.
Автор: Н.В. Бабцева,
Рецензент — Бочевская Н.В., главный специалист по научно-методической работе отдела образования администрации Ленинского района г. Донецка
В информационно-методическом вестнике рассматриваются актуальные вопросы содержания, функции, форм и организации внеклассной работы как источника формирования ключевых компетенций обучающихся в современной школе в образовательной области „Немецкий язык“. Приводятся примеры ранообразных форм внеклассной деятельности из опыта работы педагога, программа работы кружка “Deutsch mit Vergnügen”. Надеемся, что данный материал будет полезным для молодых учителей немецкого языка общеобразовательных учреждений.
83005, г. Донецк,
ул. Пухова, 23
тел. (О62) 344 – 24 – 91
І. Вступление
ІІ. Основная часть
2.1. Внеклассная работа – источник формирования ключевых компетенций
2.2. Функции внеклассной работы
ІІІ. Вывод
ІV. Внеклассные мероприятия по немецкому языку
МОУ „УВК „Гармония“ г. Донецка“
Младшая ступень образования является благоприятной для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она на начальном этапе обучения.
Поэтому в данном курсе обучения немецкому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты.
Учет особенностей возраста - отправная точка для конструирования курса обучения. Хорошо то обучение, которое забегает вперед развития (Л.С. Выготский). А «зоной ближайшего» развития принято считать, те действия, которые сегодня ребенок выполняет под руководством педагога, а завтра будет выполнять самостоятельно.
В данном курсе обучение грамматической стороне речи на немецком языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число).
Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения.
Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Но учение – большой труд, требующий произвольных целенаправленных усилий. И одна из задач курса - организовывать работу детей таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком.
Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать.
Год. | № п/п | Тема занятия | Задачи, содержание | Лексика |
2016-2017учебный год. | 1 | Введение. Приветствие. Германия - Родина немецкого языка. | 1.Познакомить детей со значением немецкого языка в современном мире, заинтересовать их изучением языка как нового средства общения. 2.Научить детей приветствовать друг друга и знакомиться на немецком языке, понимать выражения педагога. | Guten Tag ! Ich heiße…Und du?
Презентация «Германия» |
2 | Кукольный театр. Сказочные герои – артисты. | 1.Познакомить детей с основным сюжетом, который послужит основой общения на занятиях. 2.Приступить к формированию умения вести диалог. 3.Познакомить с персонажами сказок. | Wer ist das? Герои сказок Игра «Hallo»!
|
3 | Первое представление. Имена. | 1.Повторить и закрепить в речи персонажей сказок. 2.Познакомить детей с немецкими именами. 3.Продолжать учить вести диалог. | Животные, немецкие имена Игра «Hallo»! |
4 | Вежливое приветствие. | 1.Продолжать работу по закреплению лексического материала. 2.Разучивание стихотворения «Hampellmann.» | Стихотворение «Hampellmann.» |
| 5 |
Школа зверей. | 1.Ознакомление с фразой Ich habe einen Hund. 2.Обогащение словаря, введение новых слов (животные), закрепление изученных. 3.Ознакомление с союзом und . | Ich habe einen Hund. Ich habe einen Hund und eine Katze. |
6 | Ja und nein . | 1.Ознакомление с глаголом haben и конструкцией Ich habe einen Hund. . 2.Ознакомление со словами Ja und nein употребление их в лексике. 3.Повторение и закрепление лексики в играх. | Ich habe einen Hund. Ich habe einen Hund und eine Katze. Ja und nein |
7 | Диалог. | 1.Формирование навыка диалогической речи. Знакомство с вопросом Hast du einen Hund? И ответом на него. | Hast du einen Hund? Ja,Ich habe einen Hund. Nein, Ich habe keinen Hund. |
8 | Веселый счет. | 1.Познакомить с немецким счетом (до5). 2.Расширять возможности общения, обогащая словарь. 3.Выучить алфавитную песенку 4.Ввод местоимений. | Счет до 5. Песенка-считалочка «Eins,zwei drei»
|
| 9 | Веселый счет. | 1.Закрепить счет. 2.Ознакомление с конструкцией Wie alt bist du? 3.Развитие навыка диалогической речи. 4.Повторение изученных конструкций. Wie alt bist du? | Счет до 7. Wie alt bist du? Ich bin 7 Jahre alt. |
10 | Повторение. Цирковое представление. | 1.Закрепление полученных знаний. 2.Развитие умения вести диалоги, представлять себя. 3.Закрепить алфавитную песенку 4.Закрепление правильного произношения звуков немецкого языка. | Счет до 7. Модель: Hast du einen Hund? Ja,Ich habe einen Hund. Nein, Ich habe keinen Hund. Песенка. Wie alt bist du? Ich bin 7 Jahre alt. |
11 | Школа зверей. | 1.Познакомить с глаголами движения. 2.Отработать правильность произношения. | Gehen,laufen,springen,tanzen.… Презентация «Глаголы» |
