Осенины
(Праздник урожая)
Цель: сформировать у обучающихся представление о русских традициях, связанных с народными праздниками; способствовать привитию у детей потребности трудиться.
Участники:
Ведущие – 3 человек в русских народных костюмах;
Осень; Баба-Яга;
Берендеи (фольклорные персонажи) в русских народных костюмах – 7человека участники обряда;
Участники инсценировки «Спор овощей» в костюмах – 11 человек;
Реквизит: корзина с овощами, фруктами и колосьями, бусы для подарка «Толоке», посуда и угощение для обряда, связанный из колосьев крест, венок для «Толоки» из колосьев и цветов, очищенные овощи для игры.
Оформление:
рисунки и поделки на осеннюю тему;
музыкальное сопровождение;
осенние листья и пшеничные колосья для украшения помещения;
Декорации:
красный угол в русской избе: лавка, празднично накрытый стол (фрукты, овощи, хлеб, выпечка).
(Танец «Калинка-малинка»)
1 ведущий:
Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.
2 ведущий:
В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
3ведущий:
Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
1 ведущий:
Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
2 ведущий:
Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.
Появляется Б. – Я., переодетая в Осень.
Баба Яга:
Вы это мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретится со мной?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
3 ведущий:
Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
Баба Яга:
Принесла девчонкам шишек,
Чтобы били всех мальчишек.
Принесла мальчишкам птичьи яички,
Чтобы дёргали девчонок за косички.
Ещё принесла рогатки,
Чтобы играли на уроках в прятки.
Принесла мухомор,
От которого начнётся мор.
Станут на уроках все зевать,
На вопросы учителя не отвечать.
1 ведущий:
Какая-то странная Осень в гости к нам пожаловала?! Мы ждали тебя с песнями, танцами, играми и конкурсами. Приготовила ли ты их для нас?
Баба Яга:
А как – же! Хорошие конкурсы, интересные!
- Например, кто покажет самую страшную гримасу! (Показывает)
- Кто громче всех свистнет?
- Кто больше гадостей наделает?
2 ведущий:
Постойте, так это же Баба Яга!
Баба Яга:
Раскрыли! Узнали!
Пощадите! Не прогоняйте!
Скучно мне стало в лесу. Вся наша лесная молодёжь в город подалась. Учиться хотят. Старый леший и тот удрал. Вот я и пришла искать надёжную смену. Вот эти добрые молодцы и красны девицы как раз подходят жить в глуши лесной, пугать народ честной – и пугать умеют, и свистеть умеют.
3 ведущий:
Ничего у тебя не получится! Ты скажи, куда Осень спрятала?
Баба Яга:
Сами угадайте. Спрятала под деревом, листья которого осенью краснеют.
(Рябина, осина...) Угадали. Забирайте свою Осень. Только меня с праздника не прогоняйте. Очень хочется повеселиться.
Осень:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
1 ведущий:
Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам муки,
Чтоб пекли вы пироги.
Принесла вам гречки.
Каша будет в печке!
Принесла вам овощей
И для супа, и для щей.
Рады ли вы грушам?
(Мы их впрок насушим).
А уж яблоки, что мёд,
На варенье и компот.
Главный праздник осени - Праздник Урожая. А главным урожаем считается уборка зерновых культур.
2 ведущий:
Отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно) А что можно получить из зерна? (муку) А что мы испечём из муки? (хлеб). Правильно.
Берендей 1:
В старину, праздник в честь окончания уборочных работ в разных областях назывался по-разному: дожинки, госпожинки, оспожинки, спожинки. Сопровождался праздник разными обрядами. Где-то оставляли в поле пучок несжатых колосьев или последний сноп, чтобы на будущий год земля дала богатый урожай. В некоторых местах обжинок приносили домой и скармливали скотине в день Покрова Божией Матери (14 октября): считалось, что это убережет животных от болезней.
Берендей 2 (рассказ сопровождается показом обряда):
На Украине и в Белоруссии существовал красивый обряд, связанный с окончанием жатвы. Последний пучок колосьев доверяли сорвать избранной девушке – «Толоке». Она укладывала эти колосья крестом, а посередине и на концах креста клала хлеб. Потом «Толоку» усаживали, словно на трон, на огромный сноп – «бабу», сплетали ей венки из васильков и колосьев, наряжали ее и, сняв с «бабы», отправлялись с песнями в деревню. «Толока» шла впереди, неся связанный из колосьев крест. Крест торжественно вносили в дом и ставили в переднем углу. Там же усаживали и девушку «Толоку», которой хозяин дома делал особый подарок. После этого хозяин угощал всех.
