Внеклассная работа.
Одним из видов внеклассной работы является массовая физкультурная и спортивная работа.
Задачи внеклассной работы:
содействовать выполнению стоящих школой учебно -
воспитательных задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма,
разностороннему физическому развитию учащихся;
- углублять и расширять знания, умения и навыки, полученные на уроках физкультуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у
школьников;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать любовь к систематическим занятиям физической
культурой и спортом.
Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является
материал учебной программы по физической культуре, используемый с
целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении
различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложненных, в
частности на местности.
Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом
программный материал по играм значительно расширяется за счет
дополнительных игр, близких по своему содержанию к программе. Особое
внимание при проведении внеклассных мероприятий, в том числе и игр,
уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках.
Зимой проводятся занятия на лыжах, а также катание на санках и коньках,
хотя это и не предусмотрено школьной программой.
27
Чтобы добиться массового охвата детей внеклассной работой,
используются самые разные формы организации и про ведения занятий с
детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической
подготовленности. Основные формы - «часы игр», пешие и лыжные
прогулки, походы, катание на санках, занятия в группах общей физической
подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в
спортивных секциях.
Основной организационной формой для проведения внеклассной
работы является кружок физической культуры.
Всю работу кружок проводит по плану, утвержденному директором школы.
В каждом классе избирается физорг, который вовлекает учеников в работу
кружка физкультуры и организует их для участия в различных мероприятиях.
Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В
первую очередь создается секция общей физической подготовки,
занимающаяся весь учебный год: осенью - играми, легкой атлетикой и
гимнастикой; зимой - лыжной подготовкой, играми; весной - играми,
гимнастикой и легкой атлетикой.
В учебной группе секции состоит 10-12 человек. Комплектование
групп производится с учетом возраста и физической подготовленности. В
период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество
участников зависит от условий соревнований. Занятия групп проводятся
один-два раза в неделю, в свободное от работы время, по расписанию,
утвержденному директором школы. Продолжительность каждого занятия
должна быть не более 60 минут.
Кроме секции ОФП, в школе могут быть организованы секции по
видам спорта. Основной направленностью любой спортивной секции
является развитие физических качеств учащихся, совершенствование ранее
изученного материала.
Прогулки, экскурсии, походы проводятся для каждого класса отдельно.
Как правило, они проводятся пешком, зимой могут быть использованы пыжи.
28
Протяженность маршрутов не должна превышать 5-6 км, в оба конца
для учащихся 1-4 классов, 7-10 км, для средних и старших классов. При этом
в середине пути необходим отдых в течение 1-2 часов.
Небольшие прогулки могут проводиться В любой учебный день;
прогулки и экскурсии на большое расстояние, а также походы - только в
выходные и каникулярные дни. Каждое из этих мероприятий тщательно
готовиться, план проведения подробно разрабатывается. В плане
предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места
непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в пути и на
большом привале, инвентарь, личное и коллективное снаряжение
участников. Чаще всего руководителем является учитель, но к участию в
походах следует привлекать медицинского работника и родителей.
Игры и развлечения самые простые и массовые формы внеклассной
работы. Игры организуются как с небольшой группой учеников, так и с
большими группами. Игры следует проводить в виде «часа игр».
«Часы игр», проводятся на открытом воздухе и лишь в ненастную,
ветреную и холодную погоду в закрытом помещении. Игры должны быть
простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными,
увлекательными и соответствовать возрасту и подготовленности детей.
Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным
содержанием и нагрузкой и чтобы они правильно чередсвались. Если
вводятся новые игры, которые не были пройдены на уроках, то их в занятии
не должно быть более двух.
Любимыми развлечениями зимой являются катания с горок на санках.
Кроме того, спуски могут сопровождаться дополнительными упражнениями:
поднять на ходу малый мяч, снять стоящий флажок, проехать под ВОРОТаМИ,
бросить мяч в цель и т. Д. С учащимися можно про водить соревнования по
спуску с горок и эстафеты с санками.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных,
увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию. Они
содействуют систематическим занятиям физкультурой, повышают
физическую подготовленность, сплачивают детский коллектив.
