СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа по русскому языку как средство развития интереса обучающихся к изучению предмета

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первом разделе работы рассматриваются теоретические аспекты специфики организации внеклассной работы по русскому языку.  Во втором разделе раскрыты методические подходы к организации работы кружка для обучающихся 5 класса «Лексическое богатство русского языка» и проведению предметной недели русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по русскому языку как средство развития интереса обучающихся к изучению предмета»

43


«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК средство развития интереса обучающихся к изучению предметА»


Клетинская Марина Георгиевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «ШКОЛА №43 Г. ДОНЕЦКА»

АННОТАЦИЯ

Для современного этапа функционирования системы школьного образования характерны поиск и разработка эффективных форм развития интереса у обучающихся к учебным предметам. Одним из видов деятельности, широко используемой в процессе обучения и воспитания обучающихся, является внеклассная работа по учебным предметам. Эта деятельность проводится параллельно с классной и служит средством расширения, углубления и совершенствования знаний, полученных обучающимися в школе.

Цель: выявить эффективные формы организации внеклассной работы по русскому языку.

Задачи:

  • определить значение внеклассной работы по русскому языку;

  • описать принципы организации внеклассной работы по русскому языку;

  • проанализировать содержание, методы организации внеклассной работы по русскому языку;

  • рассмотреть методику организации и проведения внеклассных мероприятий и выявить наиболее эффективные формы.

Структура работы включает введение, два раздела, выводы, список литературы и приложения.

В первом разделе работы рассматриваются теоретические аспекты специфики организации внеклассной работы по русскому языку.

Во втором разделе раскрыты методические подходы к организации работы кружка для обучающихся 5 класса «Лексическое богатство русского языка» и проведению предметной недели русского языка.

В приложениях представлены программа кружка, план проведения предметной недели, разработка внеклассного мероприятия.

В ходе исследования было выявлено, что хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большое пространство для пробуждения интереса обучающихся к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, способствует повышению речевой культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….

4

Раздел 1. Внеклассная работа по русскому языку как важная составляющая учебно-воспитательной работы в школе ……………………


6

1.1. Значение внеклассной работы по русскому языку …………………….

6

1.2. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку ……………….

6

1.3. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку …….

8

1.4. Содержание внеклассной работы по русскому языку …………………

14

1.5. Формы внеклассной работы по русскому языку ……………………….

15

1.6. Эффективные методы организации внеурочной деятельности по

русскому языку в рамках ГОС ……………………………………………….


20

Раздел 2. Методика проведения внеклассных мероприятий ……………….

22

2.1. Кружок как наиболее эффективная форма внеклассных занятий ……..

22

2.2. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности ……………………………………………………………………….


25

Выводы …………………………………………………………………………

31

Список использованной литературы …………………………………………

33

Приложение 1 ………………………………………………………………….

35

Приложение 2 ………………………………………………………………….

42

Приложение 3 ………………………………………………………………….

45











ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа по русскому языку, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой обязательный элемент организованной работы общеобразовательной организации. Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у обучающихся интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках.

Актуальность темы заключается в том, что во внеклассной работе особенно ярко раскрываются естественные потребности ребенка, в частности в активной деятельности и самоутверждении. Эта деятельность позволяет обучающимся выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, которые отличаются от роли воспитанника, то есть это особая сфера, где обучающиеся смогут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я».

Объектом данного исследования является внеклассная работа по русскому языку.

Предмет исследования – формы организации внеклассной деятельности по русскому языку, отвечающие требованиям государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования.

Цель – выявить эффективные формы организации внеклассной работы по русскому языку.

Задачи:

- определить значение внеклассной работы по русскому языку;

- описать принципы организации внеклассной работы по русскому языку;

- проанализировать содержание, методы организации внеклассной работы по русскому языку;

- рассмотреть методику организации и проведения внеклассных мероприятий и выявить наиболее эффективные формы.

Гипотеза исследования – хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к изучению русского языка, повышает мотивацию к обучению, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру.

При написании выпускной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы; изучение сведений; прогнозирование; сравнение;

эмпирический метод: моделирование.






















РАЗДЕЛ 1. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1.1. Значение внеклассной работы по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку – обязательная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и служит средством расширения, углубления и совершенствования знаний, полученных обучающимися во время учебных занятий. Какими бы содержательными и методически совершенными ни были уроки языка, учитель не добьется желаемых результатов, если не организует систематическую и многогранную внеклассную работу. Под внеклассной работой по языку подавляющее большинство методистов понимает целенаправленные организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся языковые занятия с ними с целью углубления знаний, умений, укрепления навыков, развития способностей и общественной активности детей.

Значение внеклассных занятий состоит и в том, что обучающиеся овладевают многими необходимыми в практической жизни навыками: подбирать материал на нужную тему, пользоваться словарями-справочниками, выступать перед аудиторией, по радио, в стенной печати, организовывать вечера, выставки, конкурсы, изготовление наглядных пособий [4, с. 347].

Государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям обучающихся. В стандартах отмечается, что образовательная организация должна создать условия для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и

талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности.


1.2. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку [13, с. 4].

Целями внеклассных занятий по русскому языку являются:

1. Расширение и углубление знаний о языке, которые обучающийся получает на уроке. Пополнение этих знаний может происходить частично путем привлечения внепрограммного материала, т.е. материала, который не может рассматриваться как обязательный для всех обучающихся [17, с. 373].

2. Повышение интереса обучающихся к языку как учебному предмету и воспитание в них любви к русскому языку великого русского народа, к истории народа – его создателя, к исторической жизни языка, его богатейшим средствам выражения мысли.

Внеклассные занятия прямо или косвенно могут содействовать и укреплению навыков учащихся в области русского языка (прежде всего речевых – устных и письменных, а затем орфографических и пунктуационных). Они позволяют пользоваться такими методическими приемами, которые не всегда и не в полном объеме могут быть использованы на уроке.

3. Совершенствование у обучающихся навыков анализа, классификации, отбора фактов языка по определенным признакам и темам и тем самым повышение уровня языкового развития.

Задачами внеклассной работы по русскому языку в школе являются:

1. Идейно-политическое воспитание обучающихся, формирование их творческой активности.

2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

3. Дальнейшее углубление и развитие интереса обучающихся к изучению русского языка.

4. Расширение запаса знаний обучающихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи.

5. Выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитание у слабоуспевающих веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку [13, с. 4].

Умело и интересно проведенные внеклассные занятия помогают обучающимся углубиться в историю происхождения и значения слов, изучать вопросы появления языка, письма, изучить развитие словарного богатства; обучающиеся глубже познают законы языка, полнее осмысливают художественно-изобразительные средства, приучаются работать с доступной научно-популярной литературой по языкознанию, с различными типами словарей, подбирать нужные материалы из рекомендованных учителем книг, учатся изготавливать наглядные пособия, редактировать материалы в стенгазету, писать аннотации, тезисы, рефераты, работать над совершенствованием устной и письменной речи.


