СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль внеклассной работы по географии велика. Географическая любознательность учеников  из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве учителя) не может быть удовлетворена на уроках. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Поэтому для многих школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеклассная работа является дополнением к учебным занятиям.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по географии»

Содержание



Введение 3

Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 5

1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 5

1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии 6

Глава 2. Формы внеклассной работы по географии 9

2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися 9

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии 12

Заключение 21

Литература 22




Введение

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету.

Роль внеклассной работы по географии велика. Географическая любознательность учеников из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве учителя) не может быть удовлетворена на уроках. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Поэтому для многих школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеклассная работа является дополнением к учебным занятиям.

В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеклассное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашего края, полюбить родную землю, научиться разумно использовать ее богатства, ценить их и беречь. Вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обусловило выбор темы реферата.

Основной целью реферата является изучение особенностей внеклассной работы по географии, ее основных форм и методов.

Для достижения цели реферата были поставлены конкретные задачи, а именно:

1. Собрать и проанализировать научную литературу по теме.

2. Описать цели и задачи внеклассной работы, показать ее значение.

3. Раскрыть содержание внеклассной работы и основные требования к ней.

4. Рассмотреть основные формы и методы внеклассной работы.

Реферат состоит из двух глав.

В первой главе описываются основные цели и задачи внеклассной работы в школе, ее значение, раскрывается ее содержание и педагогические требования к ней.

Вторая глава посвящена основным формам и методам внеклассной работы по географии.

В процессе работы над темой была изучена и проанализирована учебная литература.

Одним из источников реферата является «Внеурочная работа по географии» под редакцией И.И. Бариновой, в которой содержится характеристика внеклассной работы по географии и педагогические требования к ней.

Формы внеклассной работы по географии и их классификация подробно описаны в выпускной работе Кыргыс У.С. «Внеклассная работа по географии».

В сборнике «География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах» под редакцией Н. А. Касаткиной представлены разнообразные формы внеклассной работы: КВН, конкурсы эрудитов, викторины, игры, сценарии праздника и др.




Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии
    1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение



Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Она должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

От работы на уроке она отличается целями, содержанием, формами и методами.

Целью внеклассной работы является обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.Внеклассная работа должна быть направлена на организацию реальной социальной деятельности, т.е. общественно полезной работы, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках географии знания и умения в практической деятельности, что в будущем позволит им адаптироваться к окружающей среде.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения предмета.

Основными задачами внеклассной работы по географии являются формирование познавательного интереса к предмету, углубление и расширение содержания изучаемого предмета, развитие индивидуальных способностей учащихся, применение дифференцированного подхода к каждому ребенку, профессиональное ориентирование учащихся, совершенствование умения по использованию источников географической информации [12, с. 4].

Внеклассная работа по географии связана с групповой и коллективной работой. Совместная деятельность воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесной взаимосвязи теоретических знаний с жизнью и с практикой, формирует профессиональные интересы учащихся.

1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии


Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы по географии выделяются три основных направления:

  1. Пополнение и углубление знаний в формате содержания школьного географического образования, по вопросам, вызвавшим повышенный интерес учащихся, знакомство с новыми географическими терминами, причинно-следственными связями, формирование более полного образного представления о географической картине мира.

  2. Содействие формированию географических, в том числе и картографических умений учащихся: ориентированию и измерению расстояний на местности, движению по азимуту, проведению глазомерной съемки и составлению плана местности, умению простого и сложного чтения географических карт.

  3. Формирование умений и навыков исследовательского характера. В походах и на экскурсиях, в результате выполнения исследовательских проектов учащиеся учатся проводить наблюдения и обрабатывать и оформлять их результаты в виде рефератов, докладов, дневников, альманахов, электронных презентаций, работать с дополнительными источниками географической информации [9. с. 49].

Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами, а именно: биология, история, физика, химия, литература и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции, которая позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи.

Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но для того, чтобы внеклассная работа не была похожа на урок, нужно использовать разнообразные формы и методы организации этих занятий.

Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно-полезная направленность;

  • профессиональная направленность;

  • экологическая направленность;

  • краеведческая направленность;

  • современность содержания и форм внеклассной работы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

  • сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

  • системность, непрерывное развитие внеклассной работы [3, с. 21].