Соревнования включаются в общий годовой план работы школы. В
начале учебного года точно определяются сроки про ведения, положение и
программа каждых соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно
проводится подготовка к ним.
Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в
котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и
место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет,
порядок награждения участников и команд, форма заявки и сроки её
представления.
Программа соревнований составляется с учетом физической
подготовленности учащихся.
В программу межшкольных соревнований (8 вида), включены
следующие виды: легкая атлетика, кросс, футбол, волейбол ( Пионербол),
настольный теннис, плавание, лыжные гонки, коньки, баскетбол, «Весёлые
старты», легкоатлетическое многоборье (бег, прыжки, метания).
Результаты соревнований и награждение победителей, надо
про водить сразу после соревнований.
Наблюдения и практический опыт говорят о том, что ученики
вспомогательной школы, имеющие нейродинамические особенности,
нуждаются в повышенной двигательной активности. Это актуально и для
детей массовой школы.
При физическом воспитании учащихся вспомогательной школы, где
важными задачами являются укрепление здоровья и закаливание организма,
коррекция и компенсация нарушений физического развития, двигательная
нагрузка должна быть достаточной, но занятия надо про водить со строгим
учетом структуры дефекта каждого ученика, знания его возможностей.
Учитывая особенности наполняемости класса (10-12 человек) и
специфику задач урока, можно прибегать к объединению двух классов.
Проведение уроков с двумя классами с применением игровых методов
повышает интерес учащихся к занятиям и дает возможность повысить
двигательную нагрузку в два раза. Про ведение занятий, построение системы
уроков опирается на ряд специальных принципов.
Онтогенетический принцип. В ходе развития функций и коррекции
недостатков педагог опирается на знание нормы формирования физических и
физических процессов.
Принцип комплексного воздействия на детей в ходе их обучения и
воспитания. Учитель решает образовательные и коррекционные задачи
физического воспитания детей в связи с их умственным развитием. При этом
используется комплекс разнообразных, дифференцированно применяемых
средств.
Принцип дифференцированного подхода к детям в ходе урока и его
подготовки. Контингент вспомогательной школы не однороден по характеру
и степени выраженности интеллектуального нарушения, по состоянию
здоровья, особенностям нейродинамики, эмоционально-волевой сферы,
поведению. Среди детей есть заторможенные, медлительные и
расторможенные, снеадекватными реакциями, агрессивные. Коррекционно-
педагогический процесс следует строить, опираясь на сохранные функции,
потенциальные возможности развития ребенка.
Принцип 0п0РЫ на ведущий вид деятельности. В начале обучения
широко используется игровая деятельность в разных её вариантах.
Принцип педагогической компетенции и гуманистическая позиция
учителя. Педагог, работающий с детьми, имеющими ограниченные
возможности, должен обладать не только суммой знаний из области
педагогических наук и большим набором необходимых умений, но и иметь
твердые нравственные принципы, позицию гуманиста. Это находит
JI
· .. _- .. _ .. _-------------_
отражение в стиле общения с детьми, уважительном отношении к ним как к
полезным членам общества, сотрудничестве со школьниками как с равными.
Литература
Мозговой В.М.
Программы по физическому воспитанию специальных (коррекционных)
школ для умственно отсталых детеЙ.(l- 10 кл ).М., 1996 - 1997гг.
2. Бгажнокова И.М.
Психология умственно отсталого школьника. М.,
3. Забрамная С.Д.
Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.,
Просвещение, «Владос» 1995г.
4. Медведева В.М. Физическая культура в компенсации нарушений
развития учащихся вспомогательных школ. г. Харьков 1979 г.
5. Юровский С.Ю. Физкультурно-спортивная работа во
вспомогательной школе.
6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М.,
Просвещение. 1983 г.
7. Шебеко В.Н. Шишкина В.А. Ермак Н.Н. Методика физического
воспитания в дошкольных учреждениях. Минск. Издат.
«Университетское». ! 998 г.
8. Игра и упражнения по развитию умственных способностей у детей.
М., Просвещение. 1989 г.