1.3. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку представляет собой форму его углубленного изучения для удовлетворения индивидуальных запросов части обучающихся, а также для развития у всех обучающихся интереса к русскому языку.

При организации внеклассной работы учитель опирается на общедидактические принципы, а именно:

1) принцип индивидуального подхода, ибо специфика внеурочных занятий требует внимания к дифференциации и персонализации обучения;

2) принцип наглядности;

3) принцип сознательности и активности;

4) принцип научности;

5) принцип доступности;

6) принцип систематичности и последовательности [1, с. 292].

Согласно принципу индивидуального подхода к обучающимся содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует обучающихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов обучающихся.

Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность обучающихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

Осуществление принципа наглядности на внеклассных занятиях также получает дополнительные оттенки: наглядность здесь является, например, одним из важных средств создания занимательности – необходимого компонента внеурочной работы [18, с. 10].

Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность обучающихся внеклассной работой и творческую удовлетворенность ее результатами [18, с. 10]. Участники внеклассных занятий могут оказаться и в роли «поглотителей» информации, и в роли активно добывающих ее. Заинтересованность учащихся незнакомыми сведениями, новыми фактами при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Активность (в посещении занятий, в реакции на сообщаемый материал) не подкрепляется в этом случае самостоятельной работой, снижается сознательность усвоения знаний. Поэтому заинтересованность учащихся должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через активную деятельность: понимание необходимости приобретенных знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его сущность [18, с. 11].

Принцип научности состоит в требовании сообщать обучающимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики должно неукоснительно выполняться учителями-словесниками не только на уроках, но и во внеклассной работе [13, с. 5]. Принцип требует не превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным [18, с. 11].

Весьма важным для организации внеурочных занятий с обучающимися является принцип доступности преподносимого материала. Учителю следует помнить, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он не должен превышать возрастные возможности детей.

Принцип систематичности и последовательности. Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед обучающимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит обучающимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести обучающихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному [13, с. 5].

Вместе с тем внеклассная работа строится также на основе частных методических принципов, соответствующих специфике внеурочной учебной деятельности и позволяющих ее наиболее оптимально и результативно организовать. Среди них следующие принципы:

- избирательность;

- научная углубленность;

- практическая направленность;

- занимательность.

Возраст и подготовленность обучающихся, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них учащихся, традиции образовательной организации и т.д., равно как и задача, стоящие перед нею, требуют ограничения содержания работы, будь то обязательная программа по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности. Сказанное обуславливает действие во внеучебной работе принципа избирательности.

Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для начального этапа, выполняющего агитационную роль, служащего своеобразным трамплином для развертывания систематической внеклассной работы по русскому языку, характерно преобладание массовых форм. Публицистичность таких тем, как «Русский язык за рубежом», «Богатство и выразительность русской речи», «Борьба за чистоту русского языка» и др., делает их основными при проведении на этом этапе праздников русского языка, в выпуске газет и бюллетеней, в оформлении уголка и т.п. Позднее целесообразно использовать соотношение массовых и групповых форм, участники которых являются, как правило, инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Последние служат и формой отчета о деятельности кружка или клуба [18, с. 12].

Действие принципа научной углубленности проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу, или слабо в ней представлены («Ономастика», «Этимология», «История обучения русскому языку» и др.), но и в том, например, что программные темы даются здесь шире, чем в учебнике. Учащимся сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы. Так, тема «Фразеология русского языка» может стать сквозной, составляя программу целого года. То же можно сказать о темах «Общеупотребительные слова», «Диалектные и профессиональные слова», «Культура речи и стилистика» и др.

Научная углубленность выражается и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике, или теоретическое обоснование изучаемых на уроках правил, в частности орфографических и пунктуационных.

Принцип научной углубленности касается и таких тем, которые достаточно полно отражены в программе и не требуют какого-то расширения. Иными словами, принцип научной углубленности осуществляется также в результате установления разнообразных межпредметных связей.

Научная углубленность требует использования на внеклассных занятиях современных методов обучения, а также методов лингвистической науки (естественно, с учетом возраста и возможностями учащихся) [18, с. 13].

Принцип практической направленности воплощается, прежде всего, в связи классных и внеклассных занятий, которая, естественно, не сводится к узкопрактическому (прагматическому, утилитарному) аспекту, превращая внеклассные занятия в дополнительные, в придаток к уроку. Постоянные контакты с обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у учащихся знания помогают лучше осуществлять общие задачи обучения русскому языку, расширяют сферу приложения приобретенных ими на уроках знаний, способствуют укреплению умений и навыков (лингвистического анализа, практического владения языком, правописания).

Реализация принципа практической направленности проявляется и в тесной связи изучения русского языка (в урочной и внеурочной работе) с жизнью: показ учащимся роли русского языка в разных ее областях, практической значимости получаемых знаний о родном языке, для чего учитель находит убедительные примеры конкретного приложения (не только и, пожалуй, не столько) языка в целом или каких-то его разделов, но и самых разных явлений, отдельных фактов.

Вполне естественным для каждого учителя русского языка является, например, показ учащимся практического применения алфавита, необходимости знания его. Убеждают учащихся и факты, свидетельствующие о важности знания орфографии и пунктуации (здесь часто приходится идти от противного, предлагая задачи, начинающиеся словами: «Что было бы, если бы не было…»). Огромную роль играют также занятия стилистикой, раскрывающие «работу» одного и того же языкового явления в разных стилях речи.

Принцип практической направленности находит свое осуществление и в общественно полезной деятельности участников внеклассных занятий: проведение ими работы с учащимися начальной школы (беседы, рассказы, чтение вслух и т.п.), изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для газеты и др.) [18, с. 15].

Принцип занимательности. Данный принцип, как отмечает Н.Н. Ушаков, находит свое выражение в разнообразии и вариативности форм содержания внеклассных занятий.

Широко используемые на уроках методы обучения: слово (рассказ) учителя, беседа, самостоятельная работа – не могут быть перенесены на внеклассные занятия без всякого изменения.

Специфика указанных методов при использовании на внеклассных занятиях определяется, прежде всего, большой долей непринужденности обучающихся в работе, когда перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чем говорил в ходе занятий учитель. А эта непринужденность, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создает атмосферу большой заинтересованности обучающихся в работе.

На внеклассных занятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества обучающихся. Все это, способствует успешной реализации принципа занимательности, порождает у обучающихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики [13, с. 7].

Однако внеурочная работа имеет и свои специфические принципы. К ним можно отнести взаимосвязь внеклассных и классных занятий и принцип добровольности участия.