12 | Школа зверей. | 1.Активизация новой лексики – глаголы движения. 2.Ознакомление с модальным глаголом können и употребление в речевой конструкции Ich kann laufen. | Глаголы движения Ich kann laufen. |
| 13 | Школа зверей. | 1.Закрепление и активизация глаголов движения. 2.Ознакомление с речевым образцом Kannst du laufen? 3.Расширять возможности общения, построение высказывания из 2 фраз. | Kannst du laufen? Ich kann laufen. |
14 | Диалог. Рифмовки | 1.Формирование и развитие диалогической речи. 2.Учить вести беседу, используя реплики утверждения и отрицания. 3.Учить элементарному аудированию – пониманию на слух немецких текстов. 4.Разучивание новых рифмовок | Знакомые конструкции. Рифмовки |
15 | Счет до 10 | 1.Повторение немецкого счета. 2.Знакомство с местоимениями Er/Sie. 3.Разучивание считалки 4.Повторение стихотворения. | Er/Sie |
16-17 | Скоро Рождество! | 1.Знакомство с немецкими праздниками в Германии. 2.Аудирование немецких песенок и стихов. | DVD „Winterfeste“ |
18 | Зима- красавица | 1.Знакомство с «зимней» лексикой, тренировка употребления в речи. 2.Развитие звуковой культуры немецкой речи – тренировка произношения звуков. | Der Winter, der Schneemann. Der Tannenbaum. |
19-20 | Скоро Новый год! | 1.Разучивание стихотворений о зиме и зимних праздниках. 2.Развитие монологической речи, составление предложений с новой лексикой. | |
| 21 | Цветные шарики. | 1.Ознакомление детей с названием цветовых оттенков. 2.Введение глагола sein. 3.Активизация в речи новой лексики в речевой конструкции Ich bin rot. | Rot, blau, weiß, gelb, braun. Ich bin rot.
Пре зентация «Цвета» |
22-23 | Die Welt ist bunt. | 1.Активизация и закрепление в речи названий цветовых оттенков, введение новых слов. 2.Расширение возможности общения, введение речевой конструкции Das ist, das sind. | Das ist.. Das sind… |
| 24-25 | Цвета планеты | 1.Закрепление лексики. 2.Аудирование конструкционных цветов 3.Ознакомление со словами благодарности Danke schön. | Welche Farbe ist das? Welche Farben sind das? Das ist... Das sind… |
26 | С днем рождения! | 1.Повторение и закрепление лексики. 2.Разучивание поздравлений. | Изученная лексика Ich gratuliere dir zum … |
27 | Обобщающее занятие. | 1.Повторение и закрепление лексики. 2.Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи. | Сюжетная игра «День Рождения» |
28 | Семья. | 1.Введение новой лексики «Семья». 2.Тренировка в правильном звукопроизношении | Die Mutter, der Vater, der Sohn, die Tochter. |
29-30 | Моя семья. | 1.Активизация введенной лексики, закрепление. 2.Аудирование (загадки). 3.Обучение составлению рассказа о своей семье по образцу. | Ich habe eine Mutter, Ich habe einen Vater.
Презентация «Семья». |
31 | | | Стихотворение « Das sind wir». „Meine Mutti“ |
32 | Подготовка к празднику. | 1.Повторение и закрепление стихов и песенок для праздника. | Стихи: Песенка: „Meine Mutti“ |
33 | Семейный праздник. | Выступление детей |
2017-2018 учебный год | 34 | Повторение. | 1.Активизация лексики. 2.Рассказ стихов по желанию детей, пение песенок. | Изученная лексика Игра «Hallo»! Считалки |
35 | Спорт. Физкультура с медвежонком и мышонком | 1.Ввод новых персонажей der Beer, die Maus 2.Знакомство с лексикой «Виды спорта». 3.Развитие монологической речи, | |
36 | Физкультура с медвежонком и мышонком | 1.Активизация спортивной лексики, обогащение словаря новыми словами. 2.Расширение предложений - und | . |
| 37 | Учимся ставить вопросы. | 1.Активизация лексики, обогащение словаря. 2.Расширение возможности общения, ввод вопросительной конструкций Kannst du laufen? и ответных выражений. | Kannst du laufen? Ja, Nein/. Ich kann laufen. Ich kann nicht laufen. |
| 38 | Обобщающее занятие. | 1.Активизация лексики, закрепление в речи. 2.Развитие диалогической и монологической речи. | Сюжетная игра «Wir sind Sportler» |
39 | Повторение по теме «Семья». | 1.Повторение лексики по теме «Семья», рассказ стихов. 2.Обогащение словаря новыми словами, активизация их в речи. | Die Mutter, der Vater, der Sohn, die Tochter. Ich habe eine Mutter, Ich habe einen Vater. |
40 | Один – много. | 1.Познакомить с образованием формы множественного числа, активизировать в лексике. 2.Повторение счета до 10. | Счет до 10 слова – названия животных, сказочных персонажей |
41 | Один – много. | 1.Закрепление знаний по теме. 2.Развитие навыков общения, активизация лексики – предметы и признаки. 3.Ознакомление с конструкцией Ich habe viele, ich habe eine.. | Ich habe viele, ich habe eine.. |
42 | стихотворение. | 1.Разучивание стихотворения 2.Развитие звуковой культуры речи – тренировка произношения звуков. | .
