СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия "Экскурсия в зимний лес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие ориентировано на учащихся 2 класса. Эта экскурсия является итоговым мероприятием после изучения темы по окружающему миру "Жизнь диких животных зимой".

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Экскурсия в зимний лес"»

1. Ф.И. И. Черей Нина Ивановна 2. Место работы МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им. Д.С. Езерского» 3. Должность учитель начальных классов высшей кв. категории 4 Форма занятия внеклассное мероприятие «Экскурсия в зимний лес»»

5. Участники учащиеся 2 класса 6. Техническое оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись песен

7. Информационное обеспечение: собственные ресурсы (презентация)

Цели и задачи: создать условия для усвоения новых знаний с использованием современных образовательных технологий;

- развивать умение пользоваться имеющимися знаниями при решении различных учебных задач;

- выявить общий уровень знаний о жизни диких животных зимой;

- показать причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

- развивать творческое воображение, образное мышление;

- расширять кругозор и словарный запас учащихся;

- воспитывать бережное, ответственное отношение к природе, проявлять интерес к жизни животных родного края и желание им помочь;

- формировать у учащихся нравственное отношение к людям труда


Познавательные УУД:

- наблюдать и   самостоятельно делать простые выводы, перерабатывать нужную информацию


Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



Регулятивные УУД :

- удерживать цель деятельности до получения ее результата; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать результаты деятельности.

Личностные УУД:

- проявлять понимание и уважение к людям труда; - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Аннотация

Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся:

- показать на примере одной из форм внеклассной деятельности (экскурсия) с использованием современных образовательных технологий, как можно развивать познавательную активность детей, их речевые умения и творческие способности;

- помочь учащимся ощутить его величайшую ценность для дальнейшего становления человека;

-способствовать развитию к самопознанию и пониманию внутреннего мира друг друга.

Тема была выбрана в связи с повышенным в последнее время вниманием к окружающей природе родного края, что обусловило его актуальность и целесообразность.

Форма воспитательной работы была обозначена как «коллективно- распределительная»: это предполагает коллективное участие школьников в подготовке и проведении данного мероприятия, распределение общей ответственности и общего фронта работы на весь коллектив.

Данное мероприятие ориентировано на учащихся 2 класса. Эта экскурсия является итоговым мероприятием после изучения темы по окружающему миру «Жизнь диких животных зимой».

Внеклассное мероприятие имеет разумное количество этапов. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены песни, игра, творческая работа. В соответствии с требованиями ФГОС были использованы современные воспитательные технологии: игровые, информационные, технология сотрудничества, диалоговая, групповая здоровьесберегающая, творческая работа.

Я считаю, что данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы лицея, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся, способствует развитию таких качеств, как коммуникативность, креативность, способность эффективному общению и сплочению коллектива.



План внеклассного мероприятия 1. Организационный этап
2. Мотивационно - целевой этап
3. Основной этап 3.1 Беседа 3. 2 Сообщения детей о разных зверях. 3.3 Музыкальная пауза 3.4 Словарная работа 3. 5 Работа по таблице «Зимующие и перелётные птицы». 3.6. Коллективная игра «Звери. Птицы» (работа в группах) 4. Рефлексия.

Ход внеклассного мероприятия

  1. Организационный этап.

  2. Мотивационно - целевой этап

Звучит музыка И.П. Чайковского «Времена года, картина «Зимний лес»

Ф. И. Тютчев (читает ученик)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. Слайды 1-2

Учитель: Зимний лес кажется молчаливым и безжизненным. Но это не так. В лесу нас поджидают необычные встречи. Здесь можно встретить интересных птиц и зверей, если быть очень внимательными. А сейчас мы отправимся на экскурсию в лес и возьмем с собой угощения для наших обитателей. (На столах у детей лежат крошки хлеба, ягоды рябины, семечки) Но перед тем, как отправиться на экскурсию, вспомните правила поведения в лесу. Дети: Соблюдать тишину, не ломать ветки, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)

Учитель: - Назовите признаки зимы в неживой природе - Выделите основные два признака? (мороз, снег)

- Кому приходится трудно в эту пору? (животным)

Учитель: Что же мы сегодня интересного узнаем, побывав в лесу?