Связь внеклассной работы с работой в классе заключается в том, что знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, являются основой, на которой строятся внеклассные занятия. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. Со своей стороны внеклассных занятий, не повторяя содержания и методики проведения занятий в классе, способствуют углублению знаний о родном языке.

Принцип добровольности предполагает добровольное участие во внеклассной работе тех обучающихся, которые проявляют повышенный интерес к родному языку. [4, с. 347]. Следует отметить, что интерес к языку может не совпадать с оценкой успеваемости обучающихся по этому предмету. Недостаточно высокая успеваемость не должна быть препятствием для участия во внеклассной работе. Внеклассные занятия могут оказать положительное влияние на языковое развитие и успеваемость учащихся, поэтому участие их в этих занятиях очень важно, и необходимо заботиться о том, чтобы работа велась интересно для обучающихся [4, с. 348].

Во внеклассной работе ни одному из названных принципов не следует отдавать предпочтение, а опираться на них при организации внеклассной работы в совокупности.


1.4. Содержание внеклассной работы по русскому языку

Содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний обучающихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора обучающихся.

Не существует и не может существовать единой программы внеклассной работы в силу ее специфики: она отражает текущие интересы обучающихся. Вместе с тем учитель должен в той или иной мере влиять на их интересы, ненавязчиво предлагая им такие темы, которые возбуждали бы у них потребность узнать больше того, с чем знакомятся на уроках [3, с. 321].

Интересуют обучающихся вопросы лексики и фразеологии родного языка: словарный состав языка, причины изменения, совершающихся в нем (почему одни слова «умирают», выходят из употребления, а другие «нарождаются»), происхождение отдельных слов и выражений и их употребление, языковые заимствования, многозначность слов, употребление их в переносном значении, стилистическая окраска слов, синонимов, антонимия, омонимия.

В связи с занятиями лексикой и фразеологией учащиеся знакомятся с различными словарями-справочниками и приобретают навыки быстро находить необходимую справку в нужном словаре: орфографическом, толковом, фразеологическом, словаре литературного произношения и ударения, этимологическом, словообразовательном, словаре синонимов [4, с. 348].

Вызывает интерес у учащихся знакомство с происхождением имен и фамилий, географических названий, сбор фольклора (пословиц, поговорок, преданий), запись и анализ речи детей по образцу книги К.И. Чуковского «От 2-х до 5-ти», диалектных особенностей в речи жителей данной местности.

Можно рекомендовать обучающимся собирать материалы о русском языке, напечатанные в газетах, журналах, календарях, книгах. Это материалы могут помещаться в уголке русского языка, накапливаться в виде вырезок и выписок и использоваться при подготовке обучающихся к выступлению по различным вопросам языка. В старших классах во внеклассную работу целесообразно включать вопросы из истории развития литературного языка. Большое место во внеклассной работе отводится занимательным языковым играм: разгадыванию ребусов, кроссвордов, метограмм, играм в орфографическое и синонимическое лото.

Содержание внеклассной работы зависит от того, где расположена образовательная организация (городская или сельская), есть ли в наличии необходимые пособия и литература, каков возраст и уровень развития обучающихся, наконец, какими возможностями располагает сам учитель [4, с. 349].

Программу внеклассной работы учитель составляет сам после того, как выяснит желание группы обучающихся заняться той или иной темой [3, с. 321].


1.5. Формы внеклассной работы по русскому языку

Формы внеклассной работы в школе очень разнообразны. По частоте проведения могут быть систематическими, т.е. функционировать продолжительное время (в течение всего учебного года или нескольких лет), и иметь более или менее постоянный состав участников. К таким формам относятся кружок русского языка, уголок русского языка, регулярно выпускаемая стенная газета, журнал.

А также могут быть эпизодическими. К таким формам относятся олимпиады, неделя или день русского языка, утренники и вечера, экскурсии на радиостанцию, в редакцию газеты, в отдел древних рукописей библиотеки, конкурсы, выставки.

Эти мероприятия могут проводиться в школе как самостоятельные виды внеклассной работы под руководством учителя русского языка и привлеченного им актива обучающихся, а могут организовываться кружком, который таким образом популяризует свою работу, делает ее массовой. Массовость – положительная черта эпизодических форм внеклассной работы, однако более глубокими и эффективными формами являются, разумеется, те, в которых работа ведется систематически в течение длительного времени [4, с. 349].

Центром внеклассной работы по русскому языку являются различные лингвистические кружки, занятия в которых способствуют расширению знаний обучающихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладевать нормами орфоэпии и культуры речи [1, с. 292]. Деятельность обучающихся в кружках может включать подготовку докладов-сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовку материала для проведения олимпиад, для выпуска стенгазет и бюллетеней.

По назначению кружки могут быть различных типов. Для 5 класса наиболее целесообразны кружки занимательной грамматики, главная цель которых выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы. Как показывает практика школьного обучения, наиболее распространенными являются кружки, в которых в определенной последовательности рассматривается комплекс лингвистических проблем – фонетика, лексика, грамматика, стилистика, проблема происхождения и функционирования языка, вопросы культуры речи. Это могут быть кружки со следующими названиями: «Юный лингвист», «Кружок любителей русского языка», «Любители русского слова», «Язык мой – друг мой», «Язык и жизнь», «Родное слово», «Родная речь», «Знаешь ли ты...», «Занимательно о русском языке», «Кружок занимательной грамматики», «Интересно о родном языке» и др.

Занятия кружка ведутся по плану, который разрабатывается на учебное полугодие или на весь учебный год. План обсуждается на первом занятии кружка и после соответствующих коррективов утверждается всеми его членами. В выборе конкретного содержания кружковых занятий каждый учитель – руководитель кружка – самостоятельно отбирает из соответствующего круга проблем те вопросы, которые являются наиболее важными для совершенствования умений и навыков обучающихся. Очень важно при этом обеспечить полную преемственность в содержании занятий как в классной и внеклассной работе, так и между возрастными группами обучающихся.

Эту же преемственность необходимо иметь в виду и при выборе методов проведения внеклассных мероприятий. В 5 классе на первых порах чаще всего применяются игровые методы. Учащиеся разгадывают шарады, метаграммы, решают занимательные задачи, декламируют стихи юмористического содержания. Затем в беседе с обучающимися учитель обобщает материал и делает вместе с ними необходимые выводы из содержания занятия. Через некоторое время пятиклассникам могут быть предложены задания: с помощью учителя подготовить небольшие по объему сообщения или доклады.

В старших классах усложняется не только содержание занятий, но и методика их проведения. Поскольку в 8-9 классах изучается синтаксис и культура речи, основным содержанием кружковой работы с обучающимися в этих классах может быть более углубленное рассмотрение целого ряда разделов названных лингвистических курсов [1, с. 293].

