СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа в условиях широкого социального партнерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о сотрудничестве гимназии с другими образовательными организациями.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная и внешкольная воспитательная работа в условиях широкого социального партнерства»

1


Ольга Анатольевна Родина,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 4» города Смоленска


Внеклассная и внешкольная воспитательная работа в условиях широкого социального партнерства как средство социализации личности учащихся, развития их интеллектуально-творческих способностей



Нынешний век предъявляет обществу свои вызовы, один из которых – создание Человека-решателя, гражданина мира. В настоящее время повсеместно происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных ориентиров не всегда сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию населения и многое другое.  

Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, восстановления ценностей традиционной культуры. Эффективное решение этой проблемы возможно только при совместном подходе всех структур социума.

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.

В МБОУ «Гимназия №4» города Смоленска имеются необходимые материальные условия для проектирования и практического воплощения системы работы по воспитанию учащихся в условиях социального партнерства.  Накоплен  огромный опыт взаимодействия  с различными общественными организациями, родителями, другими образовательными учреждениями. Это взаимодействие представлено на следующей схеме:



ВУЗы

Образовательные учреждения России, Беларуси, Германии



Детские библиотеки

Детские дома и реабилитационный центр «Вишенки»

Музеи и выставочные залы

Семья

МБОУ «Гимназия №4» г. Смоленска







Станции юных туристов, натуралистов, техников









Детские школы искусств, спортивные школы









Театры и концертные залы







Дошкольные образовательные учреждения











Благодаря социальному партнерству мы создаем условия для интеллектуального, творческого и духовного развития школьников.

«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания. Посещая Смоленскую областную филармонию, театры, музеи и выставки, дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами. Так, например, совсем недавно в рамках кинофестиваля «Золотой феникс» на территории нашей школы состоялся творческий вечер Заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Грачевского. Ребята имели возможность пообщаться со знаменитым создателем «Ералаша», увидеть новые выпуски киножурнала.

Большинство учащихся гимназии приобретают дополнительное образование в сфере искусства. На ее площадках работают хореографический ансамбль «Сюрприз», студия пластического танца «Босоножки», студия изобразительного искусства. Наше учебное заведение тесно сотрудничает с ДШИ №8.

Многообразие видов художественно-эстетической деятельности дает возможность школьникам осваивать мир во всем его многообразии. Наши ученики принимают участие в различных творческих конкурсах, где регулярно занимают призовые места.

По словам Д.С. Лихачева, «русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством и литературой». Проблема современного информационного бума и становления таких личных качеств, как компетентность, способность к самообразованию и самовоспитанию не может быть решена, если у учащихся не будут своевременно заложены и развиты базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности. Эта группа учебных умений и навыков относится к разделу универсальных учебных действий. Овладение этими умениями и навыками выводит ученика из узких рамок школьного существования, где доминирует работа с одной книгой – учебником. Особую роль здесь как раз может сыграть библиотека. Здесь дети не только приобщаются к произведениям художественной литературы, но и приобретают дополнительные возможности для социализации. На базе школы регулярно проводятся конкурсы чтецов, тематические недели. Наши ученики являются активными читателями других библиотек, регулярно участвуют в акции «Подари книгу библиотеке».

Мною разработан факультативный курс «Внеклассное чтение». Занятия в рамках этого курса способствуют формированию основ функциональной грамотности, которая делает возможным самообразование, социализацию, дальнейшее познавательное, личностное, художественное развитие человека.

Приоритетной целью факультативного курса является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Занятия внеклассным чтением предоставляют возможность для проявления различных способностей. Учащиеся выполняют иллюстрации, оформляют собственные книжки, выпускают стенгазеты, участвуют в подготовке различных выставок, инсценировок, подбирают музыку к литературным произведениям, сочиняют собственные музыкальные и хореографические миниатюры. Такие занятия позволяют наиболее комплексно применять разнообразные знания и умения в различных областях науки и искусства, удовлетворять потребность в самовыражении, получать эстетическое наслаждение, которое, по мнению К.Д. Ушинского, само по себе является «в высшей степени нравственным чувством».

Очень важным условием воспитания является тесная взаимосвязь с семьей. Традиционными для нас являются семейные праздники, совместные заседания «Клуба любителей книги», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». На родительских собраниях мы обсуждаем мнения знаменитых педагогов по вопросам воспитания, делимся своими размышлениями, опытом. В основе этой работы лежит заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

Воспитание личности взаимосвязано с физическим развитием. Учащиеся занимаются как в различных спортивных секциях при гимназии, так и в специальных школах. Многие из них завоевывают призовые места в спортивных состязаниях различных уровней.

Наша школа сотрудничает с другими образовательными учреждениями города Смоленска. Учащиеся гимназии выступают с концертами в детских садах и детских домах, участвуют в акции «Милосердие». Ребята постарше работают в детском реабилитационном центре «Вишенки» в качестве волонтеров. Преподаватели смоленских ВУЗов читают лекции для наших учащихся и проводят мастер-классы. Многие выпускники МБОУ «Гимназия №4» города Смоленска становятся студентами самых престижных высших учебных заведений.

Доброй традицией стал обмен делегациями школьников и учителей с образовательными учреждениями Беларуси и Германии. Так, например, наши учащиеся неоднократно успешно выступали на научных конференциях, проводимых в гимназиях городов Минска и Витебска, получали языковую практику в школах города Хагена.

Таким образом, использование социального партнерства, взаимодействие с разными социальными институтами действительно является эффективным средством социализации личности учащихся, развития их интеллектуально-творческих способностей.



Источники