Общественно-полезная направленность внеклассной работы по географии обеспечивает удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся, которое осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановок опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д. [7, с. 10].

Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества. Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.

Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.

Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Она должна отражать все новое, а именно: производственные достижения в родном крае и новые направления в развитии экономики.

В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют формированию оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки учащихся.

Следующее требование к организации внеклассной работы по географии – сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.

Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеклассную работу по географии был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому организовывать и проводить внеклассные мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе по географии.

Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность, которая обеспечивается планированием внеклассной работы, преемственностью содержания, форм и методов ее организации, традициями школы.

Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.

Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников [7, с. 12].

Глава 2. Формы внеклассной работы по географии 2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися


Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, на который планируется внеклассная работа.

Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся.

Эпизодическая внеклассная работа предназначена для проведения отдельных разовых мероприятий, заданий. К таким мероприятиям относятся вечера, походы, олимпиады, конференции.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую и индивидуальную формы работы, которые находятся в тесной взаимосвязи [12, с. 6].

К массовым формам внеклассной работы относятся недели географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.

К групповым формам внеклассной работы относят факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы, которые охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная внеклассная работа – это подготовка рефератов, докладов, презентаций, заданий исследовательских проектов и др.
Формы внеклассной работы по географии могут быть различными, все зависит от целей и содержания. Любая форма организации внеклассной работы должна наиболее полно раскрывать развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями.

Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.

Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:

  • повышение качества географических знаний и умений школьников;

  • интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся, направленный на повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;

  • рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;

  • повышение качества знаний по другим предметам;

  • приобретение умений работы с различными источниками информации;

  • повышение общего уровня культуры школьников [3, с. 34].

Все перечисленные показатели эффективности внеклассной работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении, в ходе анкетирования, при изучении творческих работ школьников [7, с. 19].

Существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.

Для массовых форм показателем эффективности служит вовлечение учащихся в работу, соблюдение дисциплины при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав в кружках, коллективная работа на занятиях. Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся.

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии


Географические кружки являются одной из наиболее распространенных форм внеклассной работы. Они выполняют функции, способствующие воспитанию активности, самостоятельности, формирующие познавательные интересы учащихся, дающие возможность системного, углубленного изучения интересующей их темы.

Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же это наиболее подходящая форма работы для среднего звена школьников. Если работа в кружке имеет общественную значимость, то активность учащихся возрастает. Поэтому в работе кружка необходимо это учесть и выбрать виды общественно полезной работы, направленные на организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленения участка и т. д.

Для отдельных учеников или группы учащихся необходимо составлять отдельные задания с учетом интересов каждого из них. В процессе разнообразной деятельности учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

Проведение факультативных занятий способствует углубленному приобретению знаний, развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что географические факультативы вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, а также учет возрастных особенностей детей [2, с. 17].

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования.

Таким образом, факультативы – это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерна постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Результатом занятий школьников в различных факультативах являются успехи по предмету и четкая профессиональная ориентация уже в школе.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и оформления материалов, являющихся источниками по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

При организации музея необходимо осуществлять собирательскую и поисковую работу. Основой создания музея является краеведческая работа, которая опирается на самоуправление и инициативу учащихся.

Между деятельностью музея и учебным процессом в школе существует тесная связь. Следует продумать, какие темы уроков могут проводиться с использованием музейных экспонатов или непосредственно в самом музее.

Одной из наиболее перспективных и интересных форм работы для учащихся является клубная форма внеклассной работы. Она отличается от других форм работы разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, привлечением учащихся разного возраста. Основными формами занятий школьного клуба являются лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.


Заседание клуба осуществляется один раз в месяц. Работа клуба проходит по плану. В плане мероприятий указывают сроки и ответственных за их проведение.

При клубной форме работы больше внимания уделяется практической деятельности учащихся, организации их общественно полезного труда и меньше внимания – теоретическим методам работы с литературой, справочниками и т. д.

Олимпиада – это одна из важных форм внеклассной работы, способствующая развитию познавательного интереса учеников к географии. Целью проведения школьной олимпиады является вовлечение большого числа учеников во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

Кроме развития познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию.

Олимпиады по географии подводят итоги всей внеклассной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки.

Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. При составлении вопросов нужно учитывать связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательным условием является включение вопросов краеведческого природоохранного характера.

При проведении краеведческих олимпиад необходимо сочетание научности, проблемности и занимательности. Олимпиады можно проводить в несколько туров. Задания для олимпиад должны быть интересными, содержательными, оригинальными, «нестандартными», заставлять отвечающих применять свои знания в новых условиях, требовать не простого воспроизведения, а глубоких размышлений. Кроме того, должны быть вопросы как на проверку фактов и знания теорий, так и на проверку практических умений школьников [9, с. 48].

При подготовке и проведении олимпиады необходимо, чтобы все ее участники находились в равных условиях. Олимпиады должны проводиться между учениками одного возраста. В их содержание нужно включать как сложные, так и доступные для большинства участников задания.

Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии. Чаще всего тематика географических вечеров связана с какими-либо выдающимися историческими или юбилейными датами. Для подготовки к географическому вечеру необходимо определить его тематику, подобрать необходимую литературу и оформление по теме, написать сценарий.

Тематика вечера обычно определяется учащимися, занимающимися в географических кружках, с помощью учителя. Сценарий могут готовить самостоятельно старшеклассники. Если вечер готовят впервые, основную работу по подготовке сценария выполняет учитель.

Работа начинается за 1,5–2 месяца, чтобы можно было без перегрузки подготовить все необходимые материалы, провести репетиции, оформить зал.

Особое место в содержании внеклассной работы уделяется знакомству школьников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых – географов, путешественников. Эта тематика направлена на расширение кругозора учащихся, их профессиональную ориентацию, развитие интереса к географической науке.

Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. С помощью конференций удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу большое количество учащихся, осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

Проведению конференций предшествует длительная работа. Обычно за полтора-два месяца до ее начала учитель предлагает учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначает консультации. Активному вовлечению учащихся в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции.

Успеху конференции способствуют выставка литературы по данной проблеме, выпуск тематической стенной газеты, обзор по лучшим рефератам, схемы, таблицы, изготовленные учащимися слайды, кинофильмы, способствующие наглядному осмыслению вопроса. Конференции поводятся в форме игр, когда участвующим в них предлагается роль журналиста, посла страны, сотрудника НИИ и т. д. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды и мнения. Однако проводить конференции в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы, тогда польза от проведения такой конференции будет существенной.

Проведение устных журналов по географии направлено на удовлетворение любознательности учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т. д. Выпуск одного устного журнала состоит из 5–6 страниц, каждая из которых имеет определенное название.

Проведение устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими вступлениями или музыкальной вставкой.

Интересными являются устные журналы, посвященные определенной проблеме, например охране природы. Одну из страничек этого выпуска целесообразно посвятить знакомству с литературой по данному вопросу. Начинается страница обычно со знакомства с автором книги, дается краткая аннотация к ней, затем идут 2–3 сообщения по важнейшим разделам книги. Во многих школах к устному журналу выпускают стенные газеты, плакаты, оформляют выставки книг.

Устные журналы являются эффективной формой внеклассной работы, тесно связанной с другими формами: викторинами, конференциями и т. д. Они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель направлена на повышение интереса к предмету, закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников [4, с. 14].

Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст учащихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снизит познавательный интерес. Наиболее ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов.

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся, развивает память учеников. Учитель в результате проведения викторин имеет возможность следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

Географические игры позволяют моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

План проведения недели географии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.

Неделю географии в школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.

Внеклассную работу по географии трудно представить без выпуска стенных газет.

Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Рабочие номера газет отличаются строгостью, деловитостью в содержании, оформлении материала, манерой изложения. Тематические газеты обычно посвящены определенной тематике и выпускаются не чаще 2–3 раз в год. Экстренные стенные газеты, содержащие экспресс-информацию, содержат особую четкость и точность мыслей, краткость изложения, яркость и выразительность оформления.

Учителю географии следует помнить, что оформление газеты должно соответствовать ее содержанию. Стенные газеты должны выпускаться, как правило, не реже одного раза в месяц, а также при подготовке к массовым мероприятиям по географии. Следует помнить и то, что воспитательное воздействие стенной газеты будет более эффективным, если ее содержание будет насыщено идейным смыслом, а также, если газета будет иметь постоянное место.

