1. Ф.И. И. Черей Нина Ивановна 2. Место работы МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им. Д.С. Езерского» 3. Должность учитель начальных классов высшей кв. категории 4 Форма занятия внеклассное мероприятие «Экскурсия в зимний лес»»
5. Участники учащиеся 2 класса 6. Техническое оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись песен
7. Информационное обеспечение: собственные ресурсы (презентация)
Цели и задачи: создать условия для усвоения новых знаний с использованием современных образовательных технологий;
- развивать умение пользоваться имеющимися знаниями при решении различных учебных задач;
- выявить общий уровень знаний о жизни диких животных зимой;
- показать причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- развивать творческое воображение, образное мышление;
- расширять кругозор и словарный запас учащихся;
- воспитывать бережное, ответственное отношение к природе, проявлять интерес к жизни животных родного края и желание им помочь;
- формировать у учащихся нравственное отношение к людям труда
Познавательные УУД:
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, перерабатывать нужную информацию
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД :
- удерживать цель деятельности до получения ее результата; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать результаты деятельности.
Личностные УУД:
- проявлять понимание и уважение к людям труда; - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Аннотация
Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся:
- показать на примере одной из форм внеклассной деятельности (экскурсия) с использованием современных образовательных технологий, как можно развивать познавательную активность детей, их речевые умения и творческие способности;
- помочь учащимся ощутить его величайшую ценность для дальнейшего становления человека;
-способствовать развитию к самопознанию и пониманию внутреннего мира друг друга.
Тема была выбрана в связи с повышенным в последнее время вниманием к окружающей природе родного края, что обусловило его актуальность и целесообразность.
Форма воспитательной работы была обозначена как «коллективно- распределительная»: это предполагает коллективное участие школьников в подготовке и проведении данного мероприятия, распределение общей ответственности и общего фронта работы на весь коллектив.
Данное мероприятие ориентировано на учащихся 2 класса. Эта экскурсия является итоговым мероприятием после изучения темы по окружающему миру «Жизнь диких животных зимой».
Внеклассное мероприятие имеет разумное количество этапов. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены песни, игра, творческая работа. В соответствии с требованиями ФГОС были использованы современные воспитательные технологии: игровые, информационные, технология сотрудничества, диалоговая, групповая здоровьесберегающая, творческая работа.
Я считаю, что данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы лицея, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся, способствует развитию таких качеств, как коммуникативность, креативность, способность эффективному общению и сплочению коллектива.
План внеклассного мероприятия 1. Организационный этап
2. Мотивационно - целевой этап
3. Основной этап 3.1 Беседа 3. 2 Сообщения детей о разных зверях. 3.3 Музыкальная пауза 3.4 Словарная работа 3. 5 Работа по таблице «Зимующие и перелётные птицы». 3.6. Коллективная игра «Звери. Птицы» (работа в группах) 4. Рефлексия.
Ход внеклассного мероприятия
Организационный этап.
Мотивационно - целевой этап
Звучит музыка И.П. Чайковского «Времена года, картина «Зимний лес»
Ф. И. Тютчев (читает ученик)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. Слайды 1-2
Учитель: Зимний лес кажется молчаливым и безжизненным. Но это не так. В лесу нас поджидают необычные встречи. Здесь можно встретить интересных птиц и зверей, если быть очень внимательными. А сейчас мы отправимся на экскурсию в лес и возьмем с собой угощения для наших обитателей. (На столах у детей лежат крошки хлеба, ягоды рябины, семечки) Но перед тем, как отправиться на экскурсию, вспомните правила поведения в лесу. Дети: Соблюдать тишину, не ломать ветки, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)
Учитель: - Назовите признаки зимы в неживой природе - Выделите основные два признака? (мороз, снег)
- Кому приходится трудно в эту пору? (животным)
Учитель: Что же мы сегодня интересного узнаем, побывав в лесу?