Отдельную группу внеклассных мероприятий по языку составляют праздники: языковые вечера, утренники, дни, недели, декады, фестивали. Одним из интересных и живых видов внеклассной работы является вечер (утренник) русского языка. Обычно он проводится в младших и средних классах. Это может быть вечер, на котором участники кружка отчитываются в своей работе, фонетический (грамматический) вечер, вечер вопросов и ответов по русскому языку и др.

Чтобы вечер прошел успешно, руководитель должен к нему основательно подготовиться: продуманно выбрать тему (вопросы), подобрать участников, распределить между ними роли и т.д. Выступление каждого участвующего в вечере, даже если оно ограничивается репликами или обращениями с вопросами, должно быть хорошо отработано [1, с. 295].

По мнению Н. Ушакова, «внеклассные мероприятия в форме творческих отчетов, викторин, конкурсов, выступлений – это своеобразный самоконтроль и выражение учащихся». Л. Маленкова предлагает наряду с традиционными формами (беседы, диспуты, вечера и т.д.) применять и новые: «круглые столы», интеллектуальный аукцион, брейн-ринг, коммуникативные игры, практикумы и др.

Считается, что наиболее эффективными из праздников являются фестиваль и неделя (или декада) языка. Неделя (декада) языка – это языковой праздник, который длится в течение 7-10 дней. Основные задачи недели:

• повышение интереса учащихся к предмету;

• расширение и углубление знаний и умений обучающихся по предмету;

• реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к обучению;

• создание благоприятных условий для выявления знаний и умений обучающихся в нестандартных игровых ситуациях.

Ценность этой формы работы в том, что она является массовой, охватывает всех обучающихся школы. Неделя языка проводится раз в год. Как одно из эпизодических мероприятий неделя языка тесно связана с систематической внеклассной работой, особенно с языковым кружком, члены которого должны быть инициаторами и организаторами языкового праздника.

Важной формой индивидуальной и коллективной внеклассной работы являются конкурсы. М. Баранов отмечает, что «разного типа языковые соревнования – достаточно популярная форма внеклассной работы, которая положительно влияет на организацию учебно-воспитательного процесса в целом и всей внеклассной работы в частности». Хорошо спланированные конкурсы способствуют углублению и систематизации знаний обучающихся по языку и повторению отдельных тем и разделов школьного курса. Языковые конкурсы тесно связаны со всеми внеклассными мероприятиями по языку. Однако ни по содержанию, ни по форме организации они не дублируют их. Соревнования по языку могут являться частью занятия кружка.

Конкурсы могут быть тематическими и общеязыковыми. В первом случае подбираются конкурсные задания из одного-двух разделов науки о языке («Существительное», «Прилагательное» и т.п.), во втором – из многих. Тематические конкурсы имеют большой обучающий эффект, поскольку во время подготовки к ним и в процессе проведения учащиеся углубленно прорабатывают четко очерченный круг вопросов. Каждый конкурс обязательно завершается итогами, во время которых называются и награждаются победители.

По форме проведения конкурсы бывают устными и письменными. Заочные конкурсы – это письменные конкурсы, во время которых обучающиеся выполняют предложенные задания дома. Одним из видов заочного конкурса является конкурс на лучшее произведение-рассказ, очерк, сказку и тому подобное. В практике образовательных организаций достаточно распространен письменный конкурс по орфографии. Кроме орфографического, практикуются и другие письменные конкурсы в присутствии жюри (конкурс Синтаксиса, конкурс по Лексике).

Особенно популярным видом языковых конкурсов являются олимпиады. Они помогают словесникам не только проверить и углубить знания обучающихся, но и заинтересовать их своим предметом. Н. Ушаков дает такое определение олимпиаде: «Языковая олимпиада – это соревнование в использовании задач по языку, которое имеет несколько туров и характеризуется массовостью». Одним из традиционных требований к организации олимпиады является ступенчатость в ее проведении – несколько туров соревнования. Преимущественно практикуется три тура олимпиады – школьный, муниципальный и республиканский.

Чрезвычайно разнообразны по содержанию и методике проведения устные языковые конкурсы, которые, как правило, привлекают большее количество участников, чем письменные. Чтобы добиться активного участия учащихся в устных конкурсах, во время их проведения наряду с творческим соревнованием между отдельными учениками организуют соревнования между классами.

Языковой конкурс, во время которого ученики устно отвечают на вопросы из разных разделов науки о языке, принято называть языковой викториной. Языковая викторина практикуется преимущественно как составная часть вечера, утренника, заседания кружка. Постановка конкурсных задач может сопровождаться отдельными сообщениями, которые непосредственно касаются вопроса. Цель таких коротких сообщений: во-первых, дать обучающимся информацию, расширить, обобщить или систематизировать их знания и, во-вторых, направить мысли участников конкурса на правильный путь.


1.6. Эффективные методы организации внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ГОС

Государственные образовательные стандарты несколько изменили вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности обучающихся.

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

• Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся – пассивны. Такие методы в рамках ГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов – лекция.

• Активные (АМО). Здесь учитель и учащийся выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = учащийся.

• Интерактивные (ИМО) – наиболее эффективные методы, при которых учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = учащийся = учащийся.

В рамках ГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Перечислим некоторые из них.

• Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Учащиеся должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

• Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ГОС.

• Проблемный метод – предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

• Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

• Эвристический метод – объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

• Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учащихся – организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

• Метод модульного обучения – содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией обучающихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

• цели обучения;

• уровня подготовленности обучающихся;

• возраста обучающихся;

• времени, отведенного на изучение материала;

• оснащенности образовательной организации;

• теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Раздел 2. Методика проведения внеклассных мероприятий

2.1. Кружок как наиболее эффективная форма внеклассных занятий

Важной и эффективной формой внеклассной работы по языку является кружок. Преимущества кружковой работы заключаются, прежде всего, в том, что занятия (и другие виды работы в кружке) проводятся систематически, по продуманному, заранее составленному плану, под непосредственным руководством учителя-словесника, с постоянным составом обучающихся, которых привлекают к активной работе над интересным языковым материалом. Кружок призван на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания обучающихся по русскому языку, показать им, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Организованная таким образом работа способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, который является основным внутренним мотивом обучения.

В МОУ «ШКОЛА № 43 Г. ДОНЕЦКА» для обучающихся 5 класса функционирует тематический кружок «Лексическое богатство родного языка».

Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не дает. Это одна из задач кружковой работы.

Овладение таким предметом как русский язык имеет свои особенности. Язык всегда находится в распоряжении обучающихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка. Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей, прежде всего, к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов интересен, увлекателен, сложен и разнообразен.