Дети: Сегодня поговорим о том, как же зимуют дикие животные.

3. Основной этап

3.1 Беседа:

  • Назовите диких животных?

  • Назовите домашних животных?

  • Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

  • Давайте выделим основные группы животных, которые мы знаем? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, змеи, пресмыкающиеся)

  • Какие группы животных спят зимой?

  • Остались у нас звери, птицы и рыбы.

Учитель: А сейчас мы о них и поговорим. Вот перед вами река Десна. Чем же богата наша река?

Начнем с рыб. (Таблица «Рыбы»)

  • Назовите их. Покажите их на таблице.

  • Как они зимуют? (опускаются на дно, собираются в стаи, тело покрывают слизью, как шубой. На дне вода не замерзает. Они ведут малоподвижный образ жизни)

Караси и карпы – зарываются в тину.

Сомы, лини, лещи – спят в иле.

Щука, окунь, налим – не спят, едят рыбу.

Учитель: Рыбам трудно подо льдом, не хватает кислорода.

Как люди помогают рыбам? (делают проруби во льду)

  1. О зверях:

  • Назовите зверей.

  • Какие изменения происходят у них с наступлением зимы? (линька, меняют и цвет шубки)

3.2 Сообщения детей о разных зверях (заранее подготовив дома)

Заяц – небольшой пушистый зверек. У него острые зубы. Питаются зайцы зимой корой деревьев (чем приносят им вред), ищут еду под снегом. Трудно им приходится. От мороза прячется в ямке, зарывается в снегу. Волки и лисы являются главными его врагами. А еще ястребы и совы. От них он спасается бегством, заметая следы. Зайчик меняет на зиму цвет шубки, чтобы маскироваться на белом снегу. (Слайд 4 )

Белка Зверьки не покидают своих обжитых мест. В холодный период их также можно встретить в лесных массивах. Однако некоторые из них перебираются поближе к человеку в надежде с его помощью пережить метели и холода. Эти гости из леса зимой появляются в городских парках. Приходят они к людям не от хорошей жизни. Более хлебные места их вынуждает искать недостаток пищи. Именно поэтому в тяжелое зимнее время городские парки подходят для них больше, чем родные лесные массивы. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/133855/uznaem-kak-zimuyut-belki (Слайд 5 )

Лиса – крупное животное. Тело покрыто густой рыжей шерстью. У нее большой пушистый хвост, короткие лапы и острая мордочка. Живет она в норе на лугах. Она хорошо плавает, быстро бегает. Основной пищей лисы зимой являются мыши. Зайцев поймать ей трудно. Короткие лапки проваливаются в снегу. Она умеет запутывать следы. Любимым лакомством лисы остаются птицы. От мороза прячется в норе, закрывая отверстие хвостом. (Слайд 6 )

Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похож на собаку. В зимнюю пору волки сбиваются в стаи. Они охотятся на лосей, косуль, кабанов, зайцев, белок, птиц, барсуков. Они очень выносливые. Могу обходиться без еды до двух недель. (Слайд 7 )

Кабан – крупное животное. От кабана произошли домашние свиньи, поэтому они внешне похожи. Кабаны всеядны, но в основном питаются растительной пищей: желуди, орехи, ягоды, корни растений. Зимой они могут, есть и кору деревьев. Они могут нападать на косуль, зайцев. Кабаны живут стадами. (Слайд 8 )

Косуля – это небольшое животное. Оно очень красивое, стройное и подвижное. У них тонкие ножки, небольшие ушки и маленький хвостик. У самцов есть небольшие рога. Косули питаются растительной пищей: травой, листьями, молодыми побегами кустарников и деревьев. Лакомятся грибами, ягодами, орехами, желудями. Зимой добывают корм из-под снега. (Слайд 9 )

Лось – одно из самых крупных животных наших лесов. У взрослых самцов большие рога. Лось губастый, шея короткая, уши длинные, шерсть коричневого цвета. Масса тела от 300 до 600 кг. Пища лося – ветки деревьев и кустарников, травы, особенно любят они большую растительность и траву Иван – чай. Зимой лось кормится днем, а ночью отдыхает (спит) в лесу, прячась от врагов. Зимой лосю трудно найти себе корм, особенно когда много снега. (Слады 10-11)

Медведь – крупное хищное животное. Хорошо плавает и лазает по деревьям. За лето он припасает под кожей слой жира, а зимой спокойно спит. В конце зимы медведицы появляются медвежата от 2 до 5 шт. (Слайд 12 )

3.3 Музыкальная пауза. Исполнение песни «Почему медведь зимой спит» с движениями.