Дети: Сегодня поговорим о том, как же зимуют дикие животные.
3. Основной этап
3.1 Беседа:
Назовите диких животных?
Назовите домашних животных?
Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Давайте выделим основные группы животных, которые мы знаем? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, змеи, пресмыкающиеся)
Какие группы животных спят зимой?
Остались у нас звери, птицы и рыбы.
Учитель: А сейчас мы о них и поговорим. Вот перед вами река Десна. Чем же богата наша река?
Начнем с рыб. (Таблица «Рыбы»)
Назовите их. Покажите их на таблице.
Как они зимуют? (опускаются на дно, собираются в стаи, тело покрывают слизью, как шубой. На дне вода не замерзает. Они ведут малоподвижный образ жизни)
Караси и карпы – зарываются в тину.
Сомы, лини, лещи – спят в иле.
Щука, окунь, налим – не спят, едят рыбу.
Учитель: Рыбам трудно подо льдом, не хватает кислорода.
Как люди помогают рыбам? (делают проруби во льду)
О зверях:
Назовите зверей.
Какие изменения происходят у них с наступлением зимы? (линька, меняют и цвет шубки)
3.2 Сообщения детей о разных зверях (заранее подготовив дома)
Заяц – небольшой пушистый зверек. У него острые зубы. Питаются зайцы зимой корой деревьев (чем приносят им вред), ищут еду под снегом. Трудно им приходится. От мороза прячется в ямке, зарывается в снегу. Волки и лисы являются главными его врагами. А еще ястребы и совы. От них он спасается бегством, заметая следы. Зайчик меняет на зиму цвет шубки, чтобы маскироваться на белом снегу. (Слайд 4 )
Белка Зверьки не покидают своих обжитых мест. В холодный период их также можно встретить в лесных массивах. Однако некоторые из них перебираются поближе к человеку в надежде с его помощью пережить метели и холода. Эти гости из леса зимой появляются в городских парках. Приходят они к людям не от хорошей жизни. Более хлебные места их вынуждает искать недостаток пищи. Именно поэтому в тяжелое зимнее время городские парки подходят для них больше, чем родные лесные массивы. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/133855/uznaem-kak-zimuyut-belki (Слайд 5 )
Лиса – крупное животное. Тело покрыто густой рыжей шерстью. У нее большой пушистый хвост, короткие лапы и острая мордочка. Живет она в норе на лугах. Она хорошо плавает, быстро бегает. Основной пищей лисы зимой являются мыши. Зайцев поймать ей трудно. Короткие лапки проваливаются в снегу. Она умеет запутывать следы. Любимым лакомством лисы остаются птицы. От мороза прячется в норе, закрывая отверстие хвостом. (Слайд 6 )
Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похож на собаку. В зимнюю пору волки сбиваются в стаи. Они охотятся на лосей, косуль, кабанов, зайцев, белок, птиц, барсуков. Они очень выносливые. Могу обходиться без еды до двух недель. (Слайд 7 )
Кабан – крупное животное. От кабана произошли домашние свиньи, поэтому они внешне похожи. Кабаны всеядны, но в основном питаются растительной пищей: желуди, орехи, ягоды, корни растений. Зимой они могут, есть и кору деревьев. Они могут нападать на косуль, зайцев. Кабаны живут стадами. (Слайд 8 )
Косуля – это небольшое животное. Оно очень красивое, стройное и подвижное. У них тонкие ножки, небольшие ушки и маленький хвостик. У самцов есть небольшие рога. Косули питаются растительной пищей: травой, листьями, молодыми побегами кустарников и деревьев. Лакомятся грибами, ягодами, орехами, желудями. Зимой добывают корм из-под снега. (Слайд 9 )
Лось – одно из самых крупных животных наших лесов. У взрослых самцов большие рога. Лось губастый, шея короткая, уши длинные, шерсть коричневого цвета. Масса тела от 300 до 600 кг. Пища лося – ветки деревьев и кустарников, травы, особенно любят они большую растительность и траву Иван – чай. Зимой лось кормится днем, а ночью отдыхает (спит) в лесу, прячась от врагов. Зимой лосю трудно найти себе корм, особенно когда много снега. (Слады 10-11)
Медведь – крупное хищное животное. Хорошо плавает и лазает по деревьям. За лето он припасает под кожей слой жира, а зимой спокойно спит. В конце зимы медведицы появляются медвежата от 2 до 5 шт. (Слайд 12 )
3.3 Музыкальная пауза. Исполнение песни «Почему медведь зимой спит» с движениями.