В наше время, когда обучающиеся (даже начальной школы) больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

Данная программа, предназначенная для обучающихся 5 класса, направлена не только на углубление знаний по теории, истории родного языка как феномена культуры, но и на формирование практических умений и навыков, на развитие интеллекта, волевой, эмоциональной сфер личности, на совершенствование ее культуры, умения общаться.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Поэтому на занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Обучающиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Большое значение отводится самостоятельности в подборе и оформлении материала. Это развивает у обучающихся не только творческую мысль и инициативу, но и эстетическое чувство. Широкое поле для развития творческой мысли и инициативы обучающихся открывается и при составлении кроссвордов, шарад, ребусов, занимательных задач, написании творческих работ разных видов, при постановке инсценировок, оформлении выставок, организации лингвистических вечеров.

Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам «Лексика» и «Фразеология». Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому в программу включены беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Выбор содержания занятий объясняется и обилием материала, вызывающего интерес у обучающихся, и необходимостью воспитать у обучающихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь обучающихся; по этимологии – стремлением воспитать у обучающихся интерес к разгадыванию загадок языка. Тематика занятий носит преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание обучающихся.

Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса обучающихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

Содержание программы обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

На занятиях используются различные формы и методы, инновационные технологии: короткие рассказы учителя, мини-лекции, лингвистическо-поисковые сообщения учащихся, информации-отчеты, наблюдения над интересными языковыми явлениями, беседы, конкурсы, языковые игры, самостоятельные и групповые творческие работы, эксперименты...

На занятиях кружка необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п.

При составлении программы учитывались следующие этапы: подготовительный, реализация, оценка эффективности, коррекция в соответствии с анализом эффективности, дальнейшее использование в школе.

Для анализа эффективности программы используется диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце года), проводится анализ занятий. На основе полученных данных разрабатываются рекомендации по дальнейшему использованию данной программы.

Таким образом, кружковые занятия по русскому языку обеспечивают формирование надлежащего уровня коммуникативной компетенции, развивают умения свободно и уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами русского языка в различных жизненных ситуациях, развивают национальные языковые традиции, коммуникативную этику.

Предложенные программа и план кружка могут быть использованы учителями русского языка, а задания помогут средствами языка развивать творческие способности обучающихся, формировать умения и навыки, необходимые для практической деятельности (Приложение 1).


2.2. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Предметная неделя русского языка, на наш взгляд, является одной из самых эффективных среди эпизодических форм внеклассной работы по предмету.

В МОУ «ШКОЛА № 43 Г. ДОНЕЦКА» ежегодно проводится неделя русского языка, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на развитие творческих возможностей обучающихся, привитие интереса к учебному предмету «русский язык».

Специфика предметной недели заключается в обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Главной особенностью предметной недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Задачи предметной недели:

– обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;                

– вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к русскому языку;

– выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка;

– совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса;

– совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий; формирование команды педагогов;

– поддержание социального имиджа образовательной организации.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников.

В образовательной организации разработано Положение о проведении предметных недель, согласно которому и проводится предметная неделя.

При подготовке и проведении предметной недели учитывается 5 этапов: 1) методико-мотивационный; 2) подготовительный; 3) организационный; 4) реализационный; 5) рефлексивный. В задачи методико-мотивационного этапа входят: изучение опыта работы педагогов, методической литературы по проведению предметных недель; формулировка основных целей и задач предметной недели; определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников; мотивация и привлечение активных ребят, родителей и учителей других предметов к проведению предметной недели; создание оргкомитета предметной недели. На подготовительном этапе утверждается план проведения предметной недели, председатели и состав жюри конкурсов, распределяются обязанности между учителями и членами оргкомитета по проведению предметной недели, определяются творческие группы обучающихся, учителей для проведения предметной недели (распределение ролей, подготовка костюмов, оформление, первые репетиции), формирование актива предметной недели. На организационном этапе подготовки предметной недели происходит самоопределение обучающихся для участия в конкурсах, создаются творческие группы обучающихся для итоговых мероприятий предметной недели. Реализационный этап предусматривает проведение предметной недели по утвержденному плану. Задачами рефлексивного этапа являются подведение итогов предметной недели (награждение победителей и активных участников) и анализ проведенной работы.

Успех в проведении предметной недели во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Подготовка к проведению недели включает в себя составление плана работы, использование передового опыта, накопленного в организации и проведении предметных недель, подготовку обучающихся к участию в неделе. Подготовка обучающихся к неделе происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения и навыки, обучающиеся тем самым осуществляют подготовку к неделе. Главное в подготовке обучающихся к неделе – расширение кругозора, обучение их рациональным способам достижения образовательного результата и развитие творческого мышления. Одним из непременных условий плодотворной работы предметной недели является подведение итогов, которое проходит открыто. Итоги освещаются на информационном стенде в холле школы, на школьном сайте. Победители и призеры, активные участники (из числа обучающихся и классных коллективов) награждаются грамотами и дипломами. Участие классных коллективов учитывается при определении рейтинга классов.

Предметные недели всегда являются тематическими: «Люби и знай свой родной язык», «Великое русское слово», «Сначала аз да буки, а потом другие науки», «О великий, могучий русский язык!».

Неделя планируется с использованием «инструментов мотивации»: информирования, побуждения, участия, успеха.

При составлении программы проведения предметной недели отбираются различные формы и методы учебной деятельности, которые позволяют удачно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся используются оригинальные наглядные пособия, проводятся интеллектуальные игры, творческие конкурсы, викторины (Приложение 2).

Главный отличительный признак использования нестандартных заданий при проведении недели русского языка – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас обучающихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию интереса к учебному предмету и творческих возможностей самих обучающихся (Приложение 3).

Участие обучающихся в мероприятиях в рамках недели способствует и формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

• осваивать новые виды деятельности;

• участвовать в творческом, созидательном процессе;

• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

• стремление к красоте.

Регулятивные УУД:

• целеполагание;

• планирование;

• прогнозирование;

• контроль;

• коррекция;

• оценка;

• саморегуляция.

Познавательные УУД:

Логические умения: анализ (умение анализировать полученную информацию, устанавливать связи между элементами); синтез (умение составлять, собирать образ из отдельных элементов); сравнение (уметь, сравнивать, объяснять, устанавливать связи, оценивать правильность выбора); выдвижение гипотез (развивать умение предвидеть результат, выбрать верную гипотезу из нескольких предложенных); кодирование информации (перевод изображения из зрительной в слухоречевую модальность).

Умение понимать полученную информацию (умение обобщать, давать примеры, подводить итог).

Умения применять информацию (узнать, манипулировать полученными знаниями, получить планируемый ранее результат, установить связь между полученными частями информации).

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Важное значение имеет публичное представление материалов недели, начиная от анонса мероприятий и заканчивая подведением итогов. Важно создать атмосферу погружения в предмет. Для этого используется красочное оформление холла, коридоров школы, кабинетов русского языка и литературы, актового зала; яркие объявления, плакаты, лозунги. Для информационного освещения оформляется стенд, размещаются материалы в интернет-сообществах, на страницах школьного сайта.