Еж – маленькое животное с иголками на спине. Весом 800г. Еж ночное животное. Днем спит, а ночью охотится. Зимой спит в куче хвороста и сухих листьев. (Слайд14 )

Барсук – хищное животное. Живет в норе семьями. Иногда стоит туалеты отдельно от жилища. Он может обойтись и без спячки. Он нагуливает жир (очень ценный) и спит всю зиму. (Слайд15 )

Учитель: Легко ли приходится зверям зимой?

  • Причины? (глубокий снег, мало пищи)

  • Кто может им помочь?

3.4 Словарная работа (на доске)

Охотник – профессионал, работающий в охотничьем хозяйстве, охраняющий животных в лесу.

Лесничий – специалист по лесному хозяйству, руководитель лесничества.

Егерь – охотник-профессионал, работающий в охотничьих хозяйствах, охраняющий животных в этих хозяйствах.

  • Как? Почему? Чем?

  • (Слайды 16-17)

3.5 Работа по таблице « Зимующие и перелетные птицы»

Учитель: А как же зимуют птицы? Узнаем.

  • На какие группы делятся птицы?

  • Каким птицам не страшна зима? (перелетным) Назовите их, покажите на таблице.

  • Почему они улетают?

  • Какая основная пища перелетных птиц? (насекомые, вод. мелкие животные)

Зимующие.

  • Назовите их. Покажите на таблице.

  • Почему остались зимовать?

  • Какая их пища?

  • Как им приходится зимовать?

  • Какие изменения у них происходят? (линька, прилетают к жилью человека)

  • Какая из зимующих птиц особенная? (клест)

  • Чем особенна эта птица? (выводит зимой птенцов)

  • Почему? (много пищи)

Кочующие.

  • Назовите. Покажите на таблице.

  • Почему они так называются?

  • Какие птицы?

Вывод:

  • Как птицам приходится зимой? (трудно)

  • Как им помочь?

Защита проектов кормушек (демонстрация кормушек изготовленных для птиц)

  • Выбор лучших кормушек: обосновать свой выбор.

  • Назовите корм птиц.

Чтение стих. « Покормите птиц зимой» ( Слайд 20 )

А. Я. Яшин

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.


Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.


Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Обобщение.

36. Коллективная игра «Звери. Птицы» ( работа в группах )

В заключении, я хочу убедиться, что вы запомнили, как проводят зиму разные животные.

Распределите картинки со словами животных по группам:



ПТИЦЫ













Зимующие



Перелётные



Кочующие











ЗВЕРИ













Бодрствуют

Спят









(Аист,ласточка,воробей,кабан,белка,цапля,соловей,утка,сорока,скворец,ежик.медведь,косуля,лось,волк,заяц,лиса,ворона,снегирь,грач,барсук,дятел,синица,свиристель,поползень)

4.Рефлексия. Вот и завершаем мы нашу экскурсию. Всем ли понравилось в зимнем лесу?

А с кем вы там встретились? Что узнали для себя интересного? А сейчас угостим наших птичек. ( Дети кладут угощения в кормушки) Ведь так говорится в стих А.Я. Яшина «Покормите птиц зимой»

«Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!»

Список литературы и интернет-ресурсов

1.Собственный ресурс

2.https://fb.ru/article/133855/uznaem-kak-zimuyut-belki

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/kto-takie

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/kto-takie-ryby-prezentaciya-k-uroku-okruzhayushchiy-mir-1

4. В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова. Природа родного края – Брянск: «Курсив» 2012.


5. А.А. Плешаков. Окружающий мир – Москва: «Просвещение» 2018.