СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну пунктуационных знаков»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну пунктуационных знаков»»


МОУ «Березовчанская о.о.школа»





Внеклассное занятие по русскому языку









Путешествие в страну

Пунктуационных знаков.




















Подготовила Носова В.Н.





Цель занятия: в игровой форме знакомить детей со знаками препинания, учить правильной, выразительной речи, прививать любовь к русскому языку.

Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если не ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,
Мир окрыляющих детских книг.
Русское слово - свободы зарница -
Выучи русский язык.

Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие в страну Русского языка, в которой живут буквы, слова, знаки препинания. Итак, мы отравляемся в город Пунктуационных знаков.
Сценка "Пунктуационные знаки".
На сцену выходят 10 человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди.
Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.
1 маска. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Дети. Вопросительный знак.

Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2 маска. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак.

Восклицательный знак. Правильно, ребята!

Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Дети. Точка.

Точка. У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если точка - вывод прост:
Это значит - точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если точку не забыть
Вовремя поставить.

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие. Я - многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками…

Двоеточие. Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое.
Ходит знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему.

Тире. Я - тире.
Лягу палочкой на строчку,
Проходите по мосточку.

Скобки. Мы - скобки.
Словам раскрываем объятья:
Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки. Мы - кавычки.
О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…

Запятая. Я - запятая.
Обо мне говорят:
Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку.
Но так говорят мои враги. Я же помогаю людям читать. Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий. Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять.

Все знаки. Никогда не забывать.


- Наше путешествие продолжается.

Грамматика, грамматика, -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Словообразовательная сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь по имени Пар. У него было много волшебных шляп. Надевая шляпу ок, он превращался в добрый и ласковый Парок. А если на него нападали враги, он мигом надевал шляпу ищ и становился Парищем злющим. От чего врагам нечем было дышать, и они уходили восвояси. У царя была целая связка ключей-окончаний, которые имели свое название. Царь хорошо знал законы Страны Словографии, поэтому правильно подбирал к каждой двери подходящий ключ.

Самое главное богатство этого царя был щит-пробел, которым он защищался от своих возниц-предлогов, потому что те в устной речи всегда сливались с ним.
На другом берегу реки жил младший брат Пара царь Ход - молодой, удалой такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И было у этого царя много слуг, да не простых прислужников, а разных мастеров. А особенно ценил Ход сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всем свете не сыскать, на все случаи жизни.

Вот решил однажды царь сходить на охоту, надел сапоги С и не успел оглянуться, как в лесу оказался. А на всякий случай взял он с собой еще несколько пар волшебных сапог. Долго он по лесу ходил, разного зверя бил - и заблудился.
Вдруг из чащи лесной напали на него разбойники. Что делать? Недолго думал царь. Переодел сапоги С на У и быстрехонько убежал. Вдруг на пути у него река. И опять сапоги выручили. Надел царь сапоги ПЕРЕ и преспокойно перешел препятствие.

Прослышал Пар, что у его брата Хода такие мастера славные есть и предложил брату идею - мост через реку построить, соединить царства. Согласился Ход. Долго ли, коротко ли строительство шло, но мост построили. И назвали его Соединительным о.
Получилось единое царство. Пароход с двумя царями. И стали они жить-поживать, да добра наживать. А в единстве - сила. И воевать и пировать легче.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой "С".

Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Пред согласными глухими
Быстро сменят "З" на "С".

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такими опасными!

Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим эти проблемы.

Сказка "Ер Твердович Приставкин, собачка Ерька и человечки с кармашками.
Маша совсем зачиталась - хотя глаза уже слипались, буквы двоились и строили смешные рожицы.

Маша. Прекратите! Вы же мне мешаете читать!
(буквы засмеялись и бросились наутек.)
Маша. Куда же вы? Постойте! Как же я буду читатать?

