Министерство образования и науки РСО – Алания
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47
Внеклассное литературно- музыкальное мероприятие
для учащихся 6 ,7 классов.
«3 МАРТА- День дикой природы».
Подготовила учитель биологии ГБОУ СОШ № 47 г. Владикавказ
Бдайциева Д.Ж.
Цель: обратить внимание учащихся на красоту и многообразие живой природы; способствовать развитию видеть все очарование окружающего мира, чувствовать его через художественные и музыкальные произведения. Формировать и развивать экологическое мышление ,бережное отношение к природе.
В начале презентация.
Ведущий 1.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Ведущий 2. От Антарктиды с ёе вечными льдами до тропических лесов, полных зверей и растений, на Земле везде кипит жизнь. Каждый вид взаимодействует с другими и со средой обитания, являясь частичкой мозаикой под названием природа.
Ведущий 1. С чем сравнить земную красоту? Разве что с песней, с полетом птиц, с чарующим восходом и закатом солнца, с бескрайними просторами морей и океанов.
Песня и танец « Земная красота».
Ведущий 2. Важные пингвины и общительные луговые собачки, грозные акулы и изящные коньки, огромные киты и легкокрылые бабочки- все это великое множество существ и есть царство животных.
Демонстрация видео « В мире животных».
Ученик:
Времена у нас любопытные
Примитивные, первобытные
Мы и сами все первобытные
Неуклюжие, невоспитанные,
А они- то, Мозоленогие,
Неполнозубые, Рукокрылые,
Толстокожие, Хоботные
и Парнокопытные.
Кто-то царапается,
А кто-то кусается,
А этот лягается,
Кто-то бодается,
Ну, а кто-то уплыть догадается.
Мы-примитивные, мы-первобытные,
Но любопытные
И перспективные.
Ведущий 1.Удивительно многообразна фауна Земли. Есть среди них гиганты и совсем крошечные, стремительные и малоподвижные, с раковиной и без , ползающие и плавающие, скачущие и сидящие на месте. А какое животное самое большое? Чемпионом является синий кит. Правда китов только измеряли, но никогда не взвешивали. А длина достигает 30 метров. Самые крупные наземные животные – африканские слоны-4 метра в высоту и массой около 8 тонн.
Ведущий 2. А какое животное самое умное? По общему мнению – шимпанзе. Высокоразвитыми животными, умными также являются дельфины и касатки, слоны и собаки, кошки.
Ведущий 1.У кого самый хороший аппетит? Самое прожорливое животное- землеройка. Она съедает в несколько раз больше собственного веса. Но лидирует синий кит, потребляющий пищи до 8 тонн в сутки.
Ведущий 2. А самыми быстрыми считают азиатских стрижей, которые летают со скоростью 170 км./час. А также гепарды - со скоростью до 120 км./час. Сколько всего интересного на нашей планете! Вот ,например, сколько весит яйцо страуса( 1,5 кг), сам страус может быть массой 140 кг.
Ведущий 2. Ну, а как же мир растений? Многим поэтам и писателям, художникам и музыкантам зеленый мир был, есть и остается неиссякаемым источником вдохновения, расцвеченный необыкновенной гаммой красок, наполненный букетом ароматов.
Приветствую тебя, пустынный уголок
Приют спокойствия и вдохновения
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и природы. (А. С.Пушкин)
Ведущий 1. А.С. Пушкин любил хрустальную прозрачность осенних дней и наблюдал « прощальную красу» осени и « пышное природы увяданье», он вдохновенно писал:
И забываю мир и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением
И пробуждается поэзия во мне
И тут ко мне идет незримый рой гостей
Знакомцы давние, плоды мечты моей
( Презентация « Как прекрасен этот мир»).
Ведущий 2. Вспомните И.С. Тургенева и его чудесные « Записки охотника» с великолепными описаниями Орловской и Тульской лесостепей. А как восторженно писал Григорович в « Рыбаках» о заливных волжских лугах, что « к июлю пространство это представляет сплошное море трав, мириады душистых цветов разливают в вечернем воздухе свое благоухание».
Ведущий 1. А полные чарующей лирики и простоты некрасовские строки:
Мне лепетал любимый лес
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей.
Ну, а какие незабываемые красочные картины степей у Гоголя:
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
Ведущий 2. А сколько радости приносит наступление весны.
Весна идет, весна!
Никогда так, как весной не радуют нас цветы: голубые подснежники и фиалки, белые и желтые анемоны ,ярко золотистые купавки- эти первые , нежные краски наших зеленеющих весенних ковров.
И хочется в поле, в широкое поле, где шествуя, сыплет цветами весна.
Ведущий 2. О цветах
Они прекраснее всего, что нам
дает природа на Земле,
Но дар её бесценный для всех искусств- цветок.
Образчик неизменный.
Ученик 2 .
Язык цветов родился на Востоке.
