внедрения проектных технологий при обучении физике
КРЯЧКО И.н.
Г. уСОЛЬЕ-сИБИРСКОЕ, мбоУ «ЛИЦЕЙ № 1»
Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать, использовать новые знания; развитие критического мышления.
Большие возможности в этом плане открывает исследовательская и проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия. И хочется несколько подробнее остановиться на проектной деятельности, где учитель – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
Пример из практики, урок в 11 классе. Тема учебного проекта: «Производство, передача и использование электрической энергии»
Творческое название проекта: «Да будет, свет!» или «Стой, опасно для жизни!»
Предмет, межпредметные связи: физика, информатика, история, русский язык, обществознание, география, ОБЖ.
Основополагающий вопрос: «Электрическая энергия: Что было вчера? Что есть сегодня? Что будет завтра? Какая техника безопасности?»
Вопросы учебной темы: 1. Генерирование электрической энергии. 2. Трансформаторы. 3. Производство и использование электрической энергии. 4. Передача электроэнергии. 5. Эффективное использование электроэнергии.
Цели и задачи проекта: Формировать у учащихся умения решать теоретические, практические и технические проблемы.
Учащиеся должны знать: какими преимуществами обладает переменный ток по сравнению с постоянным, на каком принципе основана работа генератора переменного тока; принцип действия трансформатора; технику безопасности. Учащиеся должны уметь решать задачи на определение коэффициента трансформации, КПД трансформатора, нахождение сопротивлений, частоты тока и так далее.
Этапы и сроки проведения проекта:
1 этап: Формулировка темы проекта, основополагающего вопроса и проблемных вопросов; целей и задач проекта (формулирует учитель, предстартовая презентация).
2 этап: Учащиеся формулируют проблемы исследований в рамках проекта. Время проведения: 1-й урок, 15 минут, проводится «мозговой штурм». Формирование групп для проведения исследований. Выдвижение учащимися гипотез решения проблем. Время проведения: 1 урок, 20 минут. Определение творческого названия проекта. (Вместе с учителем) Время проведения: 1 урок, 10 минут.
3 этап: Обсуждение плана работы учащихся в группах. Учащиеся продумывают пути проведения исследований, определяют формы представления результатов. Время проведения: 2 урок, 15 минут. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в библиотеках, в Интернете, мультимедийной энциклопедии. Время проведения: 2 урок 15 минут.
4 этап: Самостоятельная работа учащихся в группах (группа 1 - исторический отдел, группа 2 - технический отдел, группа 3 - отдел потребления, группа 4 - отдел разработок), обсуждение задания каждого в группе. Время проведения: 3 урок, 10 минут.
5 этап: Самостоятельная работа групп. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся. Время проведения: 3 урок, 20 минут, 4, 5, 6 уроки.
6 этап: Подготовка к защите. Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе представляется по 10 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Все присутствующие участвуют в оценке деятельности учащихся, для этого разрабатываются оценочные листы (критерии оценивания). Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу группы в целом. Оценка всех присутствующих также учитывается при выводе общей оценки. Время проведения: 7, 8 уроки.
Аннотация проекта: Учебная тема, которую охватывает учебный проект: «Производство, передача, распределение и использование
электрической энергии». Вопросы учебной темы:
Генерирование электрической энергии.
Трансформатор.
Производство и использование электрической энергии.
Передача и распределение электрической энергии.
Эффективное использование электрической энергии.
Техника безопасности при работе с переменным током (обрыв провода ЛЭП и в быту, пошаговое напряжение, трансформаторные будки)
Самостоятельные исследования, которые реализуются в учебном проекте:
Плану ГОЭЛРО – 96 лет (был принят 21.12.1921г). Какова же его роль в развитии энергетики России?
Изучить проблемы, связанные с потреблением электроэнергии.
Разработать рекомендации по эффективному использованию электроэнергии.
Усольские электросети.
Постоянный или переменный ток передавать на большие расстояния?
Нетрадиционные источники энергии.
Лампа компактная энергосберегающая – в чём её преимущества?
Как уменьшить потери энергии при транспортировке по проводам?
Сопротивление тела человека. Факторы, определяющие величину безопасного напряжения.
Действие тока на организм человека.
Растекание тока в земле. Шаговое напряжение.
Учащиеся 11 класса разделились на группы, которые названы: исторический отдел, технический отдел, отдел потребления, отдел разработок. В каждом отделе избраны начальники отделов, которые распределяют обязанности между сотрудниками отдела, системный администратор, который отвечает за создание презентации, инженеры, архивные работники и т.д. Каждый отдел взял на себя решение проблем, связанных именно с их отделом. Учащиеся намечают пути решения проблем: изучение литературы по проблеме, посещение Усольской электросети, Иркутской ГЭС.
Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях. Сильные ученики углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.
3