Осень:
А вот вам, ребята, еще одна загадка:
Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)
Узнали, что это? Правильно, картошка. Все овощи очень полезны и важны для нас. Но картошку мы едим давно и чаще всех других овощей. Трудно себе представить наш сегодняшний стол без картошки.
А сейчас, отгадайте загадки: (берёт в руки листочки):
Лето целое старалась: одевалась, одевалась
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста)
1 ведущий:
Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (лук).
2 ведущий:
Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?(картофель).
3 ведущий:
Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней… (помидора).
Осень: Какие еще вы знаете овощи?(ответы детей)
(Инсценировка «Спор овощей»)
(Дети выходят в костюмах овощей)
1. Горошек.
2. Свекла.
3. Капуста.
4. Огурец.
5. Редиска.
6. Морковь.
7. Помидор.
8. Лук.
9. Картошка.
10. Айболит.
11. Баклажан.
Осень:
Урожай у Вас хороший, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор,
Затевают длинный и веселый спор.
Овощи:
Кто из нас овощей и вкусен и нужен.
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Осень:
Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек:(весело)
Я такой хорошенький, зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень:
От обиды свекла покраснела.
Свекла:(важно)
Дай сказать, хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща, и для винегрета.
Кушай сам и угощайся –
Лучше свеклы нету!
Капуста: (перебивая)
Ты уж свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные, пироги капустные!
Зайчики плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.
Огурец:(задорно)
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
Редиска:(скромно)
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь:(кокетливо)
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок, и грызи морковку –
Будешь ты тогда дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор, и промолвил строго…
Помидор:
Не болтай морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж, конечно, сок томатный.
Осень:
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Осень:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…
Лук:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук.
Картошка:(скромно)
Я, картошка, так скромна – слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажаны:(робко)
Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Осень:
Спор давно кончать пора!
Овощи:(хором)
Спорить бесполезно!
(слышится стук в дверь.Овощи замирают).
Редиска:
Кто-то кажется стучится. (входит Айболит)
Овощи:
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я
О чем спорите, друзья?
Баклажан:
Кто из нас из овощей, всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
(Айболит расхохотался)
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить, все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь.
Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее!
Осень:
Все овощи важны и вкусны.
А теперь пора повеселиться.
(Исполняются частушки про урожай)
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки!
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Прянички печатные –
До чего нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе:
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг:
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
Я морковку нынче ела,
неслучайно постройнела.
Буду я свеклу жевать
своё здоровье улучшать.
Не ленись, капусту жуй
и фасоль отваривай.
И к врачам не попадёшь,
как ни уговаривай.
Витаминная семья
очень вся полезная.
С нею ты дружи всегда,
пусть отдыхают доктора.
(Проводятся игры и конкурсы)
1) «Что за овощ?»
С завязанными глазами определить по запаху овощ.
2) «Собираем грибы».
У водящего завязаны глаза. Дети – грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определённое время «соберёт» больше «грибов».
3) «Курочки и петушки».
3 пары в течение 1 мин. собирают зёрна (фасоль, горох, семечки), разбросанные по полу. Побеждают те, кто больше соберёт.
4) «Кот в мешке».
С завязанными глазами определить на ощупь овощи и фрукты.
5) У медведя во бору».
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Осень:
Ребята, я знаю, что к сегодняшнему празднику вы приготовили песню. Давайте споём её все вместе.
(Звучит песня «Урожайная»).
Молодцы, ребята. Спасибо за песню и за праздник. А сейчас пора прощаться. До нового Урожая!
Список литературы:
1. Большая книга загадок для самых умных малышей [Текст]/ сост. В.Г. Дмитриева. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011. – С. 84-86.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор [Текст]/ Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб.: Паритет, 2004. – С. 196-197.
3. Маршак С.Я. Лучшие сказки, стихи, загадки [Текст]/ С.Я. Маршак. – М.: Планета детства, 2005. – С. 96.
4. Сборник загадок [Текст]: пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 56-59.
5. Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно [Текст]: русские народные загадки/ Сост. Г.М. Науменко. – М.: Дет. Лит., 1991. - С. 43-45.