СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение на досуге. Островский Александр Николаевич. Пьеса "Гроза" (1859). Текст + фильм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Н.Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно – просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин.

Александр Островский как-то отправился путешествовать по Поволжью, и его настолько впечатлила поездка – люди, быт, нравы, что он сел за написание произведения, ставшего в будущем одним из самых популярных в русской литературе. Это драма «Гроза», анализ которой мы сейчас и проведем. Сразу отметим, что вы также можете прочитать краткое содержание «Грозы» и статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Написана была драма «Гроза» за год до знаменательного в России события, когда было отменено крепостное право.

Дата написания «Грозы» - 1859 год.

Но интересно, что эту проблему Островский совершенно не затрагивает, сосредоточившись на остром конфликте, зревшем вот уже долгое время в обществе – это противостояние старых и новых порядков. Делая анализ драмы «Гроза» Островского, обязательно отметим место происходящих событий, им становится выдуманный приволжский город Калинов. И это не случайная деталь, потому что этим Островский показал обширность атмосферы, она царила не в каком-то отдельном городе, а по всей стране.

Главные герои «Грозы» Обратим внимание на главных персонажей, особенно, если вы готовите сочинение по драме «Гроза». Рассмотрим Катерину Кабанову, её не случайно Добролюбов описывает как «луч света в тёмном царстве». Девушку от других отличает честность и желание быть свободной, и другим она своих взглядов не навязывает, как, например, Кабаниха. Катерина не учит других старым порядкам, не унижается она до вранья, как ее супруг, не прячется, как Варвара Кабанова. Она честна, прежде всего, сама с собой, и из-за этого попадает в замкнутый круг. Но вот появляется Борис, который приходится племянником Дикому. С Катериной у них похожие взгляды, к тому же оба испытывают друг к другу симпатию. Включите эту мысль в сочинение по драме «Гроза». Влюбившись в Бориса, Катерина понимает, что сил для того чтобы вести борьбу с лицемерием, ложью и порядками в Калинове, у нее хватает. Она подумывает разойтись с супругом. И вот важный момент, который становится ясным при анализе «Грозы» Островского – Борис не тот, которого ожидала увидеть главная героиня. Хотя Борис против порядков Калинова, на деле он совершает поступок в таком же духе. Вспомните разговор с Кулигиным. Борис ясно выражает свое мнение к вопросу отношений с человеком, которого ты презираешь, но благодаря которому можно достичь личной выгоды. Борис сам делает это из-за наследства.

Конечно же, в драме Островский заложил конфликт, который обязательно нужно учесть при написании сочинения по теме «Гроза».

Этот конфликт становится очевидным после анализа образа Катерины. Она попала в безысходное положение, но рядом с ней те, кто могут выбирать, как жить. Например, Варваре хочется продолжать видеться с тем, кого она любит – девушка решает поменять замок на садовой калитке. Или Тихон. Он жалуется, что мать контролирует его, но и дальше подчиняется ее указаниям. И это одна сторона конфликта драмы.

Вторую сторону мы видим, составляя идейный анализ «Грозы». Главная героиня, как мы отметили выше, хочет быть честной и жить по таким устоям, а остальным жителям Калинова хочется врать, сплетничать и осуждать других, как это делают Феклуша и Глаша. Итак, конфликт в драме «Гроза» Островского очень ярко выражен. Это конфликт старых и новых порядков, прошедшего и будущего времени. Причем, очень важно сказать, что Островский заложил конфликт не между героями драмы, а во внутреннем мире Катерины, которая не в силах жить по старым устоям, и она не хочет этого. В то же время, по новым порядкам жить тоже невозможно, потому что старых законов пока не преодолеть.

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в обращении с людьми, являются в драме две превосходно обрисованные личности: купец Дикой и Кабаниха.  Анализ образа Дикого

В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. Когда городничий заикнулся было на счет жалоб мужиков, то Дикой наивно ответил:  "...Стоит ли ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то мужиков перебывает; вы то поймите, не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо..."  Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду: "...Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все... Говорю, что разбойник, и конец! Что-ж ты судиться что ли со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Хочу — помилую, хочу—раздавлю..." Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <...> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие. Правда, Дикому пришлось, как он сам об этом рассказывает, поклониться в ноги мужику, которого он изругал, собираясь к исповеди; но это уважение к закону чисто внешнее: пройдет время говенья, и всякому мужику опять будет плохо от самодура. Требования и действия Дикого основаны, таким образом, на одном лишь личном произволе.

