СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внекласное мероприятие по технологии Осенины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внекласное мероприятие по технологии (сх труд) 6 класс. Осенины

Просмотр содержимого документа
«Внекласное мероприятие по технологии Осенины.»

Осенины

(Праздник урожая)

Цель: сформировать у обучающихся представление о русских традициях, связанных с народными праздниками; способствовать привитию у детей потребности трудиться.

Участники:

Ведущие – 3 человек в русских народных костюмах;

Осень; Баба-Яга;

Берендеи (фольклорные персонажи) в русских народных костюмах – 7человека участники обряда;

Участники инсценировки «Спор овощей» в костюмах – 11 человек;

Реквизит: корзина с овощами, фруктами и колосьями, бусы для подарка «Толоке»,  посуда и угощение для обряда, связанный из колосьев крест, венок для «Толоки» из колосьев и цветов, очищенные овощи для игры.

Оформление:

рисунки и поделки на осеннюю тему;

музыкальное сопровождение;

осенние листья и пшеничные колосья для украшения помещения;

Декорации:

красный угол в русской избе: лавка, празднично накрытый стол (фрукты, овощи, хлеб, выпечка).

(Танец «Калинка-малинка»)

 

1 ведущий: 

Незаметно пролетело лето.

Наступила осень золотая,

Журавли курлычут в небе где- то,

В вышине над нами пролетая.

 

2 ведущий: 

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.

Осень нас на праздник позвала.

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела. 

 

3ведущий:    

Рыжая осень устроила бал,

Пышный, нарядный, цветной карнавал:

В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

1 ведущий:   

Ели и сосны в наряде зелёном.

Ивы серебряны, в золоте клёны.

Осень ковёр расстелила из мхов.

В нём разноцветные шляпки грибов.

 

2 ведущий:   

Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех детей приглашает.

 

Появляется Б. – Я., переодетая в Осень.

Баба Яга:

Вы это мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретится со мной?

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

 

3 ведущий:

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

 

 

Баба Яга:

Принесла девчонкам шишек,

Чтобы били всех мальчишек.

Принесла мальчишкам птичьи яички,

Чтобы дёргали девчонок за косички.

Ещё принесла рогатки,

Чтобы играли на уроках в прятки.

Принесла мухомор,

От которого начнётся мор.

Станут на уроках все зевать,

На вопросы учителя не отвечать.

 

1 ведущий:

Какая-то странная Осень в гости к нам пожаловала?! Мы ждали тебя с песнями, танцами, играми и конкурсами. Приготовила ли ты их для нас?

 

Баба Яга:

А как – же! Хорошие конкурсы, интересные!

- Например, кто покажет самую страшную гримасу! (Показывает)

- Кто громче всех свистнет?

- Кто больше гадостей наделает?

 

2 ведущий:

Постойте, так это же Баба Яга!

 

Баба Яга:

Раскрыли! Узнали!

Пощадите! Не прогоняйте!

Скучно мне стало в лесу. Вся наша лесная молодёжь в город подалась. Учиться  хотят. Старый леший и тот удрал. Вот я и пришла искать надёжную смену. Вот эти добрые молодцы и красны девицы как раз подходят жить в глуши лесной, пугать народ честной – и пугать умеют, и свистеть умеют.

3 ведущий:

Ничего у тебя не получится! Ты скажи, куда Осень спрятала?

Баба Яга:

Сами угадайте. Спрятала под деревом, листья которого осенью краснеют.

(Рябина, осина...) Угадали. Забирайте свою Осень. Только меня с праздника не прогоняйте. Очень хочется повеселиться.

Осень:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

1 ведущий:

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла? 

Осень:

Принесла я вам муки,

Чтоб пекли вы пироги.

Принесла вам гречки.

Каша будет в печке!

Принесла вам овощей

И для супа, и для щей.

Рады ли вы грушам?

(Мы их впрок насушим).

А уж яблоки, что мёд,

На варенье и компот.

Главный праздник осени - Праздник Урожая.  А главным урожаем считается уборка зерновых культур.

2 ведущий:

Отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»      (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса?   (зерно) А что можно получить из зерна?   (муку)  А что мы испечём из муки?  (хлеб). Правильно.

Берендей 1:

В старину, праздник в честь окончания уборочных работ  в разных областях назывался по-разному: дожинки,  госпожинки,  оспожинки, спожинки. Сопровождался праздник разными обрядами. Где-то оставляли в поле пучок несжатых колосьев или последний сноп, чтобы на будущий год земля дала богатый урожай. В некоторых местах обжинок приносили домой и скармливали скотине в день Покрова Божией Матери (14 октября): считалось, что это убережет животных от болезней.

Берендей 2 (рассказ сопровождается показом обряда):

На Украине и в Белоруссии существовал красивый обряд, связанный с окончанием жатвы. Последний пучок колосьев доверяли сорвать избранной девушке – «Толоке». Она укладывала эти колосья крестом, а посередине и на концах креста клала хлеб. Потом «Толоку» усаживали, словно на трон, на огромный сноп – «бабу», сплетали ей венки из васильков и колосьев, наряжали ее и, сняв с «бабы», отправлялись с песнями в деревню. «Толока» шла впереди, неся связанный из колосьев крест. Крест торжественно вносили в дом и ставили в переднем углу. Там же усаживали и девушку «Толоку», которой хозяин дома делал особый подарок. После этого хозяин угощал всех.