Его создали женщины, любя.
Они хотели яркие восторги
Дарить любимым, красок не щадя.
Если ты сегодня загрустила,
Примула печали утолит.
Флокс тебя наполнит тайной силой,
А подсолнух - солнцем озарит!
Если час свиданья наступает,
Колокольчик время сообщит.
Незабудка память освежает,
А бессмертник - доброту хранит.
Сколько же цветов прекрасных, ярких!
Сколько тайн они в себе хранят?
Пусть их будет больше - нежных, жарких.
Пусть нам дарят все цветы подряд!
(Татьяна Лаврова)
Презентация «Попурри о цветах».
Танец « Волшебный цветок».
Ведущий 1.А как же изобразительное искусство? Человек с глубокой древности использовал красивые формы листьев и цветков растений для создания орнаментов и украшений фасадов зданий.
Много в природе цветов,
Но одно лишь искусство
Может в венок их сплести. ( И.В.Гёте)
Презентация «Художники и природа»
Ведущий 2.Знаете ли вы, откуда пришло к нам слово «бакалавр»? В средние века один из римских пап ввел в университетах степень « бакалавр». За успехи в науках нового ученого венчали лавровым венком из ветвей лавра со зрелыми плодами- ягодами лавра.
Ведущий 1. Обратимся теперь к картинам известных художников. В картинах Рафаэля «Прекрасная садовница»,Рубенса « Храмовый праздник», Ван Дейка « Портрет Карла I» и других художников 15-18 веков растительный ландшафт занимает значительное место. А натюрморты Сезанна , Гогена, Ренуара. Замечательные изображения цветов принадлежат кисти русских мастеров- « Розы и фиалки» Коровина, « Плоды , яблоки , роза»,« Рожь» Герасимова , « Сирень », « Шиповник» Кончаловского.
Ведущий 2. А вспомните полотна Саврасова, Левитана, мастера пейзажа Шишкина и его «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу» и многие другие. В искусстве всегда широко применялась древесина. Старинные шкатулки наших бабушек, украшены мозаикой из разных по цвету древесин. А как предано служит древесина музыке- этому великолепному достижению человека! Пожалуй, если бы не было хорошей резонансной древесины, многие оттенки звуков были бы для нас навсегда скрыты. Рояль, скрипка, виолончель, флейта, гитара, кларнет сделаны из дерева.
Ведущий 1. И здесь зеленый мир служит человеку, давая ему возможность говорить языком музыки - Чайковский ,Глинка, Шопен, Верди. Лист, Штраус. Сколько мелодий и гармонических сочетаний было навеяно Чайковскому зеленым шумом лесов, светлыми лужайками, затканные пестрыми цветами волнами, перекатывающимися по полям. Самым любимым цветком Петра Ильича был ландыш, « царем цветов» называл его композитор.
Ведущий 2.Итак, зеленая флора несет вдохновение поэтам .и художникам, архитекторам и скульпторам, а также создателям чудесной музыки.
Ведущий 1.Замечали ли вы как безумно красиво звездное небо. Кто-то включает это космическое количество фонарей над нами. А ведь если на небе загораются звезды , то значит это кому-нибудь нужно
Презентация. «Звезды»
Ведущий 2. «Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, — мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками».
Джеральд Даррелл
Ведущий 1.Мы единственная живая система , создающая мусор.
Смотрю на глобус – шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки :
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая Река
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!» ( Евгений Шкловский)
Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.
Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!
Наша планета пока-что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!
( Марк Львовский.)
Ведущий 2. Вдумаемся в эти цифры :
-За год исчезают 50.000 биологических видов в нашей экосистеме.
-Под угрозой исчезновения находятся еще 20 тыс. видов
- С 16 по 20 век исчезло 250 видов позвоночных животных.
-Ежегодно сжигается млрд. тонн топлива.
-В атмосферу выбрасывается млн. тонн сажи, золы, пыли.
- Ежегодно попадает в почву сотни млрд. тонн бытовых стоков.
- Нашу землю отравляют радиоактивные отходы.
-Исчезли с лица Земли:
-Стеллерова корова
-Странствующий голубь,
-Европейский тур,
-Лошадь Тарпан,
-Зебра Квагга,
-Птица Дронт.
Ведущий 1.Известно ли вам, что одним из первых на защиту природы встал царь Петр I,он издал Указы:
-об охране леса;
-запрет на отстрел лосей;
-запрет на слив мусора в реку Неву.
Подлежат охране многие редкие и исчезающие виды животных , растений и нашего края.
Вот некоторые из них, занесенных в Красную книгу Северной Осетии:
Кавказский тур
Сайгак
Перевязка
Дрофа
Рысь
Краснозобая казарка
Лебедь шипун
Цикламен кавказский
Колокольчик осетинский и ряд других.
Исполняется песня: ( муз.Г. Гладкова)
Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.