СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия "Узнай цену хлеба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия "Узнай цену хлеба"»

Конспект внеклассного мероприятия


Класс: 1 а


Тема: «Узнай цену хлеба»


Цели:


Образовательные:


Знать: историю создания хлеба, его родословную, познакомить с условиями его выращивания; о огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий; какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол;



Воспитывающие:

Воспитывать: ценностное отношение к хлебу, любовь, уважение к труду людей, выращивающих его.



Оборудование:

- фонограмма песни Я.Френкеля "Русское поле"

- картина И.И.Шишкина "Рожь"

- плакаты, пословицы о хлебе

- изделия из муки

- каравай






















Ход мероприятия

Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Есть пословица в народе - « Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну а все же, как приходит этот хлеб к тебе на стол? Дорогие ребята! Как вы уже догадались, наше мероприятие посвящено хлебу. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. В глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда: Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб». Хлеб - не только на многие века являлся основным продуктом питания и денежным эквивалентом - он определял политику государства. Во все века его нехватка больно сказывалась на благосостоянии населения. Так, в результате засухи в Поволжье погибли без хлеба миллионы голодающих. Согласно пресловутому “закону о пяти колосках в 30-е годы можно было легко получить расстрел, а маленький кусочек блокадного хлеба в 125 граммов спас не одну жизнь в осажденном Ленинграде. Посему уже в соответствии с указами Петра создавались государственные запасы хлеба, контролировалась его цена и качество. А в 20-е годы ХХ века была учреждена Государственная хлебная инспекция взявшая под контроль торговлю зерном и хлебопродуктами. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

1 ученик: Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

2 ученик Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто

3 ученик: Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

4 ученик. Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

5 ученик: Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.


Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.


900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей - сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.


.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
























Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? -
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
В. Суслов




























В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
свободу и хлеб.
Значит, правильны слова: Хлеб – всей жизни голова!


Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными. А вот одна девочка попыталась обойтись без хлеба. Давайте посмотрим, что из этого вышло.

(Уч-ся инсценируют сказку Т. Голуб “Хлеб и Маша”.)
Автор: - Каждый день дочурку Машу
Уговаривала мама:
Мама: - Доченька, не будь упряма:
С хлебом ешь и суп и кашу.
Автор: - Маша хныкала в ответ,
Говорила громко: - “ нет!”
Маше бабушка твердила:
Бабушка: - В хлебе, внученька, вся сила!
Съешь - ка сладкий пирожок.
Или сдобный кренделек.
Автор: - Маша мякишек щипала
И под стол его швыряла.
Долго хлеб молчал, крепился,
Но однажды рассердился,
Быстро с хлебницы скатился,
Докатился до двери, крикнул Маше;
Хлеб: - Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не могу!
Маша: - Убегай!
Автор: - Сказала Маша и открыла дверь.
Маша: - Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!
Автор: - Хлеб ушел, довольна Маша
Не вернется он назад.
Ест без хлеба Маша кашу,
И котлету, и салат.
Вместо хлеба на обед,
Ей дают теперь конфет,
Два денечка Маша ела
А на третий присмирела,
На четвертый - загрустила,
А на пятый попросила;
Маша: - Ой, бабулечка, дружочек,
Дай мне к чаю кренделечек,
Или сладкий пирожок,
Или хлебушка кусок.
Автор: - Машет бабушка рукой;
Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?
Неужели ты забыла,
Как ты хлебу нагрубила?
Не вернется он назад.
Съешь-ка лучше шоколад.
Автор: - Маша в слезы
Маша: - Что мне делать?
Я без хлеба похудела
Я без хлеба не могу
За прощеньем побегу.
Автор: - Маша к хлебу прибежала,
Умолять и плакать стала
Маша: - Хлеб, голубчик, не сердись
В дом скорее воротись
Без тебя мне больше дня не прожить,
прости меня!
Автор: - Молвил хлебушко в ответ:
Хлеб: - Я простил бы, спору нет,
Но пшеничное зерно,
Сможет ли простить оно?
Автор: - Маша в поле прибежала,
К хлебным зернышкам припала:
Маша: - Зерна, злобы не держите,
Глупую меня простите.
Автор: - Зерна молвили в ответ:
Колоски: - Мы простили б, спору нет,
Вот простит ли только поле,-
Материнское раздолье?
Автор: - Маша полю поклонилась,
Перед полем извинилась.
Но услышала в ответ:
Поле: - Я б простило, спору нет,
Но простят ли хлеборобы?
Урожаев мастера.
До зари встали, чтобы
Стала нивушка щедра.
Рук и силы не жалели,
Мало спали наспех ели,
Земле бережно пахали,
Разрыхляли, удобряли,
Дружно сеяли зерно.
А когда взошло оно,
Как ребенка берегли,
Выйти в колос помогли.
А теперь вокруг пшеница
Золотая колосится.
Нет ей ни конца, ни края,
Будут, будут караваи,
Булки, бублики и плюшки,
И оладьи и ватрушки...
Каждому достанутcя,
Да и впрок останутся!
Поле: - Только ты не забывай, что румяный каравай
Травкой в поле не растет, нужен труд и
Нужен пот, целой армии людей.
Маша, к нам беги скорей!
Автор: - Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:
Маша: - Больше я грубить не буду,
Буду хлебом дорожить.
Глупую меня простите,
Хлеб, пожалуйста, верните.
Комбайнер: - Что ж, если так, то вот попробуй
Пышный, белый каравай,
Но урок не забывай!
Автор: - Поклонилась Маша людям.
Пышный каравай на блюде,
Словно солнце подняла,
Наша Маша поняла:
Маша: - Что пословица права:
“Хлеб - всему он голова!”




