчивости организма к заболеваниям, общего тонуса и работоспособности, что приводит к развитию патологических явлений, получивших название «солнечного голодания»; недостаток в пищевом рационе многих микро и макро элементов, что снижает физиологические резервы организма, и во многих случаях приводят к хроническому напряжению функциональных систем организма человека. Детский организм наиболее сильно подвержен воздействию климатических, геофизических и других факторов природы. Холод, резкие колебания температуры воздуха и атмосферного давления, высокая активность гелиокосмических лучей, фотопериодизм, частые возмущения в ионосфере, возрастающая к Северу напряженность и изменчивость магнитного поля Земли заставляют организм детей, проживающих в высоких широтах, интенсивно приспосабливаться к учебной и трудовой деятельности в школе и в повседневной жизни. Все это приводит к снижению темпов развития психофизиологических функций ребенка, обеспечивающих реализацию школьных навыков.

В сложных природных условиях Севера большое значение имеет не столько лечение различных заболеваний, сколько предупреждение (профилактика) болезней. Основная роль по проведению профилактических мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, отводится школе. Оздоровительная роль школы должна заключаться в более широком использовании средств физического воспитания, чем в некоторой мере возможно восполнить недостаточность двигательной активности детей и подростков. Основная ответственность за восполнение дефицита активности учащихся ложится на уроки физкультуры и спортивных секций. Занятия физическими упражнениями влияют на психические функции человека: с одной стороны, они способствуют психическому развитию, а с другой – обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.


Осознав глубину существующей проблемы, были сформулированы цель и задачи здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке физической культуры.

Цель: коррекция здоровья школьников немедикаментозными методами на уроках физической культуры в условиях Крайнего Севера.

Задачи:

1. сформировать представления о влиянии физических упражнений на самочувствие,

2. укреплять физическое и психическое здоровье учащихся средствами использования элементов нетрадиционных оздоровительных методик.

3. привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.

4. формирование культуры двигательной активности учащихся

5. воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.

Здоровьесберегающая деятельность с применением элементов технологий, сохраняющих здоровье, строится в соответствии с принципами:

  1. Принцип доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом, можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро».Попробуем отказаться от декларативности и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям

  2. Принцип успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Это навык – находить поводы и причины для радости – сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками – это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. Школа радости - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.

  3. Принцип результативности – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

  4. Принцип технологичности – в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

  5. Принцип надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационно и энергетически.

  6. Необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного, определяется принципом триединого представления о здоровье. При его несоблюдении все внимание обращается на физическое здоровье с возложением ответственности за его сохранение на врача, физиолога, учителя физкультуры.

  7. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу каждый день и на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно-воспитательной работе непосредственно.


Здоровьесберегающее обучение на уроке достигается через средства: активизация физического развития, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, пропаганда здорового образа жизни. Физическая активность учащихся в школе организована при взаимодополняющем сочетании трех направлений: уроков физической культуры, работы спортивных секций и кружков во внеурочное время, социализация принципов здорового образа жизни.








Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов орга­низации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. В соответствии с задачей сформировать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношению к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни организуется учебный процесс и формируется особенность урочной деятельности.

В своей деятельности считаю целесообразным использование следующих физических нагрузок: развивающих, поддерживающих, реабилитационных, активирующих, подготовительно-стимулирующих, обучающих. На уроках физической культуры использую следующие методы, развивающие физические качества (Я.С.Вайнбаум, Б.А.Ашмарин):

- равномерный метод – нагрузка выполняется непрерывно, с постоянной интенсивностью. В зависимости от интенсивности и объема нагрузки можно развивать любые методы. В основном этот метод применяется для поддержания физической подготовленности на достигнутом уровне.

- интервальный метод – характерен чередованием нагрузок максимальной интенсивности с интервалом отдыха до одной минуты. Следующая нагрузка проводитсчя на фоне недовосстановления. Данный метод не рекомендуется для слаборазвитых учащихся.

- повторный метод. Отличается от интервального большей продолжительностью отдыха, эффективен для развития скоростных качеств.

- переменный метод. Интенсивность нагрузки изменяется во время ее выполнения; эффективен для развития скоростных, скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости.

- непрерывный метод с переменной интенсивностью – уровень интенсивности чередуется с умеренной зоны до максимальной интенсивности. Требует предварительной подготовленности учащихся.

- соревновательный метод – прохождение дистанции с соревновательной скоростью. В игровых видах применяется как средство реализации тактических задач и развития общефизической подготовки.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей деятельности. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Физиологически обоснованной продолжительностью урока является 40-45 минут. Рекомендуется использовать последние 10 минут урока для снятия утомления - разучивание комплекса физических упражнений с использованием техники акупрессуры, дыхательных упражнений по различным методикам и оздоровительным системам (Стрельниковой А.Н., Бутейко К.П., Сметанкина А.А., Уманской А.А. и др.). Например, на части уроков я использую методику полного дыхания йогов. Полное дыхание приводит в действие весь дыхательный аппарат, все дыхательные мускулы и альвеолы. Организм насыщается кислородом, при этом усиливается обмен веществ, оказывается благоприятное воздействие на эндокринную систему, пищеварительную и нервную систем, излечиваются сердечные недуги и, конечно, болезни легких, а также улучшаются настроение и самочувствие. Дыхание по системе йогов – глубокое и редкое, без шума, обязательно через нос. Воздух попадая в нос, увлажняется, согревается и очищается, чего не происходит при дыхании ртом.