Еж – маленькое животное с иголками на спине. Весом 800г. Еж ночное животное. Днем спит, а ночью охотится. Зимой спит в куче хвороста и сухих листьев. (Слайд14 )
Барсук – хищное животное. Живет в норе семьями. Иногда стоит туалеты отдельно от жилища. Он может обойтись и без спячки. Он нагуливает жир (очень ценный) и спит всю зиму. (Слайд15 )
Учитель: Легко ли приходится зверям зимой?
Причины? (глубокий снег, мало пищи)
Кто может им помочь?
3.4 Словарная работа (на доске)
Охотник – профессионал, работающий в охотничьем хозяйстве, охраняющий животных в лесу.
Лесничий – специалист по лесному хозяйству, руководитель лесничества.
Егерь – охотник-профессионал, работающий в охотничьих хозяйствах, охраняющий животных в этих хозяйствах.
Как? Почему? Чем?
(Слайды 16-17)
3.5 Работа по таблице « Зимующие и перелетные птицы»
Учитель: А как же зимуют птицы? Узнаем.
На какие группы делятся птицы?
Каким птицам не страшна зима? (перелетным) Назовите их, покажите на таблице.
Почему они улетают?
Какая основная пища перелетных птиц? (насекомые, вод. мелкие животные)
Зимующие.
Назовите их. Покажите на таблице.
Почему остались зимовать?
Какая их пища?
Как им приходится зимовать?
Какие изменения у них происходят? (линька, прилетают к жилью человека)
Какая из зимующих птиц особенная? (клест)
Чем особенна эта птица? (выводит зимой птенцов)
Почему? (много пищи)
Кочующие.
Назовите. Покажите на таблице.
Почему они так называются?
Какие птицы?
Вывод:
Защита проектов кормушек (демонстрация кормушек изготовленных для птиц)
Чтение стих. « Покормите птиц зимой» ( Слайд 20 )
А. Я. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Обобщение.
36. Коллективная игра «Звери. Птицы» ( работа в группах )
В заключении, я хочу убедиться, что вы запомнили, как проводят зиму разные животные.
Распределите картинки со словами животных по группам:
ПТИЦЫ
Зимующие
Перелётные
Кочующие
ЗВЕРИ
Бодрствуют
Спят
(Аист,ласточка,воробей,кабан,белка,цапля,соловей,утка,сорока,скворец,ежик.медведь,косуля,лось,волк,заяц,лиса,ворона,снегирь,грач,барсук,дятел,синица,свиристель,поползень)
4.Рефлексия. Вот и завершаем мы нашу экскурсию. Всем ли понравилось в зимнем лесу?
А с кем вы там встретились? Что узнали для себя интересного? А сейчас угостим наших птичек. ( Дети кладут угощения в кормушки) Ведь так говорится в стих А.Я. Яшина «Покормите птиц зимой»
«Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!»
Список литературы и интернет-ресурсов
1.Собственный ресурс
2.https://fb.ru/article/133855/uznaem-kak-zimuyut-belki
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/kto-takie
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/kto-takie-ryby-prezentaciya-k-uroku-okruzhayushchiy-mir-1
4. В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова. Природа родного края – Брянск: «Курсив» 2012.
5. А.А. Плешаков. Окружающий мир – Москва: «Просвещение» 2018.