СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение в 3 классе "Л.Н.Толстой Как растут деревья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение в 3 классе "Л.Н.Толстой Как растут деревья"»

Урок внеклассного чтения в 3 классе

Тема «Л.Н. Толстой «Как ходят деревья»»

Цели:

- расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого ;

- создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;

- формировать умения строить умозаключения;

- развивать воссоздающее и творческое воображение.

УУД: Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками информации



Оборудование: выставка книг для детского чтения Л.Н. Толстого, текст для чтения, эпиграф, изображения природы, словарные слова.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Эпиграф к уроку

- Здравствуйте, ребята! Я вам желаю, чтобы мир вокруг вас был полон добра, понимания и сочувствия. Этот мир на протяжении всей своей жизни выстраивал, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. И он говорил

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- На прошлых уроках вы ознакомились с творчеством Л.Н. Толстого, о некоторых фактах его детства. Сегодня я хотела бы немножко больше рассказать о его жизни.

 Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года ( это 191 год назад) в Ясной Поляне. Однажды крестьяне, обитавшие на территории усадьбы, спросили писателя: «Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось, там лучше?» «Нет», - ответил он, - лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее - Ясная Поляна».
Родители его происходили из дворянских родов и были, «люди образованные, добрые». Но маленький Лёва рано остался сиротой: в полтора года потерял маму, а в 9 лет и отца. Детство своё Лев Толстой провёл также в Ясной Поляне. Его окружала красивая природа, рядом с ним текла простая крестьянская жизнь.

Он был поразительно способен к языкам:

Свободно владел : английским, французским и немецким;

Читал : на итальянском, польском, чешском и сербском;

Знал : греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский;

Изучал :древнееврейский, турецкий и др. Ну и, конечно, самым главным языком в своей жизни считал русский язык.

Занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал. Всю жизнь пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. А начиналось всё с вопросов…

Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаётесь одни в тёмной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы: вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нём отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

Отчего в темноте видно?

Куда девается вода из моря?

Отчего в морозы трещат деревья?

Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой. Предлагаю и вам подумать над одним из этих вопросов.

Прием. Отсроченная догадка.

- Как ходят деревья?

- Сейчас, ребята, даю вам полминутки с соседом по парте решить, какой же ответ нужно дать на этот вопрос

- А вы видели, как ходят деревья?

- Хотите узнать ответ на этот вопрос?

- А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого.

И прочитаем его рассказ «Как ходят деревья»


3. Этап выявления места и причины затруднений

1. Словарная работа

- Ребята, но прежде, чем читать этот рассказ, давайте посмотрим, какие слова нам попадутся в тексте.


полубугОр - небольшой пригорок ( холм).

пОдле – около.

лозИна – ивовый прут.

заглушИла – подавила.

почУяла- почувствовавала.

Аршин– русская мера длины = 71 см


2.Речевая разминка



3. Чтение рассказа хорошо читающими детьми «Как ходят деревья».

(Кира, Кирилл, Виталина, Андрей)

КАК ХОДЯТ ДЕРЕВЬЯ (рассказ)

Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку. Много нарубили шиповника, лозины, тополя — потом пришла черёмуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше десяти лет. А пять лет тому назад — я знал, что сад был чищен. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черёмуха. Мы срубили её и прошли дальше. Дальше, в другой чаще, росла другая такая же черёмуха, даже ещё потолще. Я осмотрел её корень и нашёл, что она росла под старой липой. Липа своими сучьями заглушила её, и черёмуха протянулась аршин на пять прямым стеблем по земле; а когда выбралась на свет, подняла голову и стала цвести. Я срубил её в корне и подивился тому, как она была свежа и как гнил был корень. Когда я срубил её, мы с мужиками стали её оттаскивать; но, сколько мы ни тащили, не могли её сдвинуть: она как будто прилипла. Я сказал:

— Посмотри, не зацепили ли где.

Работник подлез под неё и закричал:

— Да у ней другой корень, вот на дороге!

Я подошёл к нему и увидал, что это была правда.

Черёмуха, чтобы её не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня. Тот корень, что я срубил, был гнилой и сухой, а новый был свежий. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила. Тогда только я понял, как выросла та первая черёмуха на дороге. Она то же, верно, сделала, но успела уже совсем отбросить старый корень, так что я не нашёл его.



А все остальные следят карандашом, и работаем по таблице.

"Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Проблемный диалог.

- Обычный ли рассказ вы прочитали? Может, это сказка? (Познавательный.)

-Давайте расскажем как вы поработали с таблицей? Кто поставил знак ?...

– Что значит «пришла черёмуха»? (Наступил её черёд.)

– Что заставило черёмуху научиться ходить?

– Как вы поняли заглавие рассказа?

_Какими маленькими открытиями хотел поделиться автор с читателями?

( Лев Толстой делает такие открытия:

- Ходят ли деревья вообще?

-Да, деревья действительно ходят. А доказательство:

первая черемуха, которая выросла на дороге;

вторая черемуха, которая ушла от лип

- Если ходят, то почему?

( Ходят, чтобы выжить, борются за лучшие условия жизни)

- Как ходят деревья?

(«… вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила»)

Вывод: Все живое в природе по – своему борется за лучшие условия жизни.

- Какова главная мысль рассказа?

(Все живое в природе по – своему борется за лучшие условия жизни.)





6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Рассказ-эстафета.

- Ребята, теперь давайте потренируемся пересказать этот текст. Работаем в парах. Читаем по одному абзацу и пересказываем другу.

.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Составление синквейна

1. Существительное – черёмуха

2. Два прилагательных – старая и толстая.

3.Три глагола– росла, заглушила, протянулась.

4. Предложение из 4 слов – Росла черёмуха старая и толстая.

-Природа может многому научить человека. Она воспитывает человека нравственно возвышенным и духовно богатым. А Лев Толстой дает нам возможность увидеть, почувствовать красоту родной природы. Он как бы говорит: « Люди, мы часть этой природы. Берегите ее, ведь сохраняя природу, мы сбережем свою страну».

--Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке

Д\з

-Ребята, каждый из вас возьмет этот текст домой, еще раз прочитаете его, перескажете





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!