СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для начальной школы "Наши пернатые друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для начальной школы с видами проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для начальной школы "Наши пернатые друзья"»

Внеклассное мероприятие





















2024

Шаповалова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ "Школа № 85 г. Донецка"


Тема: НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ


Класс: 1-А
Предмет: внеклассное мероприятие.


Цель:

Научить различать птиц, зимующих в наших краях; содействовать осознанию обучающимися потребности помогать пернатым друзьям зимой; развивать умения самостоятельно изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц; развивать навыки самоорганизовываться, планировать свои действия, обобщать результаты работы, искать различные источники информации; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Актуализировать знания обучающихся о птицах.

2. Организовать работу над понятием «зимующие» птицы.

3. Обеспечить выявление обучающимися способов питания птиц.

4. Обеспечить выявление обучающимися тех птиц, которые нуждаются в помощи.

5. Помочь найти способы оказания помощи зимующим птицам.

6. Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

Формирование универсальных учебных действий (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- понимать важность заботы о зимующих птицах;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

2) Правильно подбирать корм для птиц;

3) Уметь изготовить простейшую кормушку;

4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний;

- наблюдать и делать выводы;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности.

Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы обучающихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах. (наблюдения; сбор информации; работа с литературой; экскурсии; обработка собранной информации; творческая работа)

Оборудование:

1. Презентация "Наши друзья птицы".

2. Изображения различных птиц.

3. Книги о птицах.

4. Карточки с заданиями.

5. Грамзапись голосов птиц.

6. Рисунки детей.

7. Кормушки.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: "Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?" (Быть внимательными, наблюдательными, активными, уметь помогать и поддерживать на уроке товарища).

II. Актуализация опорных знаний.

Презентация (Слайд 2). Зима

Учитель:

- Какое время изображено?

- Назовите признаки зимы.

- Какая погода зимой? (Дуют холодные ветры, мороз сковал землю. Кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода).

III. Основная часть.

Учитель:

- Закройте глаза. Послушайте мелодию и скажите. О ком мы будем сегодня беседовать на классном часе. (Звучит запись голосов птиц).

- Правильно, догадались. Наш классный час посвящён птицам. Тема нашего занятия: «Наши пернатые друзья».

- В какое время года можно услышать голоса птиц? ( Весной).

- А как вы думаете, сейчас, зимой можно услышать такое чудное птичье пение?

- Когда поют птицы? ( Когда тепло им, когда они сыты).

Презентация (Слайд 3). Жизнь птиц зимой

Отчёт "Учёных"

Учёный 1. Зима очень трудное время для птиц. Все покрыто снегом. Иногда такие сугробы наметет, что никакие птицы не могут достать себе корм. Многие птицы улетели зимовать на юг, в теплые края.

Учёный 2. Но в зимнем лесу жизнь продолжается. Есть птицы - постоянные жители лесов средней полосы. Но есть птицы, прилетающие только на зиму. Летят они с далекого Севера, где зимы ещё холоднее. Корма там мало и найти ещё труднее.

Учёный 3.

Зимой суровой веет с полярной стороны.

Но не все на юге птицы: рядом шумная семья.

Галки, снегири, синицы. Не забудь про воробья!


Учёный 4. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые теплые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают. Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время? Что мы можем сделать для птиц? (Покормить, построить кормушки).

Учитель: "Каких зимующих птиц вы знаете? (Сороки, воробьи, галки, синицы). Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вам нужно отгадать зимующих птиц.





Загадки "Художников"

Художник 1.

Озорной мальчишка,

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крохи собирает.

Презентация (Слайд 4). Воробей

- Воробьи утепляют гнезда перед резким похолоданием. Самые известные птицы в северном полушарии земного шара – воробьи. Они приносят много пользы, а их гонят везде, бранят – называют ворами.


Художник 2.

Воробей мой, воробьишко!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки- врозь,

Лапки - боком, лапки- вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону-

Видишь- хлебца накрошил.

- Известны памятники воробью, сооруженные человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых - вредителей.

Художник 3.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

- Голос дятла - дробь, можно услышать в зимнем лесу. На землю дятел спускается редко и неохотно. Дятлов в лесу не всегда можно заметить, они довольно скрытные птицы и выдают себя не столько своим голосом, сколько стуком.


Презентация (Слайд 5). Дятел.