Результативность недели русского языка определяется следующими критериями:

• активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;

• охват обучающихся;

• состояние эмоционально-деловых отношений участников недели;

• уровень культуры участников недели.

Таким образом, проведение предметной недели позволяет создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей обучающихся, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию. Предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием, позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, решает проблему обучения и развития обучающихся посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности, повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор, даёт хорошую возможность учителям продемонстрировать значимость изучаемых предметов как часть общечеловеческой культуры, показывает не только возможности обучающихся, а еще и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство, профессионализм.

ВЫВОДЫ

Внеклассная работа по русскому языку по существу решает те же образовательные и воспитательные задачи, которые решаются в процессе учебных занятий.

Успех обучения русскому языку может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий.

При организации внеклассной работы учитель опирается на общедидактические принципы, а также на частные методические принципы, соответствующие специфике внеурочной учебной деятельности.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов, которые по частоте проведения могут быть систематическими и эпизодическими.

Наиболее эффективной формой внеклассных занятий является кружок, так как работу в нем можно проводить в определенной системе в течение всего учебного года или нескольких лет.

Добровольный характер внеклассной работы позволя­ет организовать деятельность учащихся по интересам, способствует развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании языкового материала.

Среди эпизодических форм внеклассной работы по языку следует выделить предметные недели. Эти мероприятия имеют большое познавательное и воспитательное значение, поскольку позволяют привлечь внимание обучающихся к вопросам языка, показать ребятам, что за привычными для них грамматическими правилами и упражнениями можно найти много интересного, увлекательного.

В настоящей работе представлены материалы из опыта работы по организации внеклассной деятельности по русскому языку путем организации кружковой работы и проведения предметных недель.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.

3. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Баринова, Е.А. Методика русского языка : учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. / под общ. ред. Е.А. Бариновой. – М. : Просвещение, 1974. – 354 с.

5. Браун, Р. Межгрупповые отношения / Р. Браун // Перспективы социальной психологии. – 2019. – № 3. – С. 12 – 14.

6. Воспитательная работа в школе / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2018. – 112 с.

7. Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 07.08.2020 г. № 119-НП

8. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 07.08.2020 г. № 120-НП

9. Жажева, С.А. Внеклассная работа по русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства / С.А. Жажева, Д.Д. Жажева // Концепт. – 2016. – № 01. – С. 15 – 23.

10. Королькова, О.О. Предметная неделя по русскому языку (VII класс) / О.О. Королькова // РЯШ. – 2012. – № 6. – С. 55 –59.

11. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2016. – 141 с.

12. Организация внеклассной работы по русскому языку : пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 184 с.

13. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку : пособие для учителей. / Б.Т. Панов. – М. : Просвещение, 1980. – 208 с.

14. Педагогика : учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – Воронеж, 2018. – 288 с.

15. Рик, Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. / Т.Г. Рик. – 2-е изд. – М. : ВАКО, 2016. – 128 с.

16. Самошкина, Т.Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности / Т.Г. Самошкина // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 133 – 136.

17. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе : учебник для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / А.В. Текучев. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1980. – 414 с.

18. Ушаков, Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку : пособие для учителя / Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворова. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985. – 175 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Программа кружка

«Лексическое богатство родного языка»

Пояснительная записка

Обучение русскому языку в кружках является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Происходит обогащение и расширение знаний обучающихся по предмету; сознательное и глубокое усвоение программного материала; развиваются умения и навыки устной и письменной речи, творческие способности обучающихся. Однако главное значение кружковых занятий по русскому языку заключается в следующем:

- обеспечение формирования надлежащего уровня коммуникативной компетенции;

- развитие умений свободно и уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами русского языка в различных жизненных ситуациях;

- развитие национальных языковых традиций, коммуникативной этики.

Слушая и используя родной язык в повседневной жизни, мы редко задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Звуки, образованные из них слова и предложения воспринимаются нами как нечто обычное, будничное, рядовое. А между тем, речь – одно из важнейших, древних и загадочных явлений в мире. С ее помощью мы общаемся, познаем мир, приобщаемся к культуре, оформляем и выражаем свои мысли, чувства, взгляды. В нашем языке отражаются сведения о жизни и опыте многих предыдущих поколений народа. Он отражает душу народа, в нем запечатлена наша история. Знание языка необходимо каждому человеку в его повседневной жизни: без него нельзя глубоко понять услышанное или прочитанное, умело пользоваться многогранным и гибким родным словом.

В обучении человека, формировании и воспитании национального сознания духовно богатой личности первоочередное место отводится языку. Поэтому учителя-словесники призваны заботиться о развитии научного и художественного мышления, в основу системы обучения положить живое слово, понять тайну языка, прочитать историю слов, научить умело черпать из языковых сокровищ точный и красочный материал для выражения мысли. А для этого следует изучать и анализировать каждое слово, словосочетание и предложение, открывать малые и большие семьи слов, научить чувствовать благозвучие языка, его красоту. Именно кружковые занятия по языку способствуют расширению и углублению знаний учащихся, совершенствуют практические умения и навыки, развивают любознательность, наблюдательность, творческую активность, индивидуальные способности. Кружок является эффективной формой внеклассной работы. Во время его проведения практикуют различные формы, методы, инновационные технологии: короткие рассказы учителя, мини-лекции, лингвистическо-поисковые сообщения учащихся, отчеты, наблюдения над интересными языковыми явлениями, беседы, конкурсы, языковые игры, самостоятельные и групповые творческие работы, эксперименты...

Предложенные программа и план кружка могут быть использованы учителями русского языка, а задания помогут средствами языка развивать творческие способности учащихся, формировать умения и навыки, необходимые для практической деятельности.

Цель кружка:

- расширить и углубить знания обучающихся по русскому языку;

- показать богатство и образность слова, провести в сокровищницу лексических жемчужин, имеющих только им свойственное и неповторимое строение и значение, и вместе с тем тесно связанных между собой нитями происхождения, звучания, грамматических особенностей;

- убедить учеников, что мир лексики очень интересный;

- учить заботиться о чистоте и красоте речи;

- учить исследовать, фантазировать, творить;

- развивать креативность мышления, творческую активность;

- воспитывать высококультурных и образованных патриотов Республики;

- воспитывать любовь к родному языку, желание его изучать, исследовать.

Задачи кружка:

- обогащать словарный запас, углублять сведения по лексике, фразеологии;

- воспитывать сознательное стремление к изучению русского языка;

- вырабатывать умение чувствовать благозвучие языка, его красоту, богатство, умение пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях;

- формировать морально-этические ценности.

Программа кружка

«Лексическое богатство родного языка»

(5 класс)

№ п/п

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся

1-2

2

Знаешь ли ты язык?