Послушайте стихи о хлебе.

1 уч-к Ведь обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки


2 уч-к Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба ерунда!


3 уч-к Хлеб, кормилец, -
Пища наша,
Хлеб насущный - сила наша,
“Молодецкая еда”, -
Говорил народ всегда.


4 уч-к На работе и в походе,
У народа хлеб в почете,
C хлебом русский человек -
Богатырь из века в век!


5 уч-к И не даром хлеб солдатский
Наши воины по - братски,
Часто делят меж собой,
Уходя на смертный бой.


6 уч-к Видишь, друг, - у хлеба свойство,
Замечательное есть -
Проверяют им геройство,
Силу, мужество и честь.
Помни верные слова: “ Хлеб всей жизни


Песня «Баллада о хлебе»

Автор текста (слов): Балачан В.  Композитор (музыка): Захарченко В. 

На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась -
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нёс боец по земле
Завещанье отца.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

Но случилась беда
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -……..





Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!


Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.

Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.

Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
X. Сапаров



В народе всегда бережно относились к хлебу, поэтому о нем
много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:

  1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

  2. Хлеб да соль – и во сне добро.

  3. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

  4. Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.

  5. На чужой каравай рот не разевай.

  6. Живая душа – калачика хочет.

  7. Нужда научит калачи есть.

  8. Где хлеб да тепло, там и жить добро.

  9. Хлеб – батюшка, хлеб – кормилец, хлеб всему голова.

  10. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

  11. Плох обед, коли хлеба нет.

  12. Нет хлеба ни куска – заберёт и в тереме тоска.

  13. У кого хлебушко – у того и счастье.

  14. Хлеб от земли, сила от хлеба.

  15. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

  16. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

  17. Хлеба ни куска – так и стол доска.

  18. Много снегу – много хлебу.

  19. Будет хлеб – …будет и обед.

  20. Рожь поспела – …пора и за дело.

  21. Хлеба к обеду в меру бери: хлеб драгоценность, …им не сори.

  22. Без хлеба- не сытно, …без соли не вкусно.

  23. Зимой снег глубокий - …летом хлеб высокий.

  24. Хлеб пешком …домой не ходит.

  25. Без труда хлеб … не родится никогда.

  26. Не велик кусок пирога, а … стоит много труда.

Ведущая: (выходит с подносом с витушками) У меня витушки
Кто поёт частушки.
Если лучше всех споёт,
Все витушки заберёт.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!

Эй, друзья!
Хватит молчать!
Пора загадки мои отгадать.
Калачи получит тот, кто отгадки назовёт.

  1. Что на сковороду наливают
    Да вчетверо сгибают? (блин)

  2. На железном мосту
    Коковяшки растут. (оладьи)

  3. Меня бьют, колотят, режут,
    А я всё терплю,
    Людям добром плачу. (хлеб)

  4. Бежали овцы по калиновскому мосту,
    Увидали зорю – покидались в воду. (пельмени)

  5. Возьму пышно, сделаю жидко,
    Брошу в пламень, будет как камень. (пирог)


Дети ( первоклассницы) поют частушки, пляшут в кругу.

