«Ребёнок в процессе обучения должен быть
не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Сегодня общество развивается очень динамично. Кардинальные изменения происходят в сфере экономики, общественных отношений, в социальной структуре. К личности предъявляются новые требования, увеличивается количество информации. Это предполагает пересмотр образовательных программ, разработку новых образовательных технологий, дополнительную поддержку учебно – воспитательного процесса со стороны психологии и педагогики.
Развитие начальной школы невозможно без инновационной деятельности, поэтому изучение и внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс, является приоритетным направлением в моей работе.
(слайд 1)
* цели внедрения инновационной деятельности :
· 1) Изменение условий и организации учебно-воспитательного процесса
· 2) Изменение содержания учебно-воспитательного процесса
· 3)Изменение технологии обучения и воспитания
Основные задачи инновационной деятельности:
· 1)Использование творческого потенциала учителя;
·
· 2)Развитие практико-ориентированной, научно-педагогической деятельности, направленной на повышение качества образования;
3)создание новых моделей образовательного процесса в образовательных учреждениях;
В основе инновационной деятельности моей работы лежат следующие принципы:
· 1)принцип социального заказа;
· 2) личностно-ориентированного образования; (ориентация на личность ребёнка)
· 3) принцип преемственности в обучении;
· 4) развитие научного и творческого мышления;
· 5) принцип инфомационно-коммуникационного развития;
· 6) и наконец, сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
Внедряя в свою работу различные виды инновационных технологий ….
(слайд 2 – виды инновационных технологий)
деятельностный подход
личностно – ориентированное обучение
проектная деятельность
стараюсь оценивать свою работу по следующим критериям:
1) новизна (степень оригинальности подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного);
· 2) общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
· 3) полезность (практическая значимость инновационных процессов);
· 4)образовательная значимость (степень влияния инновации на здоровье, воспитание и образование личности);
Поэтому, при работе с детьми стараюсь создавать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса. Добиваться положительных моментов в своей работе мне помогают личностно – ориентированное обучение и технология деятельностного подхода.
(слайд 3)
Деятельностный подход предполагает:
1) Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
2) Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.
3) Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
4) Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
5) Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения. Для реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании младшего школьника применяю современные, информационно-коммуникативные средства обучения, ресурсы Интернет, мультимедийные уроки с применением интерактивной доски.
Использование деятельностного метода в обучении и воспитании младших школьников позволяет мне проявить творчество, как моего так и обучающихся, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать своё педагогическое мастерство. На уроках в начальной школе в инновационном режиме проводится элементарная исследовательская работа. Так, на примере предмета окружающий мир, мы с обучающимися моего класса выполнили проект по теме: «Наш край – часть большой страны». (Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени») ( слайд 4) Тематическое планирование образовательной программы не предполагает выполнение проектов, но введение этой темы я постаралась представить детям так, что они заинтересовались моим предложением и с удовольствием приступили к работе. На первом уроке я ознакомила учащихся с этапами исследовательской работы: (слайд 5) Этапы исследовательской работы: Выбор темы Определение цели и задачи исследования Выдвижение гипотез Составление плана работы Подготовка к защите проекта Затем мы разбились на группы под названиями- географы, геологи, биологи, экологи; каждая из которых работала по своему направлению. Определились, с тем, что предстоит сделать во время проекта. Сюда входят: какие темы включены в данный проект,(слайд) ,цели и задачи проекта(слайд), постановка проблемы(слайд), название групп и проблемный вопрос для каждой группы (слайд – таблица), методы и приёмы достижения целей ( слайд), представление результатов исследований(слайд), и наконец критерии оценивания( слайд). По мере изучения тем, прежде всего свой материал представляла та группа, которая за неё отвечала. Потом уже излагали усвоенное и другие учащиеся. Каждая группа старалась раскрыть проблему своей темы, выдвинуть гипотезу и решение проблемы. Целью каждого было: самостоятельное изучение темы, анализ найденных сведений, проведение исследований для решения проблемы. А задача включала в себя – умение применять полученные знания при завершении проекта. При подготовке к уроку каждый ребёнок учился выделять самое важное и самостоятельно или при помощи родителей заносил избранные сведения в альбом или на отдельные листы. Результатом явился собранный материал с оглавлением, иллюстрациями, схемами. (слайды проектов) Заключительным этапом – была защита проектов каждой группой. Представители групп рассказывали, что узнали по данной теме, какими способами добивались решения проблемных вопросов. Я увидела, что в процессе выполнения проекта дети не только знакомились с материалом учебника, а искали и усваивали тот материал, который непосредственно связан с местом где они проживают, и что необходимо знать о своём родном крае, чтобы в дальнейшем быть полноправными, грамотными гражданами и хозяевами своей малой Родины. Данный педагогический метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. На уроках математики и русского языка я создаю обстановку коллективного поиска, на уроках окружающего мира, трудового обучения- совместную творческую деятельность, на позитивное общение с учителем и одноклассниками. Деятельностный подход даёт положительные результаты, за последние 3 года определяется положительная динамика успеваемости и уровня обученности: *****(успеваемость по годам)(слайд) |
Наша жизнь ускоряется. И на ребёнка ложится огромная нагрузка. Для того чтобы ребёнок мог справляться с инновациями образовательного процесса, ему необходимо научиться самому распознавать когда и как планировать и распределять свои чувства, эмоции, т.к. это может вызвать стресс, и как с ним бороться.
Предлагаю ознакомиться с 10 способами помощи справиться со стрессом.****** ( памятки)
Только при правильной организации учебной деятельности — возможно сохранение высокой работоспособности на уроке, исключения переутомления учащихся. Поэтому, я применяю на свои уроках :
*частую смену видов учебной деятельности( 4 -7 уст., письменная коллектив., фронтальн. Опрос, работа с карточками, тестирование , граф. Диктанты, слушание, расказ, бееда..),
* место и время применения техн. средств,
* проведение физ. мин,
* динам. пауз,
Во внеурочной деятельности провожу занятия влияющие на социальное, эмоциональное и физическое здоровье. Форму и содержание занятий выстраиваю с учетом интересов детей.
А закончить хотелось на том, что очень важно, чтобы ребёнок хотел учиться и в его глазах горел огонёк неудержимого желания познания нового и неизведанного. Не менее важно найти понимание учащихся как равноправных участников педагогического процесса, неизменным остаётся и доверие ребят к педагогу. Мне посчастливилось быть понятой своими коллегами, я имею возможность донести своим ученикам идею, которой прониклась сама, это, по моему мнению, и есть источник педагогического мастерства основанного на желании творить мудрое, доброе, вечное.