Учитель: "Знаете ли вы птиц, которые в зимнюю стужу выводят птенцов? Они прилетают с далекого севера на зиму, когда в лесах хороший урожай еловых шишек. Кле-кле-кле- звучит песня клеста в тишине. Песней он предупреждает других птиц о том, что занял эту ёлку. Своим сильным изогнутым клювом клест достает еловые семечки. Ими он питается сам и птенцов выкармливает".

Презентация (Слайд 6). Клёст.

Художник 4.

Хоть я птичка - невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

Кто же я? Синичка.

Презентация (Слайд 7). Синичка.


Учитель: "Синичка «разговаривает» - свистит. «Синь-синь-синь». За эту песню её и назвали синицей. Перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево. Летает она плохо: полет - недолгий, как бы порхающий, всегда на короткое расстояние, то вверх, то вниз. Есть такая примета - если синица начинает пищать с утра - жди мороза".

Всех угадали. Какие это птицы? (Зимующие)

Презентация (Слайд 8). Зимующие птицы.


Учитель: "А как мы можем помочь птицам? (Нужно на дерево повесить кормушку и каждый день кормить птиц). А чем кормить птиц зимой вы определите сами".

IV. Динамическая пауза. «Птичья зарядка».

Видео.

V. Продолжение изучения материала.

Учёный 4. Зима - трудное время для птиц. Нашим маленьким друзьям часто приходится бороться за выживание. Мы можем помочь птицам дождаться весны. Хорошая, удачно подобранная кормушка - это не только птичья столовая, но и украшение сада и балкона. Как правильно сделать кормушку для птиц своими руками? Об этом нам расскажут орнитологи.

Презентация (Слайд 9). Советы орнитологов.

Орнитология – раздел науки зоологии, изучающий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица) и логос (учение).

Советы "Орнитологов"

Орнитолог 1. Важные элементы кормушки.

1. Птичью столовую нельзя окрашивать в яркие цвета, отпугивающие птиц.

2. Для здоровья пернатых краску используйте только снаружи конструкции.

3. Необходимый элемент кормушки – крыша, защищающая пищу от дождя и сильного солнца.

4. Основание должно иметь приподнятый край, чтобы еда не выпадала наружу.

5.Остерегайтесь подвесных веревок, шнурков – в них могут запутаться птицы.

6. Частая чистка дна защитит пернатых от болезней и паразитов.

На доске вывешивается дерево с кормушкой.

Презентация (Слайд 10). Дерево с кормушкой





VI. Работа в группах.


Задание 1

Из предложенного списка кормов выберите нужное и составьте меню для птиц. (Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное масло, творог, несолёное сало, ягоды рябины, семечки арбуза, шоколадные конфеты, крупа, семечки тыквы). (В кормушке появляется корм).


Презентация (Слайд 11). Как правильно кормить птиц зимой


Задание 2.

Собрать картинку птицы и подобрать для неё корм.

Презентация (Слайд 12). Картинка птицы

Задание 3.

Собрать пазл и прочитать послание птицам. (На доске появляются листовки)


Презентация (Слайд 13). Листовка-обращение


Задание 4.

Узнать по силуэту птичку и раскрасить её. (На дереве появляются птички)




Презентация (Слайд 14). Силуэты птичек

VII. Сценка «Доживём до весны». Выступление поэтов.

Воробей:

Ой, спасите. Караул! Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так несладко!

Синичка:

Бр-р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету! Может быть согреюсь тут!

Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный  такой!

Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в тёплых шубах, в шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны, да ещё и хулиганы!

Нас выслеживают кошки, и во рту с утра ни крошки,

Червячков и мошек нет, а без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать?  Кто ответит?

Сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик-чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать - я сегодня принесла сногсшибательную весть:

Будет, что нам поесть: рассказала мне подружка про какие-то кормушки

Дескать, дети есть  такие , их юннатами зовут.

Воробей:

Перестань трещать,  сорока, о еде, о жизни лёгкой

Да ещё о добрых детях. Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда, будто где-то есть еда!

Никому мы не нужны.  Эх, дожить бы до весны!

Синичка:

А вот я бы полетела, что-то кушать захотела я ещё 2 дня назад.

Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу - я всю зиму есть хочу.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный, оказалось не со зла.

Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился: на сороку зря сердился.

И теперь уж наяву до весны я доживу!

А  весной  мы  дружно, вместе будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды огороды и сады,

Ведь на сытый-то желудок нам пернатым, ерунда

И любое время суток, и снега, и холода!

Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!

Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

Ведущий:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна.

Горсть одна нужна – и не страшна будет им зима.

Столько гибнет их, не счесть. Видать тяжело!

А ведь в вашем сердце есть и для них тепло.

Разве можно забывать, улететь могли, а остались зимовать заодно с людьми!

                                      Загадки  о птицах, которые зимуют с нами

1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (сорока).


2. В лесу, под щебет, звон и свист, стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд, приятель!». И ставит подпись… (дятел).


3. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите…

Ну-ка, кто мы, назовите? (птицы).


4. Окраской – сероватая,  повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая –

Известная персона. Кто она? … (ворона).


5. Найдёшь её в своём дворе, она на радость детворе.

Ты обижать её не смей! Эта птичка…(воробей).


6. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Он бесстрашней  всех в природе, ведь зимой птенцов выводит. (клёст).

Кто что ест?

Синицы – кусочек сала                                    

Клесты  - кедровые орехи                             

Снегири  -  ягоды рябины

Воробьи - пшено

Голуби  -  семена подсолнечника.

Презентация (Слайд 15). Кто что ест?



Вопросы

1. Почему снегиря назвали снегирём? (Появляется зимой)

2. Какая птица выводит своих птенцов зимой? (Клёст)

3. Почему поползня называют лесным акробатом? (Перемещается вниз головой)

4. Птица-долгожитель. (Ворона 70-120 лет)

5. Какую птицу называют «царём ночи»? (Филина)

6. Какие птицы поют круглый год? (Снегири)

7. Кто строит квартиры для других птиц? (Дятел)

8. Эта птица поворачивает голову на 180 градусов. (Филин, сова)

9. Жизнь каких птиц связана с человеком? (Голуби, воробьи)

10. Какая температура тела у воробья ниже зимой или летом? (Температура тела воробья  постоянная).


                                                      Отгадать, что за птицы?

1. НИЦАСИ  (синица)

2. БЕЙРОВО (воробей)

3. КАРОСО (сорока)

4. ЛИНФИ (филин)

5. КАЛЯПО (аляпка)

6. ЛУБЬГО (голубь)

7. КАРОВКЕД (кедровка)

8. МОРОДОКЗИ (зимородок)

9. НАВОРО (ворона)

10. ЗЕНЬПОЛПО (поползень)


VIII. Заключительная часть.

Выступление "Юннатов"

Юннат 1.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Юннат 2.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Юннат 3.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.


Юннат 4.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


IХ. Рефлексия. Наклеивание ладошек с кормом.















Презентация (Слайд 16). Ладошка с кормом

Учитель: "Добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам".

Презентация (Слайд 17). Покормите птиц зимой!


Исполнение песни « Мы хотим, чтоб птицы пели!»

Мы хотим, чтоб птицы пели

Чтоб вокруг леса шумели

Чтобы были голубыми небеса

Чтобы речка серебрилась

Чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала хрусталем роса

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела

И под елкой жил смешной колючий еж

Чтобы белочка скакала

Чтобы радуга сверкала

Чтобы летом лил веселый золотистый дождь


Мы хотим, чтоб на планете

Были счастливы все дети

Ах, как хочется со всеми нам дружить!

Будем в школах мы учиться

Будем к звездам мы стремиться

И сады в краю любимом будем мы растить!



































































Список литературы

1. Дьяков В. А. Орнитологические наблюдения в окрестностях г. Святогорска / В.А. Дьяков, Д.В. Пилипенко Птицы бассейна Северского Донца. Вып. 10: Материалы 13 и 14 совещаний «Изучение и охрана птиц бассейна Северского Донца». – Харьков, 2007. – С. 44-51.

2. Кононова Н.Е. Наши пернатые друзья. К., 1958 г. - С. 12-29.

3. Коханов В.Д. К итогам полувекового изучения орнитофауны окрестностей Красногоровки близ Донецка / Птицы бассейна Северского Донца. Вып. 6-7: Материалы 6 и 7 конференций «Изучение и охрана птиц бассейна Северского Донца» – Донецк, 2000. – С. 40-48.

4. Жабко Я. Г., слова Каганова Е.В. Детские песни - "Мы хотим, чтоб птицы пели!" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://text-pesni.com/dzxb

5. "Маленькие птички". Мульт-песенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=aNsvx_iRjMY