Методическое объединение
учителей изобразительного искусства
Шпаковского района
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Подготовила
учитель ИЗО и ХТ
МБОУ НОШ №24
г. Михайловска
Шильдяева Екатерина Юрьевна
13.02.2019 г.
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Описание педагогического опыта по теме:
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
(«Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского).
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных людей, в чем видит залог их успешности и благосостояния. Образование должно внести существенный вклад в решение этой задачи.
Центральной и основной для педагога сегодня становится функция содействия образованию школьника. Реализация данной функции определяет выбор педагогом приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий.
Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать определённые условия.
С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания, использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание многоуровневых логических ходов пережитого.
Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует развитию его способностей в сфере мышления и речи.
Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю, показываю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей.
Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д..
Главная идея моего небольшого опыта проектов– это создание условий для развития. личности маленького человечка.
Сегодня хочу поделиться опытом своей работы над проектом, я как и дети учусь постигать этот вид деятельности. Результат моей работы вы видите на мини выставки.
Изучая опыт других учителей в проектной деятельности я нашла карту проекта. Которая помогла мне понять, как действовать в работе с проектами
Слайд 2
КАРТА ПРОЕКТА
№ п/п | Этап | Теоретические сведения | Практическая работа |
1 | Выбор и обоснование проекта (погружение) | | рассказ учителя Обсуждение нового материала и поиск самостоятельного материала для изучения темы проекта |
2 | Выбор изделий, материалов и инструментов | Выбор оптимальных вариантов изделий для оформления макета, в соответствии с интересами детей; работы по микрогруппам (обдумывание); Выбор материала, инструмента. | эскиз проекта |
3 | Выбор оптимальной технологии (обустраивание) | Планирование работы с опорой на технологические карты (работа в группах). Повтор правил техники безопасности. | Запись плана работы |
4 | Практические работы и корректировки деятельности | Критерии оценки качества изделий. | Выполнение деталей макета по группам |
5 | Корректировка проекта | Предложения по усовершенствованию. Проверка и оценка. | Усовершенствование проекта |
6 | Защита проекта | Праздничная (торжественная) защита коллективного проекта. | Защита проекта. |
7 | Рефлексия | Коллективный анализ и самооценка результатов проекта. | |
Слайд 3
Проект по изобразительному искусству в 4 классе.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б.М. Неменский.
Тип урока: Комбинированный
Тема: “Деревня – деревянный мир” (создание образа русской избы).
Слайд 4
Цель:
- познакомить учащихся с деревянной архитектурой;
- рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек;
- формировать конструктивный навык;
- укреплять межпредметные связи;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать интерес к народному искусству.
Учебно-воспитательные задачи урока:
создать условия для эмоционального восприятия культурного наследия;
изучить устройство русской избы;
учить экономно изготавливать детали избы, собирать изделия;
развивать вкус, фантазию, самостоятельность, усидчивость обучающихся;
воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, взаимопомощь, сопереживание;
Оборудование: цветная и белая бумага, клей с кисточкой, цветной картон, ножницы , технологические таблицы
Ход 1 урока
I. Выбор и обоснование проекта.
1. Постановка проблемы. (Погружение)
Слайд 5
Вспоминая жизнь людей в древней Руси. Мы с ребятами узнаём, что это была небольшая деревенька. Несколько изб на поляне среди леса, амбары для хранения зерна, баньки. Всё умно, просто, удобно и красиво. Ученики понимают .
– Как жили в деревне? Чем занимались? Какие работы выполняли? Как отдыхали?
И это история нашей страны её надо знать и помнить.
Задаю вопросы детям: - Как сохранить память и знания о жизни людей
Чем мы с вами можем помочь в сохранении памяти, о том какими были люди и какой образ жизни вели ?
Как выглядило их жилище? (предложения детей) –
поиск решения проблемы
(подвожу к мысли – изготовить макет “Деревня – деревянный мир”)
2. Изучение элементов русской избы.
Дизайн – анализ (обживание) – наличника и оберега (музейные экспонаты).
– Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? (материалы, формы, композиция, нюансы)
II. Создание макета (обустраивание)
Выбор оптимальных вариантов изделий для оформления макета (в соответствии с интересами детей). Работа в группах – обдумывание, что нужно сделать и какие взять материалы, чтобы изготовить этот макет?
Атак же для большей доступности успеха в выполнении работы детям показываешь эти карты
Ход 2- урока.
III. Выбор оптимальной технологии.
планирование работы с опорой на технологические карты (работа в группах)
повторение правил безопасного труда
IV. Практическая работа и корректировка деятельности.
Виды работ по группам над выполнением деталей, необходимых для макета (по технологическим картам)
1 группа избы
2 группа колодцы,
3 группа ограды, деревья
Учитель в это время наблюдает за работой детей, направляет их действия, оказывает помощь, наблюдает за соблюдением правил техники безопасности.
Корректировка проекта.
Предложения по усовершенствованию. Самоанализ – положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Ход-3 урока
V. Самоанализ проектной деятельности.
Укрепление всех элементов деревни на плоскости.
Дети делают сообщение по теме проекта
Опираясь на знания, полученные в результате работы над проектом.
Рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей. Делают выводы
Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта
VI. Итоги урока..
Технологическая карта №1
“Домик под крышу”
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Материалы, инструменты, приспособления |
1 | Скатать брёвнышки, наматывая бумагу на карандаш | | Тонкая бумага, карандаш |
2 | Склеить брёвнышко и снять его с карандаша | | Клей, кисть |
3 | Возвести из брёвнышек стены сруба – коробки будущей избы | | Цветная бумага, клей, кисть, ножницы |
4 | Возвести “венец” (горизонтальный ряд брёвен сруба) | | Клей, кисть |
Технологическая карта №2
“Сборка крыши”
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Материалы, инструменты, приспособления |
1 | Взять лист бумаги, сложить его пополам | | Цветная бумага, ножницы |
2 | Загнуть края с двух сторон по 1 см | | Ножницы |
3 | Намазать клеем загнутые места и приклеить их к срубу | | Клей, кисть |
4 | Сложить лист гармошкой и приклеить его к крыше домика | | Клей, кисть |
Технологическая карта №3
“Украшение избы”
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Материалы, инструменты, приспособления |
1 | Вырезать прямоугольник – окно | | Фольга или тёмная бумага, ножницы, клей, кисть, линейка, карандаш, белая бумага |
2 | Сделать полоски – рамы | |
3 | Наклеить “окно” на сруб | |
4 | Изготовить узорные наличники на окна | |
5 | Изготовить “полотенца”, лобовые доски, знаки-обереги, конёк на крышу | | Бумага, ножницы, карандаш |
6 | Наклеить украшения | | Клей, кисть |
Технологическая карта №4
“Колодец”
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Материалы, инструменты, приспособления |
1 | Скатать брёвнышки, намотать бумагу на карандаш | | Тонкая бумага, карандаш |
2 | Склеить брёвнышко, и снять его с карандаша | | Клей, кисть |
3 | Собрать из брёвнышек стены колодца | | Клей, кисть |
4 | Изготовить барабан бревно нитка проволока | | Бумага, нитки, ножницы, проволока |
5 | Изготовить крышку (технологическая карта №2) | | Бумага, клей, кисть, ножницы |