Заявка
на участие в научно-методической конференции
«Теория и практика педагогической деятельности: проблемы, решения и эффективность»
ФИО участника (полностью) | Старостина Ольга Алексеевна |
Контактная информация: телефон, е-mail | Телефон: 89225522218 e-mail: [email protected] |
Наименование образовательной организации (полностью) | ГАПОУ «Новотроицкий строительный техникум» |
Адрес, телефон/факс | 462359 г. Новотороицк, улица Строителей, дом 43 телефон +7 (835) 376-71-69 |
Направление работы конференции | Цифровые технологии в образовательном процессе: «за» и «против» цифровизации образования. |
Название доклада | SWOT –анализ цифровизации образовательного процесса |
Форма участия в конференции: очно, заочно, дистанционно | Заочная |
Техническое оборудование, необходимое для публичного выступления | |
Участие в конкурсе на лучший доклад (п.8 Положения) | Да |
SWOT –анализ цифровизации образовательного процесса.
Автор статьи: преподаватель Старостина Ольга Алексеевна.
Организация : ГАПОУ «НСТ» г. Новотроицк.
Современное активное общество на данном этапе исторического периода проживает процесс информационного взрыва, радикально меняющего отношения между людьми. Образовательное пространство ориентировано на формирование у обучающихся критического мышления, медиакомпетентности как в личностном плане, так и в социальном. Стремительная цифровизация обостряет «традиционное» образовательное неравенство, связанное с разными культурными и социальными возможностями. Возникают вопросы, связанные с правовыми аспектами регулирования внедрения ЦОС. «Традиционное» педагогическое сообщество должно оправдать внедрение цифровых технологий и использование их дидактических возможностей. Дидактика современного среднего профессионального образования путем информационных технологий адаптирует личностные особенности обучаемого к специфике изучаемой им дисциплины. Современная дидактика среднего профессионального образования для успешной реализации возможностей цифровой технологии должна быть ориентирована на формирование профессиональной культуры выпускника. SWOT- анализ внедрения ЦОС дает возможность планировать внедрение «цифры» в систему образования, помогает выявить стратегию развития, извлечь выгоду из положительных факторов и контролировать негативные.
Положительные или сильные стороны ЦОС:
Цифровизация, предлагает множество вариантов проектирования образовательного пространства [1]. Сочетание вертуальноги реальног компонента в образовании делает его более активным. Это позволяет педагогу на любом этапе лекции включить в процесс элементы «цифры»: опросы, тесты. 2.Цифровизация формирует уникальные образовательные среды, своего рода образовательные столы или платформы. 3Применение цифровых симуляций, геймификации, позволяет использовать в образовательном процессе ситуации из реальной жизни. 4Активное и широкое применения «цифры» вырабатывает навыки поиска, обработки информации, то есть навыки «удаленной коммуникации» и визуализации. 5Цифровое обучение способствует развитию технократического мышления [5].
Зоны роста или слабые стороны ЦОС: 1. Недостаточное кадровое обеспечение образовательной среды. 2.Неразработанность цифровой дидактики. 3.Риск подмены цифровизации образования оцифровкой [5]. 4Удовлетворение краткосрочных задач. Избыточность информации часто приводит к ее поверхностному восприятию [3]. 5Отсутствие оснований для системы оценивания, что может изменить общие подходы к результатам обучения, включающим не только знания.
Опасности и риски цифровизации образовательного процесса: 1. Негативное влияние на психологическое здоровье субъектов ЦОС. 2. Деформация мышления и снижение познавательной способности[6]. 3.Падению социализации и духовно-нравственного развития. Как самоценности [4]. 4. В процессе реализации ЦОС формируются технологические, социальные и морально-нравственные компетенции будущего выпускника [2].
Образовательные возможности внедрения «ЦОС»: 1. Принцип индивидуализации выражается в работе человека с компьютером в диалоговом режиме [3]. 2. Управления системой образования. Переход на «цифру» существенно снижает трудовые усилия педагогов и административных работников. 3. Возможность внедрение новых образовательных технологий, таких как практика массовых открытых онлайн-курсов, то есть возможность непосредственного участия обучающихся в образовательном процессе.
Таким образом, все критерии SWOT-анализа дают возможно определить миссию образования. В документах, посвященных модернизации российского образования определена позиция неизбежности смены ориентиров образования с получения знаний к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях общества. Очевидно, что в процессе применения цифрового образования создаются необъятные возможности использования ЦОС. Цифровизация образования – процесс столь же необходимый, сколько и неизбежный. Но при переходе «в цифру» критически важно сохранить подлинное «аналоговое» богатство, составляющее фундамент классической системы образования.
Список использованной литературы
Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «Контекст» в психологии и педагогике. – М.: Логос, 2010.
Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / Под научн. ред. А.А. Вербицкого. – М.: СПб.: Нестор-История, 2018.
Рыбакина Н.А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе // Образование и наука. – 2017. – Том 19. – № 2. – С. 31-50.
Садовая Е. С. Человек в цифровом обществе : динамика социально-трудовых отношений / Е. С. Садовая // Южно-российский журнал социальных наук. – 2018. – Т. 19, № 3. – С. 6–20.
Соловьева О.В., Кокорова С.Д. Влияние цифровизации образования на развитие познавательных способностей и интеллекта обучающихся // Личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной среды высшей школы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2019. – С. 141-144.
Чернышов А.Г. Стратегия и философия цифровизации., -Власть, 2018, №5, с 15-21
Шаронин Ю.В. Цифровые технологи в высшем и профессиональном образовании: от личностно-ориентированной smart-дидактикик блокчайну в целевой подготовке специалистов // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1