При работе над стенной газетой необходимо определить ее ведущую идею или тему, затем подбирать статьи, а к ним иллюстрации. После этого следует составить схему предлагаемой газеты, а затем оформить ее.

Кроме школьных стенных газет, к числу школьных географических изданий относятся журналы, сборники, альбомы, дневники, плакаты. Подготовка этих изданий является результатом совместных усилий ряда предметников: географа, литератора, историка, биолога, учителя рисования. Такая совместная работа способствует более успешному достижению образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

Школьные географические журналы выпускаются два-три раза в год. Тематика их может быть весьма разнообразной: либо это подготовка и отражение знаменательных событий в жизни страны, родного края, либо знаменательные даты географической науки, либо освещение наиболее актуальных географических проблем современности. Например, основой для создания школьного журнала может послужить тема сочинения «Природа в произведениях русских и советских писателей», «Природа нашего края». Лучшие работы учащихся, с точки зрения учителей литературы и географии, составляют основу журнала. Оформить эти работы помогает учитель рисования. Как правило, журналы хранят в кабинете географии или географическом музее.

Также доступными для всех являются плакаты. В школах проводят тематические смотры-конкурсы плакатов «Берегите природу!», «О братьях наших меньших». В этих конкурсах принимают участие школьники разного возраста. К числу географических заданий можно отнести и оформление альбомов по краеведению. По результатам работы географических краеведческих кружков, факультативов создают альбомы «Природа нашего края», «Топонимика нашего города» и т. д. Это очень ценный материал, который может быть широко использован как на уроках географии, так и во внеклассной работе.

Выпуск различных географических изданий имеет большое образовательно-воспитательное значение: помогает оформить результаты работы учащихся, сделать их всеобщим достоянием, убедить и самих исполнителей и других школьников в полезности данной работы, развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к труду.

Опыт показывает, что создание таких географических изданий при школьном географическом кабинете, при географическом клубе или кружке является одним из лучших способов агитации школьников для участия во внеклассной работе по географии.
























Заключение

Повышение качества обучения и воспитания достигается при помощи сочетания работы на уроке с внеклассной работой. Внеклассная работа оказывает существенное влияниена учащихся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Внеклассная работа играет важную роль в воспитании и образовании учащихся.

География как учебный предмет оказывает влияние на мировоззрение учащихся, убеждая их в необходимости познания географических закономерностей и бережного отношения к природе.

Все названные формы внеклассной работы имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

Для организации любой внеклассной деятельности учащихся необходимо:

учитывать интересы и потребности учащихся, четко планировать внеклассную работу и определять ее конечные результаты,применять предшествующий уровень подготовки учащихся и связь внеклассной работы с основными курсами географии, использовать связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы, уделять внимание общественно полезной деятельности учащихся.

Таким образом, в реферате рассматриваются формы внеклассной работы и характеризуются их особенности. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно использовать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом. Информация, содержащаяся в реферате, поможет, в том числе, начинающим учителям и будет хорошим подспорьем в их работе.

Литература


  1. Абдурахмонов Б.М. Значение внеурочных занятий для формирования географической культуры школьников // География и экология в школе. – 2012. - №6. – С. 30-31.

  2. Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – 125 с.

  3. Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

  4. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопроссы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

  5. Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. – М.: Московский лицей, 1996. – 192 с.

  6. Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.

  7. Кыргыс У.С. Внеклассная работа по географии [Текст]: вып. квалиф. раб. (050103) / Кыргыз Улья Сергеевна; Тувинский гос. унив. – Кызыл, 2015. – 63 с.

  8. Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учителей географии и студентов географ. Спец. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. М.А. Никоновой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 188 с.

  9. Мукаева Л. А., Солтахмадова Л. Т., Гайрабекова М. Т. Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 47-50.

  10. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся // География в школе. – 2000. – №6. – 80 с.

  11. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. – М.: Просвещение, 1979. – 89 с.

  12. Фомина Е.И. Внеклассная работа на уроках географии [Текст]: автореф. дипломной работы (050103) / Фомина Елена Имангалиевна; Саратовский нац. исслед. гос. унив. им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2016. – 13 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!