*Толкует понятие «язык как средство человеческого общения»;

*Определяет место языка в мировой культуре;

*Знает высказывания выдающихся деятелей о русском языке, его красоте и богатстве

3-4

2

Из жизни слова

*Объясняет происхождение слов;

*Работает с дополнительной литературой;

*Умеет корректно отстаивать собственное мнение

5-6

2

О чем говорят цветы на лугу

*Составляет различные сообщения, используя усвоенные слова и соблюдая благозвучия языка;

*Подчиняет высказывания теме и основной мысли;

*Имеет логическое мышление

7-8

2

Сыновья года и недели

*Умеет владеть голосом во время выступления;

*Проводит наблюдения над языковым материалом;

*Доступно подает собранный материал;

*Обладает навыками разгадывать шарады

9-10

2

Как тебя зовут

*Знает структуру словаря, работает с ним,

*Четко отвечает на вопрос;

*Умеет заинтересовать собеседника

11-12

2

Лелеем культуру речи!

*Знает основные правила общения;

*Выбирает и систематизирует для самостоятельных высказываний материал на основе различных источников;

*Соблюдает требования к речи

13-14

2

Слова-тезки

*Пользуется различными видами словарей;

*Редактирует тексты с лексическими ошибками;

*Использует изученные лексические языковые средства в игровой деятельности

15-16

2

Слова-побратимы

*Определяет лексическое значение слова;

*Умеет уместно использовать в своей речи изученные пласты лексики

17-18

2

Словари – наши друзья

*Выразительно читает знакомые тексты, в соответствии с орфоэпическими и пунктуационными нормами;

*Умеет работать со словарями;

*Знает виды словарей


Календарно-тематическое планирование работы кружка

«Лексическое богатство родного языка»

Занятия содержат как теоретические, так и практические материалы, поэтому уровень усвоения темы можно увидеть в конце каждого из них. Программа и количество часов в ней являются ориентировочными, поэтому руководитель кружка может вносить изменения и дополнения к ее содержанию в зависимости от интересов кружковцев.

№п/п

Содержание работы

Виды работы

1-2

«Знаешь ли ты язык?»

1. Беседа «Язык – средство общения»

2. Ученическое исследование «Языки-сестры».

3. Викторина «Кто сказал о языке».

4. Игра «Пятый лишний».

5. Из записной книжки поэта.

6. Диалог «Где ты живешь?»

3-4

«Из жизни слова»

1. Ученические наблюдения:

- «Интересные биографии слов».

- «Слова-пришельцы».

- «Омонимы, омографы, омофоны».

2. Аукцион «Кто назовет последнее слово».

5-6

«О чем говорят цветы на лугу»

1. Слово учителя «Вдумайтесь в название цветка».

2. Ученическое исследование «Из легенд о названиях цветов».

3. Викторина «Знаете ли вы цветы?»

4. Аукцион «Кто назовет последним цветок?»

5. Игра «Назови описанный цветок»

7-8

«Сыновья года и недели»

1. Слово учителя «Названия месяцев».

2. Поэтическая минутка.

3. Ученические наблюдения «Назови дни недели».

4. Составление шарад.

5. Эстафета «Создайте прилагательные».

6. Составление устного рассказа по опорным словам о текущем месяце.

9-10

«Как тебя зовут?»

1. Слово учителя «Наши имена».

2. Выступления учащихся о своих именах, именах своих родных.

3. Аукцион «Создайте ласкательные имена»

4. Игра «Подберите однозвучные мужские и женские имена».

11-12

«Лелеем культуру речи!»

1. Заимствованные мысли.

2. Работа с текстом.

3. Это интересно знать.

4. Из народной сокровищницы.

5. Работа с таблицами.

6. «Грамматический вопрос».

7. «Я – редактор».

8. Скороговорка-шутка.

13-14

«Слова-тезки»

1.Ученическое исследование «Одинаковые, но разные».

2. Практические задания:

- «Найдите омонимы».

- «Назовите омофоны».

- «Прочитайте и найдите».

3. Аукцион «Приведите примеры».

4. Отгадывание загадок.

15-16

«Слова-побратимы»

1. Слово учителя «Собратья в языке».

2. Чайнворд «Синонимы».

3. Практические задания:

- «Правильно ли объединены слова?»

- «Замени слово синонимом».

- «Исправь ошибки».

4. Игра «Пятый лишний».

17-18

«Словари – наши друзья»

1. Слово учителя «Как узнать о значении слова?»

2. Виртуальное путешествие «Какие ты знаешь словари?»

3. Практические задания:

- Словарный диктант.

- игра «Редактор»

- «Составьте фразеологический словарик».

4. Эстафета «Поставьте ударение».

5. Составление чайнвордов.
















Приложение 2

Предметная неделя русского языка

Методико-мотивационный этап

1. изучение опыта работы педагогов образовательной организации и других образовательных организаций, методической литературы по проведению предметных недель;

2. формулировка основных целей и задач предметной недели;

3. определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников;

4. мотивация и привлечение активных ребят, родителей и педагогов других предметов к проведению предметной недели;

5. создание оргкомитета предметной недели.

Подготовительный этап

1. утверждение плана проведения предметной недели, председателей и состава жюри конкурсов;

2. распределение обязанностей между учителями и членами оргкомитета по проведению предметной недели;

3. определение состава творческих групп обучающихся, учителей для проведения предметной недели (распределение ролей, подготовка костюмов, оформление, первые репетиции), формирование актива предметной недели.

Организационный этап

1. информирование обучающихся о проведении предметной недели;

2. самоопределение обучающихся для участия в конкурсах;

3. создание творческих групп обучающихся для подготовки и проведения итоговых мероприятий предметной недели.

Реализационный этап

1. проведение предметной недели по утвержденному плану

Рефлексивный этап

1. подведение итогов предметной недели (награждение победителей и активных участников);

2. анализ проведенной работы.

План проведения предметной недели

п/п

Мероприятие

Дата

Время проведения

Участники

Ответственные

1.

Промоакция «Родной язык.ру»

15.02.2021

Перед уроками

Творческая группа

Учитель русского языка и литературы

2.

Торжественная линейка.

15.02.2021

Перемена после 2 урока

5-11 классы

Руководитель ШМО,

творческая группа

3.

Выставка газет «Наедине со словом»

15.02-21.02.2021


5-11 классы

Руководитель ШМО,

творческая группа

4.

Квест «Тайны русского языка»

16.02.2021

Перемены

5-7 классы

Учитель русского языка и литературы,

творческая группа

5.

Конкурсная программа «Лингвистическое ассорти»

16.02.2021

После 7 урока

8-9 классы

Руководитель ШМО,

творческая группа

6.

Акции «Реклама русского языка»

«Реклама словарей»

«Нам такая реклама не нужна»

17.02-21.02.2021

Перемены

8-11 классы

Учителя русского языка и литературы,

творческая группа

7.