Наиболее эффективно завершение урока - с применением техники акупрессуры (точечный массаж). В основе его – мобилизация резервов организма, его энергетическая подпитка. Одним из способов является надавливание на определенные точки тела (БАТ), отвечающие за функционирование тех или иных внутренних органов. Важно научить детей оказывать себе помощь при различных заболеваниях, усталости, апатии. Точечный массаж, проведенный, например, в конце зимы способствует усилению циркуляции крови. Он полезен для борьбы с застойными явлениями в организме, а также может стать хорошей профилактикой простудных заболеваний весной, когда наблюдаются перепады температуры воздуха, а организм страдает от авитаминоза.

Наряду с использованием здоровьесберегающих методик на уроке, большое внимание уделяю здоровьетворческой деятельности во внеурочное время. Здоровье – это средство для самовыражения, самосовершенствования, здравотворчества, здравосозидания на протяжении всей человеческой жизни. В этой связи особенно актуально звучит тема дополнительного образования, позволяющая отобразить эту систему в формировании физической компетентности учащихся (под физической компетентностью подразумеваются способности, знания, умения и навыки эффективного самоуправления физическим состоянием организма в объеме не менее требуемых стандартами конкретной ситуации). Внеурочная деятельность расширяет социокультурное пространство самоактуализации и самореализации детей. Обеспечивает для каждого ребенка ситуацию успеха и привлекает новые возможности для его дальнейшего развития.

Важным моментом является то, что в нашей школе ребенку любого возраста предоставлен богатый выбор вида спорта, которым он хотел бы заниматься, и созданы хорошие материально-технические условия для таких занятий. Спорт многолик. И не случайно многие выбрали для себя секцию баскетбола. Спортивные победы, рекорды, медали и призы – это лишь награда за большой, напряженный труд, за неустанные тренировки, за силу воли и твердость характера, проявленные ребенком на трудном пути к успеху. В баскетболе наиболее ярко проявляется характер ребят, их отношение к окружающим. Баскетбол – это сила, здоровье, дисциплина и развитие коммуникативных качеств.

В нашей школе уже много лет существует туристский клуб. Потребность в физическом развитии, поиск новых форм работы с учащимися натолкнули на создание секции туристического многоборья. Дети, имеющие разный уровень физической подготовки, занимаясь во внеурочное время в туристической секции, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.
Немаловажным фактором занятий детей в спортивной секции является возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Россия – северная страна, поэтому лыжный вид спорта для жителей нашей страны можно считать национальным. Во время соревнований и тренировок, наряду с гонкой детям приходится преодолевать трудные препятствия, переправы с использованием альпинистского снаряжения, ориентироваться по карте и без нее, проводить спасательные работы, разбивать бивак, готовить себе обед. Кроме того, команда школы традиционно принимает участие в пеших экспедициях по местам боевой славы Крыма и Кавказа, что является очень мощным воспитывающим моментом, где дети проявляют стойкость, выдержку, проверяют себя на прочность. В результате имеем огромное количество желающих заниматься в этой секции.

Табл. 1.

Повышение интереса к занятиям спортивных секций .


Уч. год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество учащихся, посещающих спортивные секции


туризм


туризм


туризм


14


14


15


Табл. 2.

Результативность участия школьников в городских и окружных олимпиадах

по физической культуре.


Уч. год

2016-2017

2017-2018

2018-2019


город

округ

город

округ

город

округ

Количество призовых мест

4 - призера

1- поощрение

-

1 –победитель

2 – призера

1 - поощрение

поощрение

1 – призер

2- поощрения

-


Табл. 3.

Результативность участия в спортивных соревнованиях различного уровня.


Год

2016-2017

2017-2018

2018-2019


город

район

округ

город

район

округ

город

район

округ

Количество призовых мест

7

4

1

9

3

2

14

3

4


Считаю необходимым определить основные направления совершенствования внеклассной физкультурно-оздоровительной работы:

- проводить систематический сбор информации о характере потребностей детей и подростков в занятиях физическими упражнениями и спортом, выявлять и изучать предложения учащихся по совершенствованию внеклассной работы;

- обеспечивать качественную информационно-пропагандистскую и просветительно-образовательную поддержку внеклассной физкультурно-спортивной работы, направленную на вовлечение максимально возможное количество школьников в активные занятия физическими упражнениями и спортом;

- максимально индивидуализировать процесс подбора и реализации программ занятий избранным видом спорта в зависимости от пожеланий учащихся, исходного уровня подготовленности и желаемого уровня достижений учащихся;

- систематически обновлять и совершенствовать материально-техническую базу спортивного сектора школы;

- большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения, активнее применять спортивные снаряды, оборудование, инвентарь и приспособления для тренинга;

- вводить в занятия (одно или несколько) специальных развлекательных частей, включающих в себя элементы игр и соревнований, упражнения из других видов спорта.


«Детей учит то, что их окружает. Детей учит тот, кто рядом с ними,» - читаем в философском трактате Лао Цзы. Для детей нет никого ближе, чем родители. И передо мной стоит задача привлечь пап и мам к воспитанию физической культуры учащихся. В нашей школе давно и с большим успехом проводятся соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья». Только посмотрев во время занятий на своего сына или дочь со стороны, и принимая участие в этих занятиях, родители получают возможность убедиться, что уроки физкультуры – это уроки, воспитывающие правильное отношение к здоровью. Формирование культуры поведения, как воспитание в целом, невозможно без образцового примера самого учителя. Когда ученики узнают своего учителя, полюбят его, они в силу детской природы будут подражать во всем своему любимому педагогу. Поэтому я всегда впереди детей, рядом с детьми, среди детей. Разные дети окружают меня, но я вижу цель своей жизни очень ясно, как горную вершину и иду к ней.