(Таинственный голос завел неторопливую сказку)
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
За бумажными горами,
Карандашными лесами,
В грамматическом царстве,
Орфографическом государстве…

. Маша увидела свои сбежавшие буквы: они прыгали на полянке и изо всех сил махали ей руками. Маша подошла к буквам. Сзади послышался шорох. Девочка оглянулась и увидела Ъ

Ер Твердович Приставкин (Ъ). Вы, люди, называете меня твердым знаком, совсем забыв, что, как и у всех букв русского алфавита, у меня тоже был свой голос. Просто из-за своих твердых убеждений я со всеми спорил и окончательно охрип. И теперь меня совсем не слышно. Но именно твердость характера послужила причиной того, что меня избрали главным сторожем Страны Словографии.

Маша. Очень рада с вами познакомиться. Ваши сограждане сделали совершенно правильно, доверив вам службу на границе. Только вам, наверное, трудно передвигаться… Ваш почтенный возраст…

Ъ. Нет-нет, ничего. Что за жизнь без настоящего дела! Я приспособился. Смотри: по всей полянке стоят мои приставки.
(Он показал на табуретки. Вглядевшись в них, Маша увидела на ближних надпись: под-, с-,
об-.)
Ъ. А как ты думаешь, почему меня ставят только после приставок?
Всегда после приставки,
Меня вы твердо ставьте,
А сзади так: е, я, ю, е,
Такое правило мое!
(Появляются буквята с кармашками. Один из них споткнулся о приставку с- и растянулся на траве. Йотик выпал из кармашка и тоненько запищал. Ер Твердович бросился к нему.)

Ъ. Осторожно, не наступите на Йотика. Осторожно..Уф.

Маша. А почему ты не назвал громко свое имя, чтобы малыш сам прыгнул в кармашек?

Ъ. Это могут сделать только люди, знающие законы Страны Словографии. Нам без вашей помощи не обойтись.
Меня пишут после приставок, потому что я на них все время сижу. Из-за этого меня так и прозвали - Приставкин. Ты же видишь, как мне трудно передвигаться. А знаешь, сколько мне лет? Более тысячи. Поэтому я попросил мастера Словообразования сколотить мне побольше приставок и расставить их по всей пограничной полянке. А мои внучки все время бегают и спотыкаются. Ты уже познакомилась с ними?

Маша. Очень милые у вас внучки. У них в кармашках такие мягкие и очень умные йотики! Я не только познакомилась, я даже в гости к ним ходила.

Ъ. Йотики очень умные, несмотря на то, что маленькие. Они очень много читают.
Маша. Я тоже.

Ъ. Молодец! Ну так вот. Йотики очень умные и шустрые: ни минуты не могут усидеть спокойно. Такие же и буквята. Они все время бегают, прыгают и, конечно, падают, спотыкаются о пристаавки. Тогда Йотик выпадает из кармашка. Попробуй-ка, найди его в зеленой траве. Без Йотиков слова получаются уродливыми: не "въезд", а "везд", не "съехал", а "сехал". Не поставить меня на защиту Йотика, - все равно, что безжалостно раздавить его.
Я всегда защищаю Йотика, - сижу на приставке и кричу: "Осторожно, не раздавите малыша!" Но многие ребята меня не слышат.

Ерька. Гав! Гав! И я тоже защищаю Йотика, и меня тоже не все слышат.

Ъ. Это Ерька, мой верный друг и помощник. Он защищает Йотика, когда тот выпадает в других частях слова. Только на свои приставки я его не пускаю.
Ерька. Кто не ставит "Ь" в такие слова, как "воробьи", "вьюга", "вьется", тот безжалостно наступает на Йотика и делает слова уродливыми и непонятными: "воробями", "вюгами", "вется".

