СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по физике и математике для 8 класса "Умники и умницы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике и математике для 8 класса "Умники и умницы"»

Внеклассное мероприятие

Физико-математическая игра

для 8 классов

«Умники и умницы»

Цели игры:

  • Фронтальное повторение материала по математике и физике;

  • Развитие сообразительности, логического мышления, математической и физической эрудиции;

  • Воспитание познавательного интереса у учащихся, раскованности и уверенности в общении;

  • Развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос



Участники: команды из 5 человек, учащихся 8 класса

Место и время проведения: каб. Физики

Организаторы: Тарасова Н.М., учитель физики, Пестерева Е.А., учитель математики

Жюри: учащиеся 11 класса.



Этапы игры:

  1. Этап Разминка – отгадай загадки

  2. Исторический этап – угадай ученого

  3. Вычислительный этап – реши задачи

  4. Этап Черный ящик - угадай прибор

  5. Литературный этап – ответь на вопросы



  1. Этап Разминка – отгадай загадки

Каждой команде раздается лист с напечатанными загадками. В течение 5 минут учащиеся их отгадывают и записывают ответы на листочках. За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. Две сестрицы качались

Правды добивались

А когда добились

То остановились. (весы)

  1. Весь век идет Ерёмушка:
    Ни сна ему, ни дрёмушки.
    Он шагом точный счет ведет,
    А все же с места не сойдет (часы)


  1. Мне служит головой вершина.
    А то, что вы считаете ногами,
    Все называют сторонами. (угол)


  1. Ты да я, да мы с тобой.
    Много ли всех? (двое)


  1. Проживают в трудной книжке
    Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают все на свете. (цифры)


  1. Если ей работу дашь –
    Зря трудился карандаш. (резинка)


  1. Углы рисую и квадратики

Я на уроке... (математики)


  1. С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь — один раз отрежь; без меры и лаптя не сплетешь? (длина)


  1. Бегу, бегу по проводам,
    И нет меня быстрее!
    Тепло и свет несу я вам
    И делать все умею! (электрический ток)



  1. Все поведает, хоть без языка,
    Когда будет ясно, а когда – облака. (барометр)



  1. Исторический этап – угадай ученого

Каждый ученый зашифрован под определенным цветом. Каждая команда выбирает цвет. Ведущий зачитывает описание. Команде надо отгадать ученого по его описанию. За каждый правильный ответ 10 баллов. Если команда отвечает неправильно, то есть возможность ответить другой команде, которая за правильный ответ получит 5 очков.

  1. Французский математик, механик, физик, литератор, философ и теолог.

Родился 19 июня 1623 г., Клермон-Ферран, Овернь, Королевство Франция

Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. 

Открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов.

Его именем названа единица измерения одной из физических величин.

Опытным путем подтвердил существование атмосферного давления

Блез Паскаль

  1. Итальянский математик и физик

Ученик Галилея

Родился: 15 октября 1608 г., Рим, Папская область

Продолжил разработки Галилея в области новой механики

Открыл существование атмосферного давления

Изобрел ртутный термометр

Эванджелиста Торричелли



  1. Этот ученый жил в Сиракузах, на острове Сицилия.

Великий инженер и конструктор своего времени.

Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

Он помог своему царю Гиерону избежать обмана.

С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

По легенде, ему принадлежит возглас «ЭВРИКА!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

Архимед

  1. Он был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою среди древних математиков. Он открыл теорему о сумме углов треугольника. Он открыл первым математическую теорию музыки. Геометрическую теорему, названную в честь него, в старину называли теоремой невест. Ученый, который известен как создатель школы математиков.

Пифагор

  1. Древнегреческий математик, геометр, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Он – отец геометрии. Так же открыл новую область оптики – катоптрику, в значительной мере утверждавшую математическую функцию зеркал. Его работы в области оптики, математических соотношений, систематизаций данных и изучения конических сечений затерялись в глубине веков.

Евклид



  1. Вычислительный этап – реши задачи

Каждой команде предлагается решить 2 задачи по математике и 2 задачи по физике. За каждую верно решенную задачу 5 баллов.

  1. Для того чтобы связать свитер, хозяйке нужно 900 граммов шерстяной пряжи синего цвета. Можно купить синюю пряжу по цене 70 рублей за100 граммов, а можно купить неокрашенную пряжу по цене 60 рублей за 100 граммов и окрасить её. Один пакетик краски стоит 50 рублей и рассчитан на краску 300 граммов пряжи. Какой вариант покупки дешевле?

  2. Семья из трех человек тратит на питание около 5000 р. в месяц, что составляет примерно 40% семейного бюджета. 40% оставшихся денег откладывается на покупку мебели. Какая сумма остается на другие расходы?