Осень:

А вот вам, ребята, еще одна загадка:

Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,

Честь мундира берегу -  служу людям как могу.  (Картошка)

Узнали, что это? Правильно, картошка. Все овощи очень полезны и важны для нас. Но картошку мы едим давно и чаще всех других овощей. Трудно себе представить наш сегодняшний стол без картошки.

А сейчас, отгадайте загадки: (берёт в руки листочки):

 

Лето целое старалась: одевалась, одевалась

А как осень подошла, все наряды отдала –

Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста)

 

1 ведущий:

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (лук).

 

2 ведущий:

Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?(картофель).

 

3 ведущий:

Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней… (помидора).

Осень: Какие еще вы знаете овощи?(ответы детей)

 

(Инсценировка «Спор овощей»)

(Дети выходят в костюмах овощей)

1. Горошек.

2. Свекла.

3. Капуста.

4. Огурец.

5. Редиска.

6. Морковь.

7. Помидор.

8. Лук.

9. Картошка.

10. Айболит.

11. Баклажан.

Осень:

Урожай у Вас хороший, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор,

Затевают длинный и веселый спор.

Овощи:

Кто из нас овощей и вкусен и нужен.

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Осень:

Выскочил горошек - ну и хвастунишка!

Горошек:(весело)

Я такой хорошенький, зелененький мальчишка,

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

 

Осень:

От обиды свекла покраснела.

Свекла:(важно)

Дай сказать, хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща, и для винегрета.

Кушай сам и угощайся –

Лучше свеклы нету!

Капуста: (перебивая)

Ты уж свекла, помолчи!

Из капусты варят щи,

А какие вкусные, пироги капустные!

Зайчики плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.

Огурец:(задорно)

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.

Редиска:(скромно)

Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Морковь:(кокетливо)

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок, и грызи морковку –

Будешь ты тогда дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень:

Тут надулся помидор, и промолвил строго…

Помидор:

Не болтай морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Уж, конечно, сок томатный.

Осень:

Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем!

Осень:

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый…

Лук:

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг,

Я – простой зеленый лук.

Картошка:(скромно)

Я, картошка, так скромна – слово не сказала…

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Баклажаны:(робко)

Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Осень:

Спор давно кончать пора!

Овощи:(хором)

Спорить бесполезно!

(слышится стук в дверь.Овощи замирают).

Редиска:

Кто-то кажется стучится. (входит Айболит)

Овощи:

Это доктор Айболит!

Айболит:

Ну, конечно, это я

О чем спорите, друзья?

Баклажан:

Кто из нас из овощей, всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

(Айболит расхохотался)

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить, все без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь.

Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее!

Осень:

Все овощи важны и вкусны.

А теперь пора повеселиться.

(Исполняются частушки про урожай)

Эй, девчушки-хохотушки,

 Начинайте петь частушки!

 Начинайте веселей,

 Чтоб порадовать гостей.

 

Прянички печатные –

 До чего нарядные!

 Мы не сразу их съедим,

 А сначала поглядим.

 

Но не сразу стали зерна

 Хлебом тем, что на столе:

 Люди долго и упорно

 Потрудились на земле.

 

Он не падает к нам с неба,

 Появляется не вдруг:

 Чтобы вырос колос хлеба,

 Нужен труд десятков рук.

 

Взором радостным окинем

 Даль бескрайнюю полей.

 Слава тем, кто любит землю,

 Тем, кто трудится на ней!

 

Я морковку нынче ела,

 неслучайно постройнела.

 Буду я свеклу жевать

 своё здоровье  улучшать.

 

Не ленись, капусту жуй

 и фасоль отваривай.

 И к врачам не попадёшь,

 как ни уговаривай.

 

Витаминная семья

 очень вся  полезная.

 С нею ты дружи всегда,

 пусть отдыхают доктора.

 

(Проводятся игры и конкурсы)

1) «Что за овощ?»

С завязанными глазами определить по запаху овощ.

2) «Собираем грибы».

У водящего завязаны глаза. Дети – грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определённое время «соберёт» больше «грибов».

3) «Курочки и петушки».

3 пары в течение 1 мин. собирают зёрна (фасоль, горох, семечки), разбросанные по полу. Побеждают те, кто больше соберёт.

4) «Кот в мешке».

С завязанными глазами определить на ощупь овощи и фрукты.

5) У медведя во бору».

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору 
Грибы, ягоды беру. 
А медведь не спит, 
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

 

Осень:

Ребята, я знаю, что к сегодняшнему празднику вы приготовили песню. Давайте споём её все вместе.

(Звучит песня «Урожайная»).

 

Молодцы, ребята. Спасибо за песню и за праздник. А сейчас пора прощаться. До нового Урожая!

 

Список литературы:

1.     Большая книга загадок для самых умных малышей [Текст]/ сост. В.Г. Дмитриева. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011. – С. 84-86.

2.     Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор [Текст]/ Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб.: Паритет, 2004. – С. 196-197.

3.     Маршак С.Я. Лучшие сказки, стихи, загадки [Текст]/ С.Я. Маршак. – М.: Планета детства, 2005. – С. 96.

4.     Сборник загадок [Текст]: пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 56-59.

5.     Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно [Текст]: русские народные загадки/ Сост. Г.М. Науменко. – М.:   Дет. Лит., 1991. -  С. 43-45.