ВНЕДРЕНИЕ ПАКЕТА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ СПО
Фатьянова Татьяна Петровна,
преподаватель ГБПОУ
«Ставропольский региональный
многопрофильный колледж»,
г. Ставрополь, Ставропольский край
При обобщении результатов работы по внедрению методики преподавания общеобразовательных дисциплин с профильной направленностью, мною подготовлен пакета методических разработок для обновления практики подготовки по математике.
Методика внедрения прикладного содержания общеобразовательной дисциплины математика ориентирована на следующие цели:
1) совершенствование вычислительных операций;
2) разработка профессионально-ориентированных практических работ;
3) разработка и проведение бинарных и интегрированных уроков;
4) проектная деятельность с обучающимися;
5) обновление заданий для текущей аттестации;
6) обновление КИМов для промежуточной аттестации.
При взаимодействии с преподавателями профессиональных дисциплин мы выяснили, что у обучающихся имеются сложности при работе с формулами, с порядком арифметических действий, с незнанием многих функций калькулятора, и просто психологический барьер перед сложными профессиональными вычислениями, когда нужно разобрать одну большую задачу на несколько составляющих.
С целью совершенствования вычислительных навыков мною разработаны интегрированные вычислительные задания.
Преодолеть сложность работы с профессиональными формулами возможно за счет усиления межпредметных связей при решении заданий-цепочек, в которых за основу берется формула, реализуемая в практической или курсовой работе дисциплины профессионального цикла. А вот элементами формулы могут выступать дидактические единицы текущей математической темы и задания на повторения.
Такие задания, вроде бы имеют повышенный уровень сложности, но доступны и с интересом выполняются обучающимися, иногда их запутанность вовлекает их в деятельность, близкую к игровой.
Следующее направление моей работы это- разработка профессионально-ориентированных практических работ прикладного модуля, которые предполагают ориентацию на цель в виде выполнения практических работ по профессиональным дисциплинам и МДК, ориентацию на развитие профессиональных компетенций, выполнение заданий близких к будущей профессиональной деятельности, имитацию видов будущей профессиональной деятельности
Например, в разделе «Координаты и векторы» профессионально-ориентированными являются следующие практические работы.
Для специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем важным является умение определять местоположение объекта в пространстве по заданным координатам, определять расстояние между объектами.
Для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет целесообразно рассмотреть n-мерный вектор и сконцентрироваться на скалярном произведении векторов, и действий с векторами в координатах. С помощью этих действий удобно решать экономические задачи векторным способом при расчете производственных расходов и прибыли при меняющихся экономических условиях и их оптимизации.
Практическая работа Определение равнодействующей системы сходящихся сил геометрическим и аналитическим способами подходит для всех специальностей технологического профиля, так как все они изучают техническую механику.
В разрабатываемых практических работах рождается много идей для бинарных и интегрированных уроков.
Мы проводили интегрированное занятие «Что нам стоит СТО построить», в которых была организована работа в группах, и решались задачи по теме «Тела вращения», с обязательным вычислением объема двигателя автомобиля.
Очень интересным получилось открытое интегрированное занятие «Стереометрический квест» для экономистов включало кейс-задания с расчетом стоимости фасадных работ здания.
С преподавателем профессиональной дисциплины ОП.02 Электротехника мы проводили бинарное открытое занятие «Производная в электротехнике», на котором при повторении производной студенты составили из ответов на тест электрическую схему, собирали схему, проводили опыт, определились с понятием мгновенная сила тока и научились решать задачи по электротехнике с применением производной. Учебная деятельность была организована в игровой форме.
Для специальности, связанной с техническим обслуживанием автомобиля мы проводили бинарное занятие по математике с общепрофессиональной дисциплиной «Карьерное моделирование» с изучение обратных тригонометрических функций.
На первом этапе обучающимся рассказали про такой вид деятельности, как диагностика автомобиля и предложили провести диагностику знания основных тригонометрических тождеств, с одновременным изучением систем автомобиля при взаимопроверке. Обучающиеся отвечали на вопросы, менялись бланком с изображение автомобиля с напарником и проверяли правильность выполнения, а преподаватель карьерного моделирования подсказывал, как называются узлы автомобиля.
При изучении нового материала ориентировались на различные виды деятельности в будущей специальности, например шиномонтажные работы.
При знакомстве с возможностью развития карьеры в инженерном направлении увидели в профессиональной формуле изучаемый арктангенс и учились его вычислять.
Заслушали индивидуальный проект о математических расчетах при организации работы СТО подготовленный в рамках опережающего задания. Работая в парах, составляли техническое задание для напарника и проверяли качество его выполнения.
Рассмотрели возможности развития своего бизнеса и затронули вопросы финансовой грамотности.
Финансовой грамотности мы уделили особое внимание при проведении бинарного урока для специальности «Экономика и бухгалтерский учет», совместно с преподавателем финансовой грамотности.
Целью занятия было изучение формул для расчета простых и сложных процентов, отработка навыков вычисления по формулам, применение их в реальных финансовых ситуациях и профессиональной деятельности.
Работа была организована в игровой форме с разделением на команды, которые в роли финансовых компаний решали задания финансовых кейсов, проводили акты сверок, анализировали реальные банковские продукты, делали вклады и увеличивали прибыль.
А проверка задач была организована в форме аукциона ответов, в ходе которого можно было делать ставки за право назвать правильный ответ, и было очень волнительно, как на настоящей фондовой бирже, когда ответ появлялся на экране
Одним из продуктивных способов поиска информации о междисциплинарных связях является проектная деятельность обучающихся,
результаты которой мы представляем на кафедральном и колледжном уровнях. Одной из популярных тем является «Математика в моей профессии». Во многом благодаря этим исследованиям у нас рождаются новые темы для индивидуальных проектов профессиональной направленности.
Соответственно тем математическим линиям, которые наиболее актуальны для той или иной специальности мы разрабатываем контрольные работы по разделам, в которые входят профессионально значимые задания.
Важным этапом в процессе внедрения пакета методических
разработок актуализация фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации, в частности КИМов для дифференцированного зачета и письменного экзамена.
Дифференцированный зачет за первое полугодие состоит из теста по основам стереометрии, шаблона для опроса по свойствам степеней, корней и логарифмов и двух профессионально-ориентированных задач.
Письменный экзамен состоит из четырех частей: тестовой, обязательной, профессионально-ориентированной и дополнительной с развернутым ответом. Таким образом, для каждой специальности и профессии у нас составлен отдельный КИМ.
Примечания:
1.Гальперин, М. В. Электротехника и электроника : учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-450-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1819500
2. Дадаян, А. А. Математика : учебник / А.А. Дадаян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 544 с. — (Cреднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-012592-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1214598
3. Кузнецов, И. Н. Делопроизводство : учебно-справочное пособие / И. Н. Кузнецов. - 12-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 405 с. - ISBN 978-5-394-05261-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082504
4. Мерзляк, А. Г. Геометрия. 10 класс (углублённый уровень) : учебник / А. Г. Мерзляк, Д. А. Номировский, В. М. Поляков ; под ред. В. Е. Подольского. — 7-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 272 с. : ил. - ISBN 978-5-09-103609-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2089981
5. Слагода, В. Г. Экономика: Учебное пособие / В.Г. Слагода. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2019. - 240 с.: - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-924-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013422
6.Титенок, А. В. Техническая механика : учебное пособие / А. В. Титенок. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2023. - 252 с. - ISBN 978-5-9729-1348-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2100428