Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в ДОУ как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых»
Проектная деятельность в ДОУ как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Современное состояние дошкольных образовательных организаций (ДОО) характеризуется все большим внедрением проектной деятельности. Она рассматривается в педагогических исследованиях последних лет в качестве средства разработки и внедрения образовательных инноваций в учебно-воспитательный процесс. Как научно-педагогическая область проектирование характеризуется новизной и находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследований.
Метод проектов рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, практическим результатом.
Развитию теории проектирования педагогических объектов и систем посвящены исследования Н.А. Алексеева, С.Я. Батышева, Э.Н. Гусинского, Н.В. Кузьминой, В.Ф. Любичевой, П.Г. Щедровицкого, А.В. Щербакова. Общенаучные основы проектной деятельности и управление проектами описаны в трудах В.И. Воропаева, В.Г. Горохова, А.Ф. Зотова, А.М. Новикова, Д.А. Новикова, В.Д. Шапиро и других исследователей. Как новая педагогическая технология, которая решает актуальные задачи обучения, метод проектов рассматривается В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Н.Ю. Пахомовой, Г.К. Селевко, Т.И. Шамовой, Е.С. Полати др.
Проектная деятельность ДОО представлена в научных работах Е.Л. Горлевской, А.Л. Густомясовой, Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, А.И. Кудрявцевой, Т.С. Лагода и др. Педагогическое проектирование образовательной среды представлено Е.Д. Висангириевой, А.И. Садретдиновой.
Вышеназванными исследователями сделана попытка раскрыть современное значение проектирования, обобщить его направления и структуру. Прерогатива отдана рассмотрению особенностей современного понимания метода проектов как технологии обучения дошкольников и выделению специфики применения метода проектов в системе дошкольного образования. Работа над проектом в данном случае означает применение знаний и умений дошкольников из различных разделов образовательной программы для получения определенного результата. Между тем проектная деятельность в ДОО с детьми младшего дошкольного возраста предметом исследования становилась крайне редко. При этом такой аспект проектной деятельности как средства ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых среди исследований разных ученых нами выявлен не был.
Исследования психологов (Б.Г.Ананьев, А.С.Залужный, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мухина и др.) и педагогов (В.И.Логинова, Н.М.Крылова и др.) показывают, что знакомство детей дошкольного возраста с трудом взрослых и сопереживание их успехов в труде оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка во всем многообразии их проявлений. Знания о труде взрослых как источнике существования помогает детям адекватно отражать и правильно оценивать социальные явления в мире людей, стимулируют желание детей устанавливать тесные взаимоотношения со взрослыми, быть похожими на взрослых, ближе познакомиться с содержанием их деятельности, подготовить себя к учению и труду, проявить личную социальную активность.
Между тем, трудности, испытываемые ДОО в определении понятия «проектная деятельность», не в полной мере осознание ее содержания, а также неразработанность данного понятия применительно к младшему дошкольному возрасту, противоречия между необходимостью внедрения проектных технологий в образовательное пространство детских садов и собственной профессиональной неготовности педагогов решать качественно новые задачи, тормозят достижение конечной цели проектной деятельности оптимизации образования, поэтому данная тема является актуальной.