  3. Определите удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 24 С у бруска массой 100 г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличилась на 152 Дж.

  4. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой площадью поперечного сечения 0,1 мм2 , при напряжении 220 В сила тока 4А. Rакова длина проволоки, составляющей спираль?





  1. Этап Черный ящик - угадай прибор

Нужно угадать физическое понятие, выслушав 3 подсказки-определения. Те, кто дал верный ответ после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1.

  • для его измерения используется повторяющийся физический процесс

  • основная единица измерения — секунда;

  • делу это — потехе час. (Часы).



  • бывает спиртовой и ртутный;

  • Прибор для определения температуры

  • то же, что и градусник. (Термометр)



  • Их основная часть — стержень — коромысло

  • бывают лабораторные, технические, медицинские;

  • помощник продавца (Весы).


  • Универсальны инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров

  • А так же глубин отверстий (штангенциркуль)


  • Чертежный инструмент для проверки кривых

  • Инструмент позволяет относительно точно строить участки таких кривых, как эллипс, парабола, гипербола, различных спиралей.

  • Используется для составления выкроек одежды (лекало)



  1. Литературный этап – ответь на вопросы

Командам зачитываются отрывки из литературных произведений, зашифрованные по цветам. Ребята внимательно слушают и отвечают на вопрос из текста. За верный ответ – 5 баллов

    1. Мещерская сторона», 1939 год. Константин Георгиевич Паустовский
      «…На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Есть крысы, совершенно седые от старости. Если тихо следить за норой, то можно увидеть, как крыса ловит рыбу. Она выползает из норы, ныряет очень глубоко и выплывает со страшным шумом… Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах».

Поясните меру, предпринятую водяными крысами для облегчения плавания.


Ответ
Стебли камыша, как и многих других водных растений, рыхлые, пористые, густо пронизанные сетью воздухоносных каналов, в тканях стебля много воздуха.


    1. «Степь. История одной поездки», 1888 год. Антон Павлович Чехов
      «…Егорушка тоже разделся, но не спускался вниз по бережку, а разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх».
      О какой силе «холодной и приятной на ощупь» идёт речь?


Ответ: Равнодействующая между Архимедовой силой и силой тяжести


    1. «Дедушка Мазай и зайцы», 1870 год. Николай Алексеевич Некрасов
              «Мимо бревно суковатое плыло,
              Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
              Зайцев с десяток спасалось на нём
              "Взял бы я вас – да потопите лодку!"
              Жаль их, однако, да жаль и находку – 
              Я зацепился багром за сучок
              И за собою бревно поволок…»

      Поясните, почему зайцы могли потопить лодку.


Ответ: сила Архимеда действующая на лодку с зайцами будет больше силы тяжести.


    1. «Человек-амфибия», 1927 год. Александр Романович Беляев
      «Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут всё тяжелее. Даже собственное тело. В воде легче живётся… …А опустишься на дно… Как будто, плаваешь в густом, голубом воздухе. Тихо. Не ощущаешь своего тела. Оно становится свободным, лёгким, покорным каждому твоему движению…»
      Прав ли автор романа?


Ответ: автор романа прав. На дельфина на суше будет действовать сила тяжести, а в воде на него действует и сила тяжести и сила Архимеда, равнодействующая которых меньше силы тяжести.


    1. Джонатан Свифт (1667 – 1745) «Путешествие Гулливера»

В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей,

животных, растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз

больше. Лилипуты установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов:

«…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов».

Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута? (в вычислениях сделана ошибка)


Ответ: Расчет сделан практически верно, если не считать арифметической ошибки.

Не надо забывать, что лилипуты — это уменьшенная точная копия обыкновенного человека и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера. Получается, что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в 12*12*12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды.


    1. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

«В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?».

Решение:

Пусть х(руб.) –стоит 1 пила, тогда у(руб.) –стоит 1топор.

3х+12у=84

5х+12у=100

решим полученную систему сложением, умножим первое уравнение системы на ( -1). 2х=16

3х+12у=84,

решая данную систему получим: х=8 (руб.), у=5 (руб.) Ответ: пила стоит 8 рублей, а топор -5 рублей.


    1. А. П. Чехов “Каникулярные работы институтки Наденьки Н.”

Три купца внесли для одного торгового предприятия капитал, на который через год было получено 8000 рублей прибыли. Спрашивается: сколько получил каждый из них, если первый внес 35000 рублей, второй 50000 рублей и третий 70000 рублей?”.

Ответ: 1750 руб., 2500 руб. и 3750 руб.