Сценарий внеклассного мероприятия по биологии
Тема: «Экология — забота каждого»
Форма: Экологический квест
Цель: Формирование экологической культуры, расширение знаний об охране природы, развитие исследовательских и коммуникативных навыков.
-формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);
-формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);
-Формирование у учащихся навыков работы в группе;
-Воспитание бережного отношения к природе;
-воспитание уважительного, внимательное отношение к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, маркеры, ватманы, мешки для мусора, перчатки, презентация, памятки.
Ход мероприятия
1. Вступление (5 минут)
Учитель:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об экологии — науке, от которой зависит будущее нашей планеты. Как говорил « Маленький принц» из сказки Антуана Де Сент Экзюпери : «Тут есть такое твердое правило,- сказал позднее Маленький принц,- встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
- Скажите ребят как вы понимаете это высказывание?
- Какую актуальную проблему рассматривает автор в этом произведении? (проблемы которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.)
Наше внеклассное мероприятие пройдет в форме квеста. Вас ждут интересные задания, экологические загадки, командные конкурсы. Главное — участие, сотрудничество и любовь к природе!
2. Деление на команды (2-3 команды)
Команды получают названия (например, «Зелёные защитники», «Экопатруль», «Друзья природы») и бейджи.
3. . Станции квеста (по 10 минут на каждую)
Станция 1: “Угадай природное явление”
Командам показывают изображения или описания природных явлений (эрозия почвы, загрязнение воды, кислотные дожди и т.д.).
Задача — назвать явление и объяснить его последствия для экосистемы.
2). Командам задаются вопрсы, например:
Природное явление, качающее верхушки деревьев. Ответ: Ветер.
Он может ударить и среди ясного неба. Ответ: Гром.
Большая куча снега. Ответ: Сугроб.
Долгий гул, например, от грома. Ответ: Раскат.
Между ночью и днем. Ответ: Утро.
Восход солнца. Ответ: Рассвет.
Ледяные кристаллики на почве и траве при весенне-летних заморозках. Ответ: Иней.
Сильная вьюга. Ответ: Пурга.
Весной и летом эти льдинки, падающие с неба, могут погубить урожай. Ответ: Град.
Первый снежок тонким слоем. Ответ: Пороша.
Эти осадки не падают с неба, а образуются на земле и траве, как конденсат. Ответ: Роса.
После чего обычно бывает радуга? (После дождя)
Что падает зимой с неба? (Снег)
Что бывает во время грозы? (Гром и молния)
Как называется большое темное облако? (Туча)
Во что превращается вода зимой? (Лед)
Что видно на небе ночью? (Луну и звезды)
Что заставляет деревья качаться? (Ветер)
И так далее.
Станция 2: “Мусор — вторсырьё или угроза?”
Командам даются карточки с изображениями мусора. Они должны отсортировать отходы по типам: пластик, бумага, стекло, органика, опасные. Далее — обсуждение, как перерабатываются отходы и зачем сортировать мусор.
Дети отвечают, а затем один ученик из класса предлагает доклад по теме «Переработка музора».
Переработка отходов включает несколько этапов:
Контроль в ручном режиме. Специалисты следят, чтобы в оборудование не попало ничего, что может его повредить — крупные куски дерева, полотнища плёнки или текстиля. Здесь же отбирают хрупкое стекло, которое может не перенести дальнейших этапов. 3
Автоматическая сортировка. Барабанные грохоты очищают вторсырьё от отходов мелкой фракции — остатков пищи и земли. Магнитные и вихретоковые сепараторы вычленяют из собранного мусора различные металлы. Оптические сепараторы помогают найти конкретный вид отходов — чаще пластик или бумагу — благодаря особенности каждого материала поглощать и излучать волны строго определённого спектра. 3
Сортировка вручную. В конце всё, что осталось, снова перебирают вручную. В результате весь мусор разделяют на 40 и более компонентов. Когда они накапливаются, их отправляют на переработку. 3
Сортировка мусора необходима по нескольким причинам:
Забота о природе. Опасные отходы, такие как батарейки, лампочки, градусники, лаки и химикаты, попадая в окружающую среду, наносят ей непоправимый вред. Они отравляют почву, воду, воздух. 1
Сокращение количества свалок. Если выбрасывать весь мусор без разделения, то он попадёт на мусорный полигон, после чего происходят процессы отравления почвы.
Экономия ресурсов. При производстве изделий из вторсырья затрачивается гораздо меньше ресурсов, чем из первоисточника. Так экономится электроэнергия, природные материалы, зарплата исполнителей, сокращаются транспортные расходы.
Возвращение ресурсов в производственный цикл. В случае с сортировкой все отходы — это не мусор, а вторичное сырьё для производства. Пластиковые стаканчики из-под йогурта, пакеты, шины, алюминиевые банки для напитков могут стать основой для нового изделия — и даже не один раз.
Станция 3: “Экологическая викторина”
Примеры вопросов:
1.Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?
2. Что такое “красная книга”?
3. Назовите 3 способа сэкономить воду дома.
4.. Что в переводе означает экология:
5. Какое растение называют сосной сибирской:
6. Где зимуют ласточки:
7. Кит – это:
8. С какой стороны дерева растет мох:
9. Какой газ используют для дыхания все живые существа:
10. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).
11.. Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
12. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).
13. У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).
Станция 4 (по возможности): “Экологический патруль” (на улице)
Команды выходят на территорию школы/парка и собирают мусор в перчатках. Выигрывает команда, собравшая больше мусора и правильно его отсортировавшая.
4. Завершение и рефлексия
Всем участникам предлагается ответить на вопросы:
Что нового ты сегодня узнал?
Что тебя удивило?
Как ты можешь помочь природе в повседневной жизни?
5.. Подведение итогов (5–7 минут)
Учитель объявляет результаты, награждает участников дипломами, экознаками или памятками. Обсуждаются самые интересные моменты, делается акцент на важности экологически грамотного поведения.
---