Анализ образа Кабанихи

Нечто иное мы видим в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя", и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях. Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою. Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления: "...Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только. Так-то вот старина-то и выводится..." Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <...> Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться. Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать. Тихону, рыдающему над трупом Катерины, она грозно и с полным бессердечием говорит:  "...Полно! об ней и плакать-то грех!.."

Анализ образа Тихона

Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери. Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест словами:  "...Маменька, вы ее погубили? вы, вы, вы!.."  Анализ образов Варвары и Кудряша Не похожи на Тихона его сестра Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые. Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину. Такою же простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю.

Анализ образа Катерины

Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета. Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность: "...Отчего люди не летают так, как птицы?.." Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью. Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <...> Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства. Очутившись в новой обстановке, Катерина не могла найти в ней ничего утешительного для себя, сердце же ее искало искренней и глубокой любви, к которой решительно был не способен ее забитый матерью муж. Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба. У ней является желание избавиться от греха и быть верной женой: она ищет опоры в муже, просит его взять ее с собой в Москву, наконец, когда тот отказывается, умоляет его взять с нее какую-нибудь страшную клятву, чтобы успокоить ее душу. Тихон однако остается хладнокровным и безучастным к мольбам жены, занятый исключительно одною мыслью — поскорее уехать и пожить на свободе. Свекровь ест поедом Катерину, и в ней Катерина, конечно, тоже не могла найти никакой нравственной опоры. По отъезде Тихона, оставшись одна, Катерина задумчиво говорит:  "..Ну теперь тишина у нас в доме воцарилась! Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет, все бы я сидела с ними да забавляла их..." У нее является мысль взять чужих детей; но мысль эта, конечно, не могла осуществиться, так как Кабаниха решительно не позволяла бы брать к себе в дом приемышей. Предоставленная самой себе, не находя ни в ком сочувствия, Катерина предается своему чувству к Борису и, под влиянием уговоров Варвары, назначает ему свидание. Но и во время свидания она все-таки испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, предавшись чувству любви, она в то же время сознает его греховность, называет Бориса своим врагом и даже высказывает желание умереть. В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными. И вот, когда Тихон возвратился, Катерина делается сама не своя: она вся дрожит, мечется по дому, точно чего ищет, не смеет глаз поднять на мужа и наконец, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке. Понятно, что если бы Кабаниха и другие простили Катерину, то она сумела бы подавить в себе личные порывы и навсегда привязалась бы к мужу; но вместо прощения ее встретили побои со стороны мужа и злобные укоры свекрови. Не в силах будучи выносить ежеминутных упреков, Катерина в каком-то забытьи уходит из дома и, встретившись снова с Борисом, который должен уезжать в Сибирь, умоляет его взять ее с собой; но и Борис, как прежде Тихон, отказывает ей. Лишившись последней опоры, всеми оставленная, Катерина наконец решается покинуть навсегда тот мир, где она не нашла себе не только сочувствия, но и обыкновенной терпимости: она бросается в Волгу. Внутреннее состояние Катерины перед этим решительным шагом прекрасно изображено поэтом в... последнем ее монологе: "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно..."  Таков характер главного действующего лица пьесы. Добролюбов в своей статье, по поводу Грозы, говорит, что самоубийством Катерина выразила протест против „темного царства" старых начал. Но это несправедливо. Катерина сама более, чем кто-нибудь (слова Е. Макарова), переполнена верованиями этого старого мира и гораздо справедливее может быть рассматриваема, как яркое олицетворение его бытовых и религиозных начал. Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений—это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти точно также служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. Любовь приводит к роковому концу далеко не в одной области самодурства и в ней далеко не чаще, чем в других. Общий закон человеческой природы таков, что сердце не может ручаться за себя ни при каких обстоятельствах. Как бы ни были разумны люди и свободны их убеждения, как бы далеко ни отогнали мы от себя старое зло насилия и неволи, пока будет живо в человеке его сердце, будут продолжаться своею чередою нежные идиллии и потрясающие драмы любви. Островский, как художник, в изображении Катерины оставался верен началам русской народности и человеческой психологии и был совершенно чужд тому сатирическому замыслу, который приписал ему талантливый критик, вопреки ясному содержанию драмы.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!