Презентация |
43 | Die Jahreszeiten. | 1.Разучивание стихотворения о временах года. 2.Активизация слов, обозначающих цвет. 3.Повторение стихотворения . |
Презентация |
44 | Мой друг. | 1. Активизация нужной лексики. 2.Разучивание стихов и песенки. | Текст песни |
45 | Описание своего друга. | 1.Разучивание песенки и повторение лексики по теме. 2.Эмоциональное воспитание – развитие положительных эмоций, умения их выражать и описывать. | Стихи Песенка
Презентации. |
| 46 | . | Участие в театрализованном представлении. |
47-48 | Мой дом. Комнаты. | 1.Введение новой лексики по теме «Дом, квартира». 2.Развитие звуковой культуры немецкой речи – тренировка произношения звуков, отработка в произношении новых слов. |
Презентация «Дом» |
49 | Мой дом. Мебель. | 1.Активизация лексики по теме «Мой дом.Комнаты». 2 Введение новой лексики «Мебель». 3.Отработка правильного произношения. | Das Bett,die Sofa,der Tisch,der Stuhl,die Lampe. |
| 50 | Мой дом. | 1.Активизация лексики по теме «Мой дом. Комнаты. Мебель». 2.Аудирование слов, игра «Покажи» 3.Учить рассказывать о своем доме или о домике сказочных персонажей. 4.Ознакомление с конструкцией Mein Haus ist nett. | |
51 | Мой дом. Кухня. | 1.Обогащение словаря по теме «Дом», ввод новых слов. 2.Повторение изученной лексики. 3. Аудирование слов, игра «Покажи» (с использованием картинок и игрушек). | Презентация «Кухня» |
52 | Повторение. Один-много. | 1.Повторение и закрепление лексики по основной теме. 2.Закрепление умений образовывать форму множественного числа. | |
53 | В гостях у друга | 1. Введение новой лексики «Продукты питания». 2.Развитие звуковой культуры немецкой речи – отработка в произношении новых слов. | der Käse. das Brot,die Butter usw.
|
54 | В гостях | 1.Активизация изученной лексики, расширение словаря. 2.Тренировка в употреблении конструкции Ich mag Banane.. | Apfel, Birne, Orange,Traube,Pfirsich |
| 55 | В гостях Считалочки. | 1.Активизация и закрепление изученной лексики в речи. 2.Употребление конструкции Ich mag Banane.. 3.Разучивание считалочки. |
|
56-57 | Одежда. | 1.Введение новой лексики по теме «Одежда», тренировка в правильном произношении слов. 2.Повторение изученных в течение года стихов. | die Hose.,die Bluse,die Mütze,der Rock,das Kleid.
Презентация «Одежда». |
58 | Одежда. Наряжаем куклу. | 1.Активизация изученной лексики по теме «Одежда» и названий цветовых оттенков. 2.Развитие монологической речи, тренировка в употреблении речевого образца Ich ziehe mich an. | Die Hose.,die Bluse,die Mütze,der Rock,das Kleid.
Презентация «Одежда».
Ich ziehe mich an. |
59 | Одежда. Обобщающее занятие. | 1.Повторение и закрепление лексического материала по изученной теме. 2.Расширение предложений, употребление союза und. 3.Развитие монологической речи, описание своей одежды. | Ich ziehe die Bluse und die Hose an. |
| 60 | Моё тело. | 1.Введение новой лексики, обозначающей части лица и тела человека. 2. Развитие звуковой культуры английской речи – тренировка произношения звуков, отработка в произношении новых слов. | die Augen,die Nase,der Mund,die Hand, die Füße.die Lippen.
Презентация «Мое тело» |
61 | Моё тело.”Punkt,punkt…” Стихотворение | 1.Активизация изученной лексики по теме «Мое тело». 2.Тренировка в употреблении речевых образцов Das ist…das sind… 3.Разучивание стихотворения , работа над произношением. | Das ist…das sind… Стихотворение ”Punkt,punkt…” |
62 | Моё тело. Обобщающее занятие. | 1.Закрепление в речи лексики по теме занятия. 2.Развитие монологической речи, учить связно рассказывать о своем теле. | Стихотворение ”Punkt,punkt…” |
63-64 | «Теремочек» Подготовка к итоговому концерту. | 1.Активизация в памяти детей сказки «Теремок», аудирование сказки на немецком языке. 2.Распределение ролей для постановки сказки. | Сказка «Теремок» на немецком языке. |
| 65 | «Теремочек» -тренировка инсценировки сказки. | 1.Инсценировка сказки «Теремок» с использованием знакомых стихотворений. 2.Отработка произношения стихотворений. | Стихи: Песенки: |
66- 68 | 67 | Wiederholung
Итоговый концерт. |
|