Ъ. Мы с Ерькой старинные друзья. Вы не глядите, что он такой резвый. Трудно в это поверить, но мы ровесники. Когда-то, давным-давно, мы с Ерькой, молодые и полные сил, приехали в Словографию из далекой заморской страны. Оба мы тогда были полноценными буквами и звуками, только немножко короче остальных гласных. Нас писали и произносили. Там, где нужна была твердость писали ер (ъ), а там, где требовалась мягкость, писали ерь (ь).
Эх, давно это было. Тогда, почти тысячу лет назад, мы с Ерькой состояли в свите самой принцессы Графики. История Ерьки как две капли похожа на мою, нынче его тоже называют знаком, только мягким.

Ерька. И еще в отличие от тебя, старый упрямец, я ни с кем не спорю и не ссорюсь. Наоборот, если я рядом, значит, кому-то становится мягко. Если бы не я, сколько лишних букв пришлось бы придумать, вдвое больше, а так: поставил меня сзади буквы - и она сразу зазвучала мягко. А еще…

Ъ. А еще, кроме тебя, мягкость звуков обозначают и мои внучки - йотированные гласные буквята и еще одна буква и. Ведь йотики в кармашках тоже всегда мягкие, поэтому перед ними согласные звучат мягко. Вот послушайте, в слове "нес" - н звучит мягко, а в слове "нос" - совсем твердо. Но буква-то остается одной и той же, и никакого хвастливого Ерьки здесь нет.

Ерька. Но я не только обозначаю мягкость. Я могу рассказать о форме слова. С моей помощью дети узнают о том, что существительное "ночь" третьего склонения, а "мяч" - второго.

Ъ. Не только по тебе, еще по роду существительных. Но ты, конечно, помогаешь тоже, только поменьше хвастай! Ведь самое главное не в том, кто и какую роль играет в нашей жизни, важно, что все мы дружно живем и трудимся и бесконечно любим нашу прекрасную Страну Словографию, ее чернильные реки, бумажные горы, наши великие справедливые законы. Каждый житель Словографии равно уважаем, независимо от того, кто он - царь или маленький йотик.
И все мы одинаково ненавидим Черную Лень и ее злых помощников: Войну, Злобу, Ненависть, Ложь..

Маша. Да-да, мы тоже ненавидим эти нехорошие слова. Мы тоже не хотим никого обижать. Я расскажу о вас ребятам, и они никогда не раздавят маленького йотика.


Сказка "Заморская царевна".

Маша стояла у окна.

Маша. Какие красивые звезды! Ой одна летит прямо ко мне! (Послышался свист, появляется Змей Горыныч Младший.)

Змей Горыныч. Здравствуй, Машенька! Захвати, пожалуйста, с собой фигурки для буквинского лото, и летим.

Маша. У меня есть и еще кое-что, кроме лото. (Она взяла подарок и игру и удобно села на мягкое сиденье.)

Змей Горыныч. Крепче держись за шеи Ч и Щ, зажмурь глаза. Мы полетим очень быстро.

Город Буквинск. Маша попадает в объятия своих друзей.

Маша. Подождите, пожалуйста (сказала она А, Я и М). Мне нужно кое-что передать в подарок

Змею Горынычу. (Маша подходит к Змею и протягивает ему "Шипящий детектив".) Это вам в подарок от всех ребят. Вы ведь тоже любите читать.

Змей Горыныч. Больше всего на свете! Спасибо, Машенька! (Начал читать.) Да это про меня! Это же в мою честь! Еще никто и никогда не посвящал мне рассказов. (Целует Машу в щечку) Полечу, обрадую старшего братца! До свидания! Еще раз большое спаси6о! (Все проводили Змея глазами.)

Фонетика. Сегодня тебя ожидает удивительная встреча, поторопись, Маша.

Постучались в дверь. Им открыла пожилая женщина с печальным лицом, в желтом платочке. На ее шее красовалась цепочка с красивым медальоном. В руке у женщины клюка, на которую она опиралась при ходьбе. Она приветливо всем улыбнулась и пригласила в комнату.

Фонетика. Дорогая царевна Ц, сегодня мы собрались по традиции послушать удивительную и печальную историю Вашей жизни. С нами девочка Маша. Она очень трудолюбивая и любознательная. Мы познакомили ее уже со всеми буквятами. А сегодня в день вашего рождения, Маша узнает самую фантастическую историю нашей страны.