1) Все мы на Рязанщине живём,
Вкусны пряники жуём!
Мы частушек много знаем.
Их сейчас для вас споём!

2) Прянички печатные –
До того приятные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

3) Хлебом-солью
Всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.

4) Пыль клубится по дорожке,
Везём с ярмарки лепёшки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках!

5) Вова, Вовочка, дружок,
Съешь с поганкой пирожок!
А для нашей Анечки
Булочки, да прянички!

6) Наши руки крендельком,
Щёки - словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

7) Как в Селищах, на горушке,

Хлеба нету ни краюшки —

Летом яблоки едят,

Зиму голодом сидят


8) Нынче был неурожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.


9) Хлеб у нас подорожал,
Весь народ волнуется,
Пояс туже завязал
Старенький дедулечка.


10) Вот и хлебушек душистый,
Словно перышко пушистый.
Это – новый урожай.
Кушай милый, не зевай


Викторина о хлебе.


  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)

  1. Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)

  2. Одно бросил – целую горсть нашёл. (Зёрна)

  3. Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос)

  4. Ходит в поле из края в край, режет чёрный каравай. (Трактор)

  5. Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно.

Пройду огонь и воду, а конец мой – нож и зубы. (Хлеб)

  1. Растёрто, раздавлено, у печки поставлено.

По стеночке движется, липнет и лижется –

Не ком и не жижица. (Тесто)

  1. Пышно, мягко, а не вата, с крышей, с полом, а не хата.

Бугристо, а не сугроб, душисто, а не укроп.

Бело, а не берёза, румяно, а не роза. (Буханка белого хлеба)

  1. Какие растения называют озимыми? (Которые высевают под зиму)

  2. Идёт силач добывать калач. (Трактор)

  3. В землю – крошки, из земли – лепёшки.

(Зерновые культуры (растения))

  1. Железный конь – в животе огонь, сена не просит,

пашет, сеет, косит. (Трактор)

  1. Из муки какого растения выпекают белый хлеб? (Пшеница)

  2. Из зёрен какого растения получают манную крупу? (Пшеница)

  3. В осеннюю пору растут золотые горы. (Уборка хлеба)

  4. Загадаю загадку – выброшу на грядку.

В год пущу, в другой выпущу. Что это? (Озимые хлеба)

  1. Из зёрен какого растения получают пшено? (Просо)

  2. Из зёрен какого растения получают гречневую крупу? (Гречиха)

  3. Не море, а волнуется. (Колосья в поле)

  4. Меня режут, меня бьют, а я не злюсь – добрей становлюсь. (Тесто)




Сегодня театр только у нас.
Да ещё в последний раз.
Завтра придёшь –
Никого не найдёшь.
Посмотри, народ честной!
Не пожалеете,
Коли время имеете!

Постановка кукольного театра – белорусская сказка «Легкий хлеб» Действующие лица: Косарь, Волк, Конь, Гусь, Дед, Баран



А теперь, гости дорогие, ждёт вас сюрприз. Займите места и смотрите сюда! По старинному русскому обычаю дорогих гостей угощаем мы хлебом и солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово это происходит от слова “кара” - круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие “круг” вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл – круглый год, да и вселенная представлялась тоже замкнутой – в виде круга. Да и вся жизнь, как считали развивается по кругу. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым. Ну, а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами. Относились к ним с почтением и величали честно – хвалёной каравайщицей. Встречайте нашу каравайщицу и приготовьтесь ответить на её вопросы.

Конкурс каравайщицы.

К. “Что я положила, чтобы получился хороший каравай?”:

  1. Я положила то, что в воде родится, а воды боится

  2. Не солено, не варено, а едят

  3. В доме еда, а дверь заперта

  4. Бел, как снег, а в чести у всех

  5. А что я забыла назвать?

(соль)
(молоко)
(яйцо)
(сахар)
(мука)

К. Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!

Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия-мать!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
За частушки, песни, байки
Благодарствуем мы всех!

Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!


















































Звучит фонограмма песни «Русское поле». Дети исполняют песню






























Ход мероприятия.

Вед.



1 ученик: Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

2 ученик Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто

3 ученик:
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

4 ученик. Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

5 ученик: Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.


Вед. Вед. Ученик:

Вед.

Вед

Уч.

Вед.

Вед.


голова






Ученик:


Ведущий:


Ученик:


Вед.

.

Вед

Вед.

Вед.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!