Круглый стол «Язык – живая летопись народа»

17.02.2021

После 7 урока

9-11 классы

Руководитель ШМО,

творческая группа

8.

Флэш-моб «Родной язык, как ты прекрасен!»

20.02.2021

Перемена после 2 урока

5-11 классы

Учителя русского языка и литературы,

творческая группа

9.

Информационная 5-минутка «Международный день родного языка».

21.02.2021

Начало 3 урока

5-11 классы

Классные руководители

10.

Итоговая линейка

21.02.2021

Перемена после 2 урока

5-11 классы

Руководитель ШМО,

творческая группа













Приложение 3

Сценарий квеста

Тема: Тайны русского языка.

Цель: создать условия для повышения интереса обучающихся к русскому языку, культуре путем использования новой формы интеллектуального досуга обучающихся (игры-квеста); развивать любознательность и интерес к изучению русского языка; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать умение работать в команде.

Участники: в квесте участвуют сборные команды. Состав команд: 7 участников (по два обучающихся от 5-7 классов) и оператор (фотокорреспондент). Из числа участников выбираются капитаны. Оператор (фотокорреспондент) фиксирует выполнение заданий.

Условия проведения квеста.

Игра начинается одновременно для всех участников; все имеют равные шансы на победу.

Перед началом игры обязательно проводится инструктаж о правилах техники безопасности.

Задания квеста построены на знании разделов русского языка.

Каждая команда получает пакет с заданиями и инструкцией по прохождению квеста.

Команде необходимо пройти индивидуальный маршрут из 6 пунктов.

При подсчете баллов учитываются правильность и скорость выполнения заданий.

Инструкция для участников

1. Ознакомьтесь с заданиями.

2. Определитесь, как вы будете выполнять задания: всей командой или распределите задания между членами команды.

3. Задания можно выполнять в любом порядке.

4. Будьте внимательны при записи ответов.

5. При необходимости вы можете воспользоваться подсказками.

6. После выполнения последнего задания листы с ответами положите в пакет и предоставьте в кабинет русского языка.

План проведения квеста

1. Знакомство с командами.

2. Вступительное слово. Ознакомление с условиями проведения игры-квеста. Инструктаж.

3. Вручение пакетов с заданиями.

4. Старт игры-квеста.

5. Прохождение маршрута.

6. Финиш.

7. Просмотр видео и фотоматериалов.

8. Подведение итогов. Награждение.

Задания для квеста

Задание № 1

Объясните значения устаревших слов. Соотнесите стрелочками слова с их значениями.

Задание№ 2

Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? Соотнесите стрелочками слова с их значениями.

Тать

Горе

Волнователь

Горизонт

Вепрь

Глаз

Глазоём

Маршрут

Ланита

Путь

Ловкосилие

Телефон

Агнец

Правая рука

Подобень

Гимнастика

Рамо

Кабан

Сине-алый

Агитатор

Десница

Ягнёнок

Дальнеразговорня

Портрет

Око

Плечо

Путевик

Фиолетовый

Зеница

Вор



Стезя

Щека



Лихо

Зрачок



Подсказка в кабинете биологии.

Подсказка возле кабинета изостудии.


Задание № 3

Угадайте предметы.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает этот предмет. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него.

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя.

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться.

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата.

5. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.

6. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это?

Подсказка в кабинете истории.

Задание № 4

К предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь».

2. Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда».

3. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива».

4. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

5. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». 

6. Английская: «Спешащий таракан в суп попадет».

7. Английская: «Нечего ругать кошку, когда сыр съеден».

Подсказка в кабинете английского языка.

Задание № 5

«Переведи с древнерусского на русский»

Переведите слова на современный русский язык.

Близъко - _____________, къдъ - ______, сьдъсь - _________, бъчела - __________, сватьба - ______________, съдоровъ - ______________, двашьды - ___________, истьба - ___________, цьсарь - __________, дъстоканъ - ________________.

Задание № 6 «Аз и буки – начало всей науки»

Прочитайте слова, пользуясь кириллицей.



Для записи слов

1. Ша, како, он, люди, аз


2. Буки, ук, како, веди, аз


3. Рцы, он, добро, иже, наш, аз


4. Ук, червь, есть, наш, иже, како


5. Червь, есть, люди, он, веди, есть, како


6. Глаголь, рцы, аз, мыслете, он, твердо, аз




Подсказки

Задание № 1












Задание № 2


Задание № 3

В кабинете на парте разложены предметы: шапка, колесо, лист, камень, иголка, соль.

Задание № 4

1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь».

Русская пословица отвечает на вопрос: Как нужно передвигаться, чтобы дальше уехать?

2. Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда».

В русской пословице речь идет о рыбке в пруде.

3. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива».

В русской пословице речь идет о яблоке и яблоне.

4. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

В русской пословице говорится, что жить и учиться нужно 100 лет.

5. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить».

В русской пословице говорится о том, что нужно делать после завершения дела.

6. Английская: «Спешащий таракан в суп попадет».

В русской пословице говорится о том, что может случиться, если поспешишь.

7. Английская: «Нечего ругать кошку, когда сыр съеден».

В русской пословице речь идет о драке и кулаках.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

Задание № 1

Задание№ 2

Тать

Вор

Волнователь

Агитатор

Вепрь

Кабан

Глазоём

Горизонт

Ланита

Щека

Ловкосилие

Гимнастика

Агнец

Ягнёнок

Подобень

Портрет

Рамо

Плечо

Сине-алый

Фиолетовый

Десница

Правая рука

Дальнеразговорня

Телефон

Око

Глаз

Путевик

Маршрут

Зеница

Зрачок



Стезя

Путь



Лихо

Горе




Задание № 3 Предметы:

1. КАМЕНЬ 2. ИГОЛКА 3. СОЛЬ 4. ШАПКА 5. КОЛЕСО 6. ЛИСТ

Задание № 4

1. Тише едешь – дальше будешь.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. Яблочко от яблони недалеко падает.

4. Век живи – век учись.

5. Кончил дело – гуляй смело. Конец – делу венец.

6. Поспешишь – людей насмешишь.

7. После драки кулаками не машут.

Задание № 5 «Переведи с древнерусского на русский».

Переведите слова на современный русский язык.

Близъко – близко, къдъ – где, сьдъсь – здесь, бъчела – пчела, сватьба – свадьба, съдоровъ – здоров, двашьды – дважды, истьба – изба, цьсарь – царь, дъстоканъ – стакан.

Задание № 6 «Аз и буки – начало всей науки».

Прочитайте слова, пользуясь кириллицей.

1. ШКОЛА 2. БУКВА 3. РОДИНА 4. УЧЕНИК 5. ЧЕЛОВЕК 6. ГРАМОТА






43