Царевна Ц. Хорошо, слушайте. За высокими горами, за дремучими лесами есть чудесная теплая страна. Там я когда-то жила. Потом жители страны Словографии пригласили меня к себе. Тогда, как и Змей Горыныч, я была очень мягкой.

Фонетика. Да-да. Мы все помним торжественный приезд принцессы Ц. Она была столь прекрасна, что все словики и буквята сбежались полюбоваться ею и засыпали карету цветами.

Царевна Ц. Эта красота и погубила меня. В те далекие времена Лень была просто Черной колдуньей. Она жила в избушке на берегу чернильной реки, собирала целебные травы и варила какие-то зелья.

Мастер Словообразование. К Лени повадилась отвратительная Зависть. Это безобразная старуха с огромными ушами и завистливыми глазами..

Йотик. Она только и смотрит, у кого что лучше, у кого чего больше, и просто умирает от зависти.

Мастер Словообразование. Действительно, она никогда не бывает довольна и счастлива. Так вот, с самого первого дня старуха стала завидовать царевне и возненавидела ее лютой ненавистью. Однажды, когда Ц собирала цветы на поляне около избушки Лени, Зависть с Черной колдуньей заманили ее и опоили колдовским зельем.

Царевна Ц. Я потеряла сознание, а очнулась вот такой твердой безобразной старухой, какой ты меня видишь сейчас.

Фонетика. Но Зависть и Лень не достигли своей цели. Эти злыдни надеялись, что мы не узнаем царевну в безобразной старухе. Но посмотри ей в глаза и ты увидишь: Ц - прекрасна!

Царевна Ц. После этого я тяжело заболела. Все жители страны приняли во мне участие в то тяжелое время. Но особенно благодарна я Чуткости. Она ни на минуту не отходила от моей постели. Словики и буквята спрятали все зеркала и относились ко мне с таким почтением, что я постепенно забыла про свою безобразную наружность.

Орфография. Но после превращения Ц появились трудности в обозначении гласных после Ц, такие же, как после шипящих. Ведь Ц раньше была мягкой, и после нее и слышалось и писалось И. Теперь, когда она отвердела, стало слышаться…

Маша. Ы.

Орфография. А пишется по-прежнему. И во всех основах слов: "цифра", "циркуль", "нарцисс", "дисциплина", "акация", "коллекция", "декорация". В последних трех словах Ц и И стоят в самом конце слова, но это все же основа, а не окончание. Попробуйте поизменяйте: акация, на акации, под акацией.

Маша. Все эти основы кончаются на ций ,

Орфография. А все слова на -ций - иностранного происхождения. А вот в суффиксах и окончаниях исконно русских слов после Ц всегда пишется не И, а Ы.
Тут в прихожей раздается писк и громыханье. В комнату влетает маленький цыпленок, за ним входит цыган.
Цыган. Цыц!

Царевна Ц. Что произошло? Откуда это такие взволнованные?

Цыпленок. За нами гналась Ошибка. Она кричала, в свой кривофон, что в корне слов после Ц пишется И, что в нас ошибка! Но ведь мы же исключения!

Царевна Ц. Ну конечно, вы - исключения. Вот, Маша, посмотри: только в этих четырех словах: цыган, цыкнуть, на цыпочках, цыпленок в корне после Ц пишется Ы.

Фонетика. А теперь давайте подарим Ц подарки, которые она так любит: маленькие рифмовки с буквой Ц.

Йотик. Пришел на цыпочках цыган
И на цыпленка "цыц" сказал.

Фонетика. В центральный цирк пришла милиция,
Циркач играл там роль патриция.

Маша. Пришел Синицын из больницы
И спрятал в ящик рукавицы.

Цыпленок. Цыпленок циркулем играл,
На циферблат его сажал.

- Итак, наше путешествие в страну Русского